ПРИТЧИ И ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЕЦОВ

Разделы:

притчи

психология

этология

алкоголизм

наркомания

игромания

табак

Афоризмы мудрых

Этот раздел познакомит Вас с мудрыми и вечно необходимыми нам в повседневной жизни знаниями. Раздел подготовлен для людей, которым слово воспитывать духовность это не пустой звук.

Для удобства чтения советую пользоваться номерами страниц справа и переходить по меню.

2

Анекдот о находчивости Бухлюля

Как-то Бухлюль пришел к Харун ар-Рашиду.
Один из вазиров сказал:
- Я поздравляю тебя, о Бухлюль: повелитель правоверных сделал тебя начальником обезьян и свиней.
Бухлюль тут же ответил:
- В таком случае слушайся меня и исполняй мои приказания, ибо ты являешься одним из моих подчиненных.
Благую весть несешь - правителем я стал
Коров и ишаков! Но вот о чем толкую:
Ведь первым подданным ты был бы,- лишь включи
Медведей да свиней в компанию такую!


Анекдот о богатом наследнике

Некий богач умер во время правления одного из тиранов. Вазир этого тирана потребовал к себе сына умершего и спросил у него:
- Что осталось после твоего отца?
- Такое и такое имущество,- ответил юноша,- да еще двое наследников - ты, великий вазир, да поможет тебе Аллах Всемогущий, и я, твой ничтожный раб.
Вазир засмеялся и приказал разделить наследство умершего пополам: одну часть отдали сыну богача, а другую взяли в казну тирана.
Стал отцовское наследство пополам делить вазир -
И, как свойственно злодею, сироту он обделил:
Половину отдал шаху, а другую сироте,
Об одном вазир хлопочет - чтобы шах доволен был.


Анекдот о разбойнике-тюрке

У тюрка спросили:
- Чего ты больше хочешь: разбойничать сегодня или попасть в рай завтра?
И ответил тюрк-разбойник:
- По мне лучше сегодня грабить и забирать все, что попадется, а завтра я согласен гореть и в аду.
Кочевник-тюрок, услыхав, Господень рай каков,
Спросил ваиза: "Есть ли там разбой и грабежи?"
"Нет",- отвечал ваиз, а тот: "Ужасней ада рай! -
Тоска рукам без грабежа... Что делать им, скажи?"


Анекдот о нищем

Нищий подошел к воротам какого-то дома и попросил подаяние.
Хозяин дома закричал изнутри:
- Прости, но женщин нет дома.
Нищий ответил:
- Я прошу кусок хлеба, а не близости с женщиной.
Когда просящий к двери подойдет, - Дай!
Не ищи предлога быть построже...
И не ссылайся на семью, на слуг: -
Попросит больше, - выдумает тоже!
.В гареме подлого наложниц нагота
Так от чужих людей не скрыта никогда,
Как спрятан хлеб... На хлеб ты здесь надейся меньше,
Чем на запретное!.. Всему цена не та.


 

3

Анекдот об учителе

У некоего учителя заболел сын, и был он при смерти. Учитель сказал:
- Приведите обмывалыцика трупов, чтобы он обмыл сына.
- Ведь он еще не умер, - возразили ему.
- Ничего, - ответил учитель, - пока его обмоют, к этому времени он и умрет.


Анекдот о сыне учителя

Сыну одного учителя сказали:
- И какой же ты дурак! Он ответил:
- Если бы я не был дураком, то это значило бы, что рожден я от другого человека, а не от отца своего.
Виновна мать - сын вышел не в отца,
Характер и повадки - все иначе.
Коль был отец ослом, а не конем
У сына уши вырастут ишачьи.


Анедот об учителе и его младшем брате

У одного учителя спросили: - Кто из вас старше - ты или твой брат? Он ответил: - Я старше, но через год он догонит меня.
Коль в жизни сам не преуспел, что вопрошать о том,
В каких делах, куда и как другого жизнь уходит?-
Считаешь годы жизней тех, как будто позабыл:
Проходит с ними и твоя,- тебя к концу приводит!..


