К вопросу о зависимости.
главная Personal

психология

наркотики алкоголь табак

Семейные предпосылки наркомании и алкоголизма


 

Сегодня мы с вами поговорим о том, что может послужить причиной того, что ребенок попадает в «группу риска» по алкоголизму или наркомании. Безусловно, каждый родитель хочет своему ребенку счастья и здоровья. Однако в настоящее время проблема алкоголизма и наркомании, то есть химической зависимости, очень остро стоит в обществе, причем затрагивает и достаточно юных его членов. В этой ситуации каждый родитель задается тревожным вопросом: как он (или она) может повлиять на то, чтобы его ребенок оказался в безопасности. Поэтому сегодняшний выпуск рассылки посвящен именно семейным психологическим факторам, способствующим тому, что ребенок начинает злоупотребление алкоголем или наркотиками. Вы узнаете, в каких семьях ребенок чаще ищет выход в наркотиках и алкоголе. Также мы рассмотрим стили семейного воспитания и выясним, какие из них наиболее неблагоприятны для формирования зависимости у ребенка. Закончится лекция рекомендациями для родителей. Рекомендации будут изложены в виде простых правил, которых стоит придерживаться родителям, чтобы уберечь ребенка от злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Некоторые предпосылки формирования химической зависимости

Вопрос о предпосылках наркомании уже долгое время является темой дискуссий в научных кругах медицины, психиатрии, психологии, педагогики и пр. На данный момент научное знание о том, от чего же возникают наркологические заболевания у детей и подростков, не пришло к однозначному выводу. Нельзя сказать, от чего конкретно тот или иной ребенок начинает употреблять алкоголь и наркотики. Очевидно, что должен присутствовать комплекс биологических, психологических и социальных неблагоприятных воздействий, способствующих возникновению наркотизма у детей и подростков. Здесь будут рассмотрены лишь семейные факторы, способные, по мнению исследователей, привести к наркотизации (алкоголизации).

Формированию наркомании и алкоголизма могут способствовать дородовая, родовая патология, а также черепно-мозговые травмы, тяжелые и длительные заболевания. Что касается наследования наркомании и алкоголизма, эта проблема достаточно долгое время обсуждалась в специальной литературе и на данный момент нет единого мнения по данному вопросу. Однако, вероятно, здесь играют немалую роль и генетический фактор и социальный.

В целом, многие исследователи считают, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком глубокого психологического неблагополучия и логическим завершением предшествующего развития. Также, по мнению исследователей, в основе саморазрушающего поведения человека лежит нарушение внутренние конфликты, или, как часто говорят, «комплексы», которые возникают под влиянием нарушенных отношений ребенка с родителями и родителей между собой. То есть неблагоприятная или даже вредная психологическая обстановка в семье.

Характеристика дисгармоничной семьи

Важно выяснить, какая именно обстановка является для ребенка неблагоприятной. Сейчас все реже психологи, педагоги употребляют термин «неблагополучная семья», его сменил термин «дисгармоничная». Любая семья представляет собой некую систему, как маленькое государство со своими законами, порядками и правительством. В достаточно благополучной семье совсем не обязательно царит экономическое процветание. Пользуясь метафорой государства, можно сказать, что там развита «забота о населении». Члены гармоничной семьи уважают друг друга, способны в сложной ситуации быстро перестроиться, поддерживать друг друга и в то же время могут свободно общаться с внешним миром, воспринимая его позитивно.

 «Может ли кто-то из вас привести пример того, какая семья называется дисгармоничной?»

 Дисгармоничные семьи бывают разные. Понятие дисгармоничной семьи включает в себя несколько различных вариантов психологического неблагополучия ее членов. Это могут быть семьи, где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим расстройством, химической зависимостью, тяжелым заболеванием. Также в таких семьях основной проблемой являются отношения между членами семьи (неполная, распадающаяся, распавшаяся и т. д.). В таких семьях используется неконструктивный стиль воспитания детей. Родители сами чувствуют себя психологически плохо, неуверенно, склонны накапливать негативные эмоции. Даже не желая, непроизвольно, они переносят свои душевные страдания на детей.


Подобную семью характеризуют следующие признаки:

1.      «Не выносить сор из избы»: детям не разрешается рассказывать о том, что происходит в семье (хорошее или плохое), ограничивается посещение гостями. В таких семьях не принято просить помощи на стороне, у других. Психологи называют это «закрытыми внешними границами».

2.      Взаимная зависимость членов семьи друг от друга. Это свойство проявляет себя от бесцеремонности по отношению друг к другу (например, родители проверяют личные вещи подростка) до повышенной тревожности за благополучие друг друга (принято звонить и предупреждать, где ты находишься, когда вернешься домой, обсуждать каждое действие с другими членами семьи). Нередко, консультируя детей из таких семей, психологи замечают выраженный страх смерти родителей.

3.      Различные нарушения поведения – могут варьироваться от криминального поведения кого-либо из родителей (о них мы говорим в первую очередь) до внешне безобидной привычки повышать голос в любых спорных ситуациях. Когда мы принимаем решение стать родителями, нам следует помнить, что у детей свой взгляд на мир, папа и мама видятся малышу безупречными, идеальными и любое отклонение от идеального образа ребенок воспринимает как катастрофу, ему страшно и небезопасно в своем доме..

4.      Конфликтные, напряженные отношения между родителями или другими старшими членами семьи – между папой и бабушкой, например. Конфликты невозможно утаить от ребенка, даже если вы взяли за правило не ругаться при нем.

5.      Негативное, настороженное отношение к окружающему миру, пессимистичная позиция по отношению к будущему. Общая политическая нестабильность стала проверкой на прочность очень многих взрослых. Мы, психологи, прямо говорим: самый лучший способ сделать ребенка алкоголиком или наркоманом – это постоянно жаловаться на жизнь, на бедность, причитать об отсутствии денег, престижной работы, предвещать грядущие экономические или иные катастрофы. Взрослые, проговаривая свои опасения вслух, облегчают психическое напряжение, но дети не могут так, они накапливают страхи в душе и извлекают урок – мир опасен.

6.      Искажение родительской модели поведения, самый частый вариант – авторитарная мать и «подкаблучник» - отец. Унижение одним родителем другого, причем не обязательно прямо: «мужики измельчали», «бабы дуры». Имейте ввиду, ребенок отнесет ваши слова к себе и вопреки ожидаемому не попытается стать лучше.

7.      Неадекватное поведение в стрессовой ситуации (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь).

8.      Отсутствие необходимых социальных навыков (прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора).

9.      Отсутствие или избыток дисциплинарных техник.

10.    Отсутствие или нарушение семейной коммуникации (внутри семьи и внешним миром): взаимные нападки, критика, поиск виноватых, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом.

 

Тогда ребенок или подросток создает свою собственную критическую ситуацию в семье (демонстрирует поведение, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами), бессознательно преследуя несколько целей.

Алкоголизация или наркотизация, во-первых, позволяет старшим членам семьи (и в первую очередь – родителям) удовлетворить потребность в контроле, а во-вторых, вызывает гнев, страх, ненависть и пр. – то есть является практически единственным способом испытать эмоции в семье. Ребенок становиться центром внимания взрослых, то есть берет «вожжи в свои руки»; пусть плохо, но семья оказывается у него под контролем.


Семья как система при химической зависимости

Однако, какая бы ни была семья, у каждой из них есть свои правила, законы маленького государства. В рамках семейной системы правила выполняют 4 основных функции. Они:

-         устанавливают взгляды, ожидания, ценности и цели семьи;

-         определяют принадлежность власти и авторитета, порядок их использования и реакцию на них членов семьи;

-         предполагают, как семья будет справляться в самой себе как в ячейке, в своих членах и во внешнем мире;

-         предписывают, как члены семьи могут обращаться друг с другом и по какому поводу.

 

Семья – это система, и нарушение в одном из ее элементов неизбежно сказывается на остальных.

В нарушенной семье правила становятся жесткими и бесчеловечными: они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать в интересах только того, кто их устанавливает. Правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность и манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины.

Благодаря негибкости поведения и повторяемости ситуаций, у всех членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение становится автоматическим, предсказуемым и распространяется на другие жизненные ситуации.

Если ничего не изменить в таких случаях – человек будет нести свою роль по жизни, найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль. И уже новая семья будет обречена на существование в рамках тех же правил, передаст это наследие грядущим поколениям и станет питательной средой для появления новых несчастных, неудачливых людей, в том числе и зависимых от алкоголя и наркотиков. И уже в новых семьях возникнут те же негибкие, деструктивные правила: «Статус кво любой ценой» («Не раскачивай лодку»); «Не говори, не доверяй, не чувствуй» и т. п. Таким образом, складываются семейные роли.

Дети вырабатывают свои способы выживания в дисфункциональной семьи. Вот некоторые из типичных ролей. 

Роли ребенка в деструктивной семье

 

Типы поведения, роли

Видимые

качества

Внутренние

чувства

Дает семье

Характеристики

Возможные характеристики в будущем

 

Без помощи  

С помощью

СЕМЕЙНЫЙ

ГЕРОЙ

Видимый успех; делает то, что «правильно»

Неадекватность

Самоценность (семья может гордиться)

Высокие достижения; отметки; друзья; спорт

Работоголизм; никогда не ошибаться; ответственность за все; для семейных отношений выбирает химически зависимого человека

Принятие неудачи; ответственность за себя, а не за все; хороший исполнитель

КОЗЕЛ

ОТПУЩЕНИЯ

Враждебность; оборонительность; злобность

 

Боль, вина

 

Снимает фокус с химически зависимого

 

Негативное внимание; не может соперничать с «семейным героем»

 

Незапланированная беременность; неприятности в школе и на работе; проблемы с законом

 

Взятие на себя ответственности; смелость; способность

видеть реальность; хороший консультант

ПОТЕРЯННЫЙ РЕБЕНОК

Отстраненность; одиночка

 

Одиночество, собственная неважность

 

Облегчение (ребенок, о котором не нужно беспокоиться)

 

Тихий; «невидимый»; нет друзей; легко ведомый; попадающий в неприятности

 

Слабый интерес к жизни; проблемы с сексуальной идентичностью; неразборчивость в связях; одиночество; часто умирает в раннем возрасте

Независимый; талантливый; творческий; с хорошим воображением; самоактуализирующийся

 

ШУТ

Хрупкость; незрелость; защита потребностей

Страх

Развлечения и юмор (комическая разрядка)

Гиперактивный; обучается плохому; трудности с концентрацией

Язвенные болезни; неумение справляться со стрессом; ком-пульсивность; клоунство; незрелость

Заботится о себе; перестает быть клоуном; с ним легко и весело; хорошее чувство юмора


главная Personal

психология

наркотики алкоголь табак
Hosted by uCoz