танатотерапия

материалы для чтения


Выпускная работа по танатотерапии Никитиной Е.В. (Екатеринбург)

наиболее достойные курсовые и дипломные работы

 

Содержание.

Введение

Определение смерти

Изменение отношения к смерти в Западной культуре

Теоретические аспекты танатотерапии

Правильное умирание

Неправильная смерть

Описание клинического случая

Список литературы

Введение.

К написанию этой работы меня подтолкнул собственный опыт столкновения со смертью близкого человека. Поэтому для меня с одной стороны важно обобщить и осмыслить изменение своих чувств и переживаний на тот момент, и зафиксировать для себя причину этих изменений.
С другой стороны, как психологу и танатотерапевту, мне важны собственные действия: буквально что реально я сделала, для того, чтобы облегчить последние мгновения жизни и «уход» из нее.
Так как данная работа является выпускной, я попыталась сохранить структуру, характерную для квалификационных работ.
В первой теоретической части работы рассматривается отношение к смерти в историческом ракурсе; теоретические аспекты танатотерапии и отсюда понимание «правильного» и «неправильного» умирания.
Во второй части – описание клинического случая.

Определение смерти.

Смерть- это последнее критическое событие в жизни человека. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Умереть – значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченные дела и уйти в неведомое (3).

Изменение отношения к смерти в Западной культуре.

Смерть – важнейший компонент культуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании в виде относительно устойчивых значений. Многие из этих коллективных значений находят выражение в литературе, искусстве, музыке, религии и философии культуры и получают свое развитие в ритуалах и обрядах.
Во все века, кроме разве что нашего, повсеместно функционировали самые разнообразные социально-культурные институты подготовки к смерти и отправления обрядов сопровождения умирающих в мир иной. Всегда и везде отношение к смерти, венчающей путь каждого живого существа, было священным и возвышенным. Преволировало сознательное и спокойное отношение к неизбежному предстоящему умиранию.

Философы и душеведы всех времен и народов прекрасно осознавали факт тотальной связанности жизни и смерти, бытия и небытия, рождения и умирания. Подготавливаясь к торжественному мигу расставания со всем земным, люди учились различать проявления смерти во всем, как бы привыкая к мысли о законности и неотвратимости наступления момента прощания со всем привычным и радующим. Улавливая «малые смерти » в повседневной жизни, наблюдая за разбивающимися сосудами и затухающими кострами, провожая солнце на закате и встречая приближение зимы, человек воспринимал смерть как неотъемлемую составляющую мирового жизненного процесса. Перемены, кризисы, потери и несчастья- во всем учился человек учился наблюдать дуновение смерти, не впадая в уныние и не поддаваясь инфантильному желанию остановить мгновение и застыть на века, оставаясь неизменным и статичным.

Сегодня страх смерти настолько гипертрофирован и раздут, что из стимула к развитию жизненных сил он превратился в проклятие рода человеческого. Сегодня люди твердо убеждены в том, что живут лишь единожды. Поэтому они стремятся взять от текущей земной жизни все, что можно, не считаясь при этом ни с кем и ни с чем. Однако человек никак не может отыскать желанное удовлетворение от жизни, так как постоянно снедаем страхом перед грядущим умиранием.

Во все времена нравственно – психологическая зрелость человека прежде всего оценивалась по спокойному отношению к неминуемой собственной смерти. Более того, в известном смысле земная жизнь рассматривалась как планомерная и последовательная подготовка к будущему умиранию, которое понималось как трамплин, выводящий человека к более высоким формам личностного существования.

Танатологии прошлого умели использовать смерть как советчика и наставника. Ибо что может тщательнее отточить и усовершенствовать каждое наше помышление, восприятие и действование, как ни постоянная память о том, что текущее мгновение вполне может оказаться последним

В средневековье –«прирученная смерть». Человек обычно предупрежден о близящейся кончине посредством знаков (знамений) или в результате внутренней убежденности: он ждет смерти, готовится к ней. Ожидание смерти превращается в организованную церемонию (близкие родственники, друзья, дети).
В дальнейшем, этот мотив еще больше драматизируется, экзальтируется. Смерть воспринимается как разрыв, как акт, вырывающий человека из повседневной жизни, монотонности рационального мира, бросающий его в мир иррациональный и таинственный. В то же время, человек сосредоточен уже не на смерти своего личного Я, сколько на смерти близких ему людей.

Революция в отношении смерти, наступает в начале 20 века. Истоки ее – в определенном умонастроении: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния. Однако со временем стремление оградить последние мгновения, отпущенные человеку в этом мире, от напрасных мучений приобретает иную окраску: оградить от эмоционального шока не столько самого умирающего, сколько его близких. Так постепенно смерть становится постыдным, запрещенным предметом. Дальше меняется и место умирания и смерть как бы технологизируется: человек теперь уходит из жизни, как правило, не у себя дома, среди родных, а в больнице, встречает смерть один.- хозяином смерти становится не сам больной, а врач и больничная команда; ритуальные услуги оказываются профессионально совершенно посторонними людьми.

Западное индустриальное общество, ориентированное на молодость, имеет любопытную особенность: отрицать смерть и избегать мыслей о ней и в то же время быть необычайно озабоченным ею. Мы живем в эру «невидимой смерти». Люди пытаются убедить себя и друг друга в том, что смерть-это просто еще одна подлежащая решению проблема, подобная болезни, для которой пока не найдено лечение.

Отрицание является нормальным механизмом совладания со стрессом. Но отрицание может мешать активному совладанию. Активно противостоять смерти - значит проявлять разумную предосторожность в отношении опасностей жизни, одновременно не ограничивая себя без необходимости. Важно уметь принимать реальную ограниченность жизни и свою собственную уязвимость.

Средний человек, достигший 21г., ни разу не был свидетелем человеческой смерти, но зато видел более 13000 смертей по ТВ.- парадоксальная картина отрицания, двойственного интереса и неослабного интереса (3).

В настоящее время некоторые исследователи считают, что наше культурное табу смерти начинает ослабевать. Существует множество книг, статей и учебных курсов, которые могут изменить установки людей в отношении к смерти. Даже представители медицинских профессий учатся с помощью образовательных программ и семинаров справляться со своими чувствами по отношению к смерти.

Требуется прикладывать огромные усилия, чтобы подготовить каждого человека в семье, а также близких друзей умирающего к завершению жизни, и помочь всем уверенно проживать каждый день и час. Когда в этом процессе принимает участие вся семья, это способствует созданию атмосферы поддержки и интеграции смерти в то целостное явление, которое представляет собой жизнь.

Одним из методов, помогающих как умирающему, так и его близким является танатотерапия.

вернуться к оглавлению

Теоретические аспекты танатотерапии.

Танатотерапия- область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта. (Баскаков. Танатотерапия- искусство жизни и смерти. )
В основе танатотерапии лежит феномен естественного (правильного) умирания и представление о т.н. биологическом и социальном теле. Жизнь и смерть- две стороны одной и той же реальности. Область танатотерапии- это область контакта с процессами умирания и смерти и главная цель танатотерапии- установление максимально полного и реального контакта. В основе танатотерапии- целительные биологические реакции, организующие и корректирующие энергетический баланс в теле человека.
Акцент в танатотерапии на работе с телом и через тело.

В танатотерапии ставка делается на «иньский» компонент – тотальное расслабление.
В танатотерапии процесс умирания рассматривается как процесс, состоящий из двух стадий: своеобразной «вялотекущей» и «активного умираня», соответственно «санации» и «терминации».

Оказывая помощь умирающему важно ориентироваться в этих стадиях и выбирать приемы и средства, адекватные самой стадии. Для стадии «санации»- санирующие приемы, для «терминации» - приемы терминирующие. Неадекватность применения приемов не является помощью, приводит к насилию над человеком, подрывает его ресурс. Часто умирающий просит не применять к нему санирующих процедур.

В медицине многие факторы (медицинская модель болезни; клятва Гиппократа, обязывающая спасать до последнего; собственные проблемы врачей) – не позволяют врачам менять их стереотип отношения к помощи и к идее процессов «санации»/ «терминации».

Особенность применения отдельных приемов танатотерапии (таких как «отпускание нижней челюсти», разные способы «заземления» на различные части тела, вотдельных случаях- применение четырех базовых приемов танатотерапии ) заключается в том, что они сами «настраивают» стадии умирания, и в этом смысле являются всегда адекватными этим стадиям («санации» и «терминации»). Если умирающий находится на стадии «санации», он, с их помощью, выздоравливает; если он находится на стадии «терминации»- умирает. В последнем случае его смерть является правильной и легкой. И это реальная помощь.

В некоторых случаях реанимационные, активизирующие процедуры неадекватны ситуации, в которой находится сам организм (неадекватность приемов санации на этапе терминации)

Тем, кто находится на терминальной стадии умирания, танатотерапия помогает лучше осознать и принять боль и , таким образом – избавиться от нее. Увести от беспокоящих мыслей, улучшить настроение и открыть место для оптимизма. – возможность облегчить человеку последние мгновения жизни.

В целом танатотерапевту предоставляется уникальная возможность помогать тем, кто испытывает боль, горе и часто находится в состоянии шока, - и эти услуги могут носить высоконравственный характер.

вернуться к оглавлению

Правильное естественное умирание- подготовка к смерти при жизни.

Под ЕСТЕСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ В ТРАДИЦИЯХ танатотерапии понимается понимается смерть наступившая не в результате насилия или внезапно.  На уровне тела умирающего- максимальная расслабленность, уход боли, сниженный или отсутствующий контроль со стороны сознания, пассивность (объектность). Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен. Его тело максимально
расслабляется, дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются, и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает; глаза приоткрываются.

1. 1.Что этому мешает: слишком сильные чувства (активация чувств, а через них- энергии- тело не способно заземлить такое количество чувств.)

2. В культуре смерть- монстр, табу (т.к. человек отодвигает ее от себя и выходит из контакта с ней.)

Неправильная смерть.

Страх смерти порождает страх жизни и разрушает душу- растут проблемы и болезни. Часто человек в полную меру ощущает это на пороге старости. Боль- признак неудовольствия, напряжения и болезней- становится постоянным жильцом в теле. Вызывая чувство протеста и новые страхи. Приближающаяся смерть воспринимается как итог болезней (что чаще всего – правда) и суровое наказание, нередко – как желанное избавление от боли. Но с каждым днем становится все яснее, что сознательной готовности к смерти нет. Тело и телесность в процессе умирания играют разные роли. Тело само по себе смертно и конечно, но в процессе жизни оно создает телесную реальность (включающую телесные паттерны, ). Каждый процесс жизни имеет определенные, свойственные ему закономерности и протекает по конкретному плану и процесс умирания не исключение. В норме здесь работают определенные биопсихические механизмы, призванные способствовать разъединению тела и духа. Телесность, состоящая из внутренних и внешних мышечных панцирей- хранилищ памяти о негативном отношении к реальности и неприятии факта смерти, мало способствует этому процессу. Но так как еще никому не удавалось избежать смерти – она неизбежна, то процесс умирания протекает мучительно (агония): в напряженном теле активизация соответствующих биологических реакций затруднена, а высокое психологическое напряжение и протест создают то настроение, с которым дух человека покидает мир.

Наличие представлений о смысле жизни, смысле смерти, своем месте в мире, своем предназначении (причастность к какой- нибудь религии) дает большее спокойствие по отношению к факту смерти.

вернуться к оглавлению

Описание клинического случая.

Пациентка, 83 г. За свою жизнь перенесла 4 инфаркта, 3 инсульта. Последние 7 лет после смерти мужа проживала одна в благоустроенной квартире. Несмотря на это одинокой пациентку нельзя было назвать, т.к. ее постоянно навещали дети и внуки. Сама она вела активный образ жизни: общалась с соседями, выходила на улицу, в гости. После последнего инсульта (примерно за год до описываемых событий) состояние ухудшилось, наблюдались следующие моменты: почти полная потеря речи (произносила лишь отдельные звуки), невозможность самостоятельного передвижения (могла лишь немного приподниматься на кровати, очень медленно передвигаться с посторонней помощью), невозможность самообслуживания (ела очень неохотно, одевалась только с чьей- либо помощью).

Работа началась в момент, когда состояние резко ухудшилось: пациентка несколько дней отказывалась принимать пищу, отказывалась подниматься с постели, просила (жестами), чтобы выключали свет в комнате, где она находится, много спала, не проявляла никаких желаний; Хотя никаких жалоб на боль с ее стороны не было.
Точного медицинского диагноза не было, но на рентгеновских снимках были видны четкие затемнения в районе легких, и за некоторое время до этого больная жаловалась на боли в груди и в боку. Плюс консультация врача онколога позволили предположить наличие онкологического заболевания легких. Аналогичный диагноз выставлялся за шесть лет перед этим, но никто из родственников не придал этому значение по следующим причинам: для постановки диагноза не были собраны соответствующие анализы, не был проведен полный медицинский осмотр, в целом все отношение медицинского персонала к людям такого возраста можно было назвать игнорированием (на любой вопрос или жалобу – единственный ответ: «Что вы хотите - это возраст»). К тому же больная чувствовала себя хорошо.

Причина начала работы. Врачи прописали множество внутривенных и внутримышечных инъекций, сказав при этом, что больная вряд ли выживет. Со стороны пациентки наблюдалось очень негативное отношение ко всякого рода вмешательствам (осмотрам врачей, инъекциям и т.д.) – чувствовалось, что она устала и ей хочется покоя.
Состояние близких родственников (детей) можно было назвать паникой (прослеживался панический страх, страх находиться наедине с больной или рядом с ней, избегали контакта глаз). При этом прослеживалось полное отрицание реальной ситуации с их стороны - постоянные разговоры друг с другом и с ней о том, что врачи ничего не понимают и скоро она поправится, также, как это бывало раньше. В целом никто не знал что нужно делать, как помочь и себе и матери – поэтому пытались перекладывать ответственность друг на друга.

Больная являлась моей близкой родственницей и поэтому, конечно же, переживаний было очень много: от полного отрицания ситуации до отчаяния. Тем не менее, хотелось оказать человеку реальную помощь, а не «зависать» на своих чувствах и переживаниях, которые мало чем могли помочь больной, а больше походили на жалость к себе самой. Поэтому я решила попробовать поработать с больной в режиме танатотерапии. Остальные родственники и сама больная не были против. Сеансы проводились по 2 раза в день по 15- 20 минут в течение пяти дней, вплоть до самой смерти больной.
1-е сеанс. Тело пациентки перед сеансом было достаточно напряженным. Выглядела она очень усталой. Возможно на это повлияла суета, окружающая ее в последнее время. Поза - лежа на спине. Во время первого сеанса использовался прием «театр прикосновений»- контакт «земля» на ноги (ступни, подъем стопы, район голени)- этот прием мне показался наиболее безопасным для начала работы. В середине сеанса меня удивила реакция тела больной - это по всем меткам была «нет реакция»: тело, в частности ноги, как будто сжимались и отодвигались от моих рук. После сеанса пациентка утверждала, что неприятных ощущений она не испытывала. Поэтому я решила, что мне просто показалось.

2-й сеанс. Использовались те же приемы. Реакция тела оказалась такой же. Несколько раз было явное отдергивание ног (особенно при работе со ступнями), в целом тело стало более напряженным, чем до сеанса, но дыхание оставалось достаточно поверхностным. Реакция тела была явно неосознаваемой, т.к. после сеанса пациентка снова утверждала, что неприятных ощущений не было и отдергивания ног она не помнит. У меня появилось ощущение, как будто тело готово «уйти», а я, давая «землю» на ноги бессознательно пытаюсь
его удержать в этой реальности, и тело пациентки этому сопротивляется.
Своими мыслями я поделилась с приехавшим братом – опытным хирургом- онкологом, который также осматривал больную. Он подтвердил мои мысли, сказав что единственно чем можно помочь сейчас - это минимум вмешательства (капельницы, таблетки, уколы) и максимум человеческого внимания и участия.
После этого наступило какое-то странное спокойствие. Причем оно не было безразличием или трансом. Это больше походило на полное принятие, понимание, любовь…

3-й сеанс. Тело пациентки несколько напряжено. Поза - лежа на спине, т.к. лежала на кровати- руки прижаты к телу. Во время сеанса использовался прием «игра со стопами». После сеанса тело пациентки еще больше расслабилось, дыхание углубилось, черты лица стали более мягкими. Затем она долго спала.

4-й и последующие сеансы. Помимо «игры со стопами», использовался прием «телесная гомеопатия» на руки и на ноги во внешнюю сторону (эти приемы чередовались в разных сеансах). После использования «телесной гомеопатии» тело пациентки расширилось- стало занимать в ширину большую площадь (до этого оно было вытянуто в длину как струна). После сеансов обычно наступал глубокий сон.
Во время этого и последующих контактов с больной у меня появлялось странное чувство собственного расширения и попадания в другое пространство. Обострилась собственная чувствительность: пространство рядом с пациенткой было качественно другим: более плотным, тяжелым - оно явно чувствовалось и ощущалось.
Удивило полное отсутствие собственного страха, который ожидался (по крайней мере окружающие не верили в его отсутствие) - некое спокойствие, умиротворение и снова - безграничная любовь….

Помимо проведения танатотерапевтических сеансов я часто сидела рядом с пациенткой, держа ее за руку, смотря в глаза и разговаривая с ней. Ей это было явно приятно, так как она сама протягивала мне руку. Ее глаза были очень выразительными, глубокими. В них читалось все, что она хотела выразить, сказать. Тело пациентки стало расслабленным, дыхание - глубоким, лицо - спокойным и умиротворенным. (Я тешу себя надеждой, что наверное в этом была и моя заслуга как танатотерапевта). Во всем ее облике чувствовалось спокойствие, отсутствие напряжения, принятие всего происходящего и Вселенская мудрость.
Умерла пациентка легко - без боли, без агонии, без судорог. Так, как описано правильное умирание в тибетской «Книге мертвых»- сделав три глубоких выдоха. Она умерла у себя дома, в привычной обстановке, успев проститься с родными и близкими. Никто не донимал ее в последние дни жизни слезами, уговорами не умирать, грубыми врачебными вмешательствами. Даже не было ощущения того, что она вообще умерла- просто перешла в другое пространство, другую реальность. Наверное, это и есть «правильная смерть».

Список литературы.

1. Баскаков В.Ю. Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение. Москва 2002г.
2. Газарова Е. Э. Психология телесности. Институт общегуманитарных иследований, Москва 2002г.
3. Крайг Г. Психология развития. Питер, Санкт-Петербург 2002г.
4. Перриш-Харра. К.У. Смерть и умирание. Институт общегуманитарных иследований, Москва 2003г.
5. Свободное тело. Хрестоматия. Институт общегуманитарных иследований, Москва 2001г.
6. Сельченок. Психология смерти и умирания. Хрестоматия.
7. Согьял Ринпоче. Книга жизни и практики умирания.

вернуться к оглавлению
 

Hosted by uCoz