Анекдот об умирающем больном

Некий больной был при смерти. Пришел человек, у которого изо рта шел дурной запах, и, сев у его изголовья, наклонившись близко к его лицу, начал втолковывать основы веры и дышать ему в лицо. Как бы больной ни пытался отвернуться, тот настойчиво склонялся над ним. Совсем невтерпеж стало больному, и он сказал:
- О дорогой, дай мне умереть в спокойствии и чистоте. Ты же хочешь осквернить последние минуты мои перед смертью тем, что мерзостнее всего.
Людей ты безупречных не найдешь.
Но слишком наглым не внимай, о брат мой! -
Есть некий запах низости души,
Что обонять из этих уст отвратно...


Анекдот о названных братьях

Некий мужчина подошел к другому и начал говорить:
- Неужели тебе не стыдно, ты не признаешь меня и не воздаешь мне по праву родственника!
Тот удивился и сказал:
- Я не знал, что должен так поступать!
- А как же,- возразил первый,- ведь мой отец когда-то сватался к твоей матери. Если бы она тогда согласилась, я бы был твоим братом!
- Раз так,- воскликнул второй,- такая родственность, видимо, позволит нам стать наследниками друг друга?
Иной умом незрелым наделен,
Но требует даров себе заране.
Пока не поумнеет, будет он
От жадности своей в тисках страданья.


 

4

Анекдот о злом горбуне

У горбуна спросили:
- Что ты хочешь: чтобы Всевышний распрямил твою спину или спины других сделал горбатыми, как у тебя?
- Пусть Он сделает всех горбатыми подобно мне,- ответил горбун,- чтобы я мог смотреть на них тем же взглядом, каким они сейчас смотрят на меня.
Недуг твой тяжкий потешал врагов,
Ты болью и насмешкой был измучен.
Хочу, чтоб стал ты весел и здоров,
А лютый враг и немощен, и скрючен.


Анекдот о старухе и богомольце

Некий человек совершал намаз. Закончив его, он начал молиться и в молитве просил у Всевышнего места в раю и спасения от огня ада.
За ним стояла старуха, все это слышала и приговаривала:
- О Всевышний, и мне уготовь то, что он просит.
Когда же тот услышал эти слова, то сказал: - О Всевышний, пусть моя смерть будет на виселице или от побоев плетьми.
- Господи, прости меня,- промолвила старуха,- спаси меня от того, что он просит.
Тогда тот человек обернулся и сказал:
- Удивительно! Значит, если покой и спокойствие - так ты со мной, если же страдания и мучения - так ты отделяешься от меня?!

Тот без совести, кто, видя твой успех,
Милость Господа, тебе товарищ в деле;
Стоит же из света в тень шагнуть,
Отвратившись, кланяется еле.


Анекдот об обманщике в суде

Некий человек пожаловался судье на то, что Джуха не отдает ему десять дирхемов. Судья спросил:
- А свидетели у тебя есть, что ты ему давал день-ги.
- Нет,- ответил жалобщик.

- Тогда пусть он поклянется, брал у тебя деньги или нет.
- Кто может верить его клятве?- возразил жалобщик.
- О судья всех мусульман,- вмешался Джуха,- в мечети нашего квартала есть имам, известный своей праведностью, честностью и добродетельностью! Позови его, и пусть он вместо меня даст клятву, что не брал денег, чтобы этот человек успокоился.


 

5

Анекдот о бедуине и его верблюде

Бедуин потерял верблюда и поклялся, что если найдет его, то продаст за один дирхем. Когда же верблюд нашелся, то он пожалел о своей клятве. Тогда он повесил на шею верблюда кошку и стал кричать:
- Кто купит верблюда за один дирхем и кошку за сто дирхемов, но только вместе!
Подошел к нему один человек и сказал:
- Как дешево стоил бы этот верблюд, если бы на нем не было этого ошейника!
Тебе верблюда в дар отправил скряга -
Подарок не бери, отправь обратно.
Плут за ошейник на верблюжьей шее
С тебя потом запросит многократно.


Анекдот о бедуине, потерявшем верблюда

Бедуин потерял верблюда и провозгласил: - Всякий, кто найдет и приведет моего верблюда, получит два верблюда с вьюками!
- О, что это такое, неужели один верблюд дороже двух верблюдов с вьюками?- изумились люди.
- Вы не испытали вкуса обнаружения пропажи и не испили сладости обретения утерянного,- ответил он.
Коль потерял какую-нибудь малость,
Не говори - зачем искать, возиться!
Кто в тонкостях различных сведущ,- знает:
Найти - дороже, чем сама вещица.


Анекдот о совестливом враче

Некий лекарь всегда, проходя мимо кладбища, закрывал лицо своим ридо, накинутым на плечи. У него спросили причину этого.
Он ответил:
- Мне стыдно перед покойниками, погребенными на этом кладбище. Мимо какой могилы ни пройду,- там лежит тот, кого я оперировал; на какую могилу ни гляну,- в ней покоится тот, кто испил моих снадобий.
Ты, лекарь, не мастак в искусстве врачеванья -
Чуть вступишь в дом, и следом смерть войдет.
Твое немилосердное старанье
С плеч Азраила сняло груз забот.
Из-за тебя нет веры в излеченье.
Ты страждущим больным приносишь муки,
Зато обмывщик трупов, и могильщик,
И тот, кто саван шьет, нагрели руки.


Анекдот о неумелом лекаре

Один мудрец изрек:
- Неумелый лекарь подобен чуме.
Вред от тебя искусству врачеванья!
Ведут твои занятья в ад холеры...
Немудрено, что шлют тебе проклятья,-
Ведь это же заклятья от холеры!


Анекдот о собаке на пиру друзей

Однажды весной мы, группа друзей, отправились подышать свежим воздухом и прогуляться в степь. Достигнув цветущих мест, приятных взору, мы остановились и расположились поесть. Какая-то собака, издали увидев скатерть, подбежала к нам. Один из присутствовавших поднял камень и бросил его собаке так, как обычно бросают хлеб. Она понюхала его и сразу же отбежала назад. После, сколько ее ни подзывали, она не обращала никакого внимания.
Друзья очень удивились, но один из них промолвил: - Знаете, что сказала эта собака? Она сказала: "Эти несчастные от скупости, проголодавшись, едят камни. Нечего надеяться на их скатерть, у них ничем не поживишься".
От дастархана - доля и довольство,
И ближнему, и дальнему отметки:
У скатерти до-вольна кошка палкой,
Поодаль - для собаки камень меткий!


Анекдот о жадном мальчишке

У некоего мальчика спросили:
- Хочешь ли ты смерти отца, чтобы получить скорее наследство?
- Нет,- ответил он.- Я хочу, чтобы его убили: тогда
я получу наследство и выкуп за его кровь.
Тот сын, что лишь из-за добра с отцом желает жить,
Готов, чтобы богатым быть, папашу сжить со света.
Но мало кажется ему наследство получить:
Готов убийц он в дом впустить, чтоб выкуп взять за это.


 

6

Анекдот о поэте и рифмоплете

Один человек пришел к поэту и прочитал ему свое двустишие. Первая строчка его кончалась на "ру", а вторая - на "зи". Поэт сказал:
- Стих непра-вильно зарифмован, ибо одна строчка у тебя кончается на "ру", а другая - на "зи".
- Хорошо, и во второй сделаем "ру",- ответил тот человек.
- Но "ру" у тебя с заммой, а "зи" - с касрой.
- Посмотрите только на этого неуча,- вскричал пришедший,- я ему толкую о согласных, а он мне про склонение.
От оды брань не отличив, не оберется сраму,
Кто с "фатхой" "касру" не сличит, а то и с "касрой" "замму"!
Есть слово "стих" и есть "ячмень",- он их не различает,
Так почему же о стихах упрямо он болтает?!


Анекдот о двух поэтах

Два поэта встретились в гостях за скатертью. Принесли очень горячий студень из фруктовых соков. Один поэт сказал другому:
- Этот студень горячее того кипятка и кипящего гноя, которые ты вскоре изопьешь в аду.
Другой же в ответ сказал:
- Ничего, стоит тебе прочесть там одно свое двустишие, как сразу все замерзнет на благо твое и других!
Одну мисру холодную, сухую
Из тех стихов бездарных рифмоплет
Изобразит на двери преисподней -
Геенну заморозит вечный лед!


Анекдот о Сахибе Аббаде и поэте-плагиаторе

Некий поэт преподнес Сахибу Аббаду касыду, все двустишия которой были взяты из диванов других поэтов и все образы рождены вдохновением других стихотворцев.
Сахиб сказал:
- Удивительный караван ты привел к нам: если отвязать верблюдов, то все они вернутся в свои стада и ничего здесь не останется.
Вчера весь вечер ты твердил, что лучший мед безвкусней
Твоих стихов!.. А рассудить и приглядеться к чуду
Или прислушаться - увы, другим поэтам слава! -
Чужих стихов за бейтом бейт набрал ты отовсюду! -
Прочь разлетятся, коль сказать: "Домой летите, бейты!"
Пустым пребудет твой диван,- свидетелем я буду.


Анекдот о неудачной мести поэта

Фараздак воспел в одной своей оде правителя Басры Ха-лида, но не получил ожидаемого вознаграждения. И тогда он осмеял его в таких стихах:
Врата дворца наместника слепят меня... Зачем?
Воистину,- величием прикрыта скупость злая...
Ошибся, Халида воспев, подобно многим, я,-
Свои одежды замарал, что здесь - дерьмо, не зная!
Я разукрашенным дворцом все любовался здесь,
Воспел хозяину хвалу,- сам извивался весь!
Одежды чистого стиха как замарал я мерзко?-
В том панегирик виноват!.. С поэта сбита спесь.

Когда эти строки дошли до Халида, то он выслал поэту десять тысяч дирхемов и письмо, в котором говорилось:
"Смой этими деньгами тот упрек, что, выйдя из твоего нутра, замарал твой облик".
Кто в панегириках воспет, тому не удивляйся,
Кто шлет воспевшему дары,- певца не стоит злить,-
Поет о добром и дурном, и каплями из моря
Даритель с памяти певца дурное хочет смыть!


Анекдот о поэте, сложившем стихи в нужнике

Некий поэт прочитал просвещенному и умному человеку свои стихи. Закончив чтение, он сказал:
- Я их сложил в нужнике.
- Ты говоришь правду,- ответил слушавший,- от них идет запах нужника.
Что это за стихи! - Когда знаток прочтет,
Он все их "чепухой" честит наперечет.
А если их прочесть над снадобьем больного,
То ледяной озноб беднягу проберет.


Анекдот о поэте и лекаре

Некий поэт пришел к лекарю с жалобой:
- Что-то застряло у меня в груди, от этого мне так плохо и слабость разлилась по всему телу, что даже волосы встают дыбом.
Лекарь был человеком проницательным и находчивым.
- Не сложил ли ты новых стихов,- спросил он у поэта,- которых еще никому не читал?
- Да, сложил,- ответил тот.
- Читай,- приказал лекарь.
Поэт прочел.
- Еще раз читай! - приказал лекарь.
Поэт еще раз прочитал.
- А теперь ступай! - сказал лекарь - Ты спасен. Это стихи застряли у тебя в груди, и были они настолько холодны, что сильно подействовали на тебя, и ты заболел. Теперь ты освободился от них и исцелился.
Что за стихи? О них ценитель скажет
Лишь - "чепуха"! Что делать с чепухой?
Прочти их над лекарством для больного,-
Озноб и дрожь заменят жар сухой.


Анекдот о проповеднике-стихотворце

Проповедник с минбара читал настолько плохие стихи, что дальше некуда, и все приговаривал, хваля их:
- Клянусь Богом, я сложил их во время намаза. Слышал я, как один из присутствовавших сказал: - Если стихи, сложенные во время намаза, столь безвкусны, интересно, какой же вкус был у самого намаза?!
Ты рек: "Вчера, творя намаз вечерний,
я сложил Стихи, что всех иных стихов
достоинство сразят!" Эх! Лишь намаз бы ты сразил
и омовенье с ним, Когда б те бейты испустил
твой вдохновенный зад!
Поэт читал особую газель:
Вся без "алифов" хитрая предстала,
А я сказал: - Искусства выше нет,
Чем если бы в ней вовсе букв не стало!
Вчера матла какую-то прочел ты,
С претензией сказав: "Жемчужин море!"
Как морем лишь одним ты утолился?-
Все метры строк здесь разные и в ссоре!
Пусть не умеешь ты читать, да и писать не можешь.
И пусть не входят в ритм и в метр стихи твоей природы.
Кто смеет упрекнуть тебя за то, что не поэт ты.
Коль сам Пророк не оскорблен?
Достоин ты свободы!


Лиса и волк

Лиса клялась волку в своей верности и вступила на путь дружбы с ним. Как-то прокрались они вдвоем к какому-то саду. Ворота были заперты крепко, сте-ны усыпаны шипами. Тогда обежали они вокруг и нашли лазейку, для лисы - широкую, для волка - узкую. Лиса пролезла через нее легко, а волк - с большим трудом. В саду они увидели различные сорта винограда, нашли разнообразные плоды. Лиса была хитрой. Она подумала о том, что придется лезть обратно через лазейку. Глупый же волк сколько мог, столько и поел всего. Неожиданно их заметил садовник. Он схватил дубинку и направился к ним. Тоненькая лиса быстро прошмыгнула через лазейку, толстобрюхий волк же прочно застрял там. Садовник подскочил к нему и так отдубасил его, что тот ни жив, ни мертв, с разорванной шкурой, с выдранной шерстью еле выбрался из щели.
... О господин! Не злоупотребляй
Своим богатством. Слишком жалок станешь!
От многих благ и неги разжирев,
С подобным телом в тех вратах застрянешь,
Что разделяют мир земной и мир небесный,-
Вперед - нельзя... Обратно не отпрянешь!..


 

7

Скорпион и черепаха

Скорпион со смертоносным ядом в жале и с душой, склонной к подлости, отправился в путешествие. Потихоньку он дополз до берега широкой реки и присох на месте - и перейти реку не может, и возвращаться назад не хочет.
Черепаха заметила его состояние, сжалилась над ним, посадила его на свою спину, бросилась в воду и поплыла к другому берегу. В это время она услышала какой-то звук: похоже, что скорпион чем-то бьет ее по спине. Она спросила:
- Что это за звук?
- Это мое жало,- ответил скорпион,- которым я пытаюсь ужалить тебя в спину. Хотя и знаю, что у меня ничего не получится, однако я ничего не могу поделать со своей натурой.
Черепаха сказала про себя: "Нет ничего лучше, как это злонамеренное существо освободить от его скверного характера и тем самым оградить добрые создания от его ядовитого жала".
И она нырнула в воду, а скорпиона смыла волна, и как будто его никогда и не было.
Насильнику любому, что на пиршестве порока
Пирует, сея смерть и зло, живое все губя,
Нет лучшей доли, чем не быть! - В пучину смерти канув,
Освободить от зла себя и всех вокруг себя!


Мышь и бакалейщик

В продолжении многих лет жила мышь в лавке бакалейщика, полной сухих сластей и свежих фруктов, и вдоволь ела как сухие, так и свежие плоды. Бакалейщик видел это, но не обращал внимания и не наказывал ее. И это длилось до тех пор, пока, как говорят:
Стоит подлому наполнить свой живот,-
Тут для подлостей и храбрость обретет.

Однажды алч-ность мыши дошла до такой степени, что она прогрызла суму хозяина и, сколько там было золота и серебра, все унесла в свою нору.
Когда понадобились хозяину лавки деньги, он сунул руку в суму и нашел ее такой же пустой, как карманы его должников, и такой же порожней, как желудок голодного. Догадавшись, что это дело мыши, он затаился, как кошка, и схватил мышь. Затем привязал к ее лапке длинную нитку и отпустил. Она шмыгнула в свою нору, и по длине нитки, ушедшей под землю, лавочник узнал глубину норы и раскопал ее. Он увидел нору, подобную лавке менялы, полную золота и серебра, смешанные кучки динаров и дирхемов. Бакалейщик забрал свое добро, вытащил мышь и отдал ее кошке.
Мышь понесла наказание за свою неблагодарность, и то, что она испытала, она знает сама.
Все злые скверные дела - к земному миру алчны.
Блажен отрекшийся от них - ему и крох довольно.
Мир бескорыстным и покой! Им - прибыль сил душевных...
Но пусть и алчность прибыль даст - все ж голове-то больно!


Лиса и собака

Лиса стояла на дороге и внимательно обозревала окрестность. Неожиданно вдалеке появилось что-то черное. Когда оно приблизилось, она увидела, что это рядом бегут кровожадный волк и огромная собака, как вер-ные друзья и добрые товарищи: волк не боится коварства собаки, собака не страшится нападения волка.
Лиса подбежала к ним, поздоровалась, оказала им все приличествующие знаки уважения и спросила:
- Слава Богу, что старая вражда сменилась новой дружбой и кровные враги стали неразлучными друзьями. Но мне хотелось бы узнать, что послужило причиной этой дружбы и кто же вас сдружил?
Собака ответила:
- Причиной нашей дружбы является пастух. Вражда волка с пастухом не нуждается в объяснении, а причина моей вражды с ним в том, что вчера этот волк, который сегодня удостоил меня своей дружбы, напал на наше стадо и унес одного барашка. Я, так как это в моей натуре, погнался за ним, чтобы отнять того барашка у него, но не смог его догнать. Когда я возвратился, пастух огрел меня дубинкой и без всякой причины обидел меня. Я тогда разорвал с ним узы дружбы и сдружился с его заклятым врагом.
Ищи с врагами к примиренью путь,
Пусть меч раздора не лежит меж вами.
Не ссорься с другом, он тебе назло
Подружится с твоими же врагами.


Ответ лисы

Лису спросили:
- Не отнесешь ли ты письмо деревенским собакам, за что заработаешь сто динаров?
Ответила лиса:
- Клянусь Богом, это очень большая плата, но она может стоить мне жизни.
Уповать на то, что жадный будет щедр, как Нил вес-ной,
Все равно, что вверить морю ненадежный, утлый плот.


Верблюд и куст

Верблюд пасся в пустыне, поедая колючки и сухие травы. Неожиданно он увидел куст колючки, пышный, как локоны красавиц, и свежий, как щеки прелестниц. Верблюд жадно вытянул шею, чтобы полакомиться им, но заметил запрятавшуюся в куст змею. Она лежала, свернувшись кольцом и положив голову на хвост. Верблюд отпрянул от куста и отказался от своего желания.
Куст же подумал, что верблюд воздержался от своего намерения, устрашившись ран от его колючек и остроты зубов его шипов.
Верблюд догадался, о чем думает куст, и сказал:
- Я страшусь скрытого гостя, а не открытого всем хозяина. Я боюсь яда зубов змеи, а не царапин колючек. Если бы не ужас перед гостем, то я съел бы за один раз хозяина.
Тому, что чистый подлеца страшится,- не дивись:
Страшится мерзости души, а не когтей и шерсти!
Конечно,- в пепел и в золу не вступит человек:
А вдруг под пеплом есть огонь, жар тлеет с пеплом вместе?


Пес и лепешка

Пес, лишенный всякой еды, стоял у городских ворот. Вдруг он увидел, как круглая лепешка, подпрыгивая, выкатилась из ворот и устремилась в степь. Пес побежал за ней и закричал:
- О пища тела! О сила духа! О ты, мечта моего сердца и спокойствие души! Куда ты направляешься, куда ты обратила свой лик?
Ответила лепешка:
- В этой степи есть у меня несколько знакомых из предводителей волков и барсов. Я направляюсь нанести им визит уважения.
- Не стращай меня,- ответил пес,- если даже ты бросишься в пасть акулы или в зубы льва, я все равно не отстану от тебя.
Всю жизнь искал я лишь одну тебя,
Одна мечта меня влекла повсюду,
И, если даже землю обойду,
Не успокоюсь, коль с тобой не буду.
Те, в ком приучена душа единым хлебом жить,
Подлейших взоры стерегут,- служить велит им хлеб.
Хоть сто пощечин получить готовые,- вослед,
Как псы голодные, бегут,- спешить велит им хлеб!


Ответ рака

У рака спросили:
- Почему ты такой кривобокий и ползаешь все вкривь и вкось?
- Всему этому я научился у змеи. Хотя она и стройна и ползет прямо, но зачастую голова ее бывает размозжена без жалостным камнем или оторван хвост от мучительных ран.
Везде, где пери предстает, свой образ сохранив,-
Как душу, крепко каждый рад в объятия схватить!
Везде, где в облике змеи правдивом предстает,-
Камнями издали спешат и палками убить!


Жаба и рыба

Жаба потеряла свою пару, и горе одиночества привело ее на берег реки. Она смотрела во все стороны и старалась заглушить чем-то свою тоску по подруге. Неожиданно она увидела в чистой воде рыбу.
И удивилась рыбе в речке чистой.
Плывущей здесь, воде подобно быстрой,
Лист серебра, как ножницы, стригущей
И режущей атлас воды бегущей,-
Как полумесяц, что плывет не тая,
С боков толчки стихии ощущая...

Как только жаба увидела ее, ей захотелось поговорить с ней, излить свое горе. И она попросила рыбу побеседовать с ней. Рыба сказала:
- Нужно найти тебе соответствующего собеседника. Какая может быть связь между мной и тобой. Мое место в глубине реки, твое же жилище на берегу. Я молчалива, твои же уста полны звуков. Твое уродливое лицо - для тебя щит, каждый, кто увидит тебя, старается держаться подальше, моя же красота является причиной моих бед. Каждый, увидевший мою красоту, возгорается желанием добиться меня. Любовью ко мне охвачены птицы в небе, страстью ко мне пылают дикие звери в степи. Рыбаки то становятся тысячеглазы, словно сеть, в поисках меня, то сгибаются от тяжести мечты обо мне, как рыболовный крючок.
Сказав это, она нырнула в глубину реки, оставив жабу в одиночестве на берегу.
С тем не общайся, с кем ни в чем по сущности не сроден!
Единство сущности - вот нить, что свяжет,- это ясно.
Так сахар дружен с молоком - подобное с подобным,
Но с маслом ли дружна вода, коль не приемлет масла?!


Ответ голубки

У голубки спросили:
- Почему ты выводишь только двух птенцов? Неужели у тебя не найдется сил для большего числа птенцов, как у курицы?
- Мои птенцы,- ответила голубка,- едят пищу лишь из зоба родителей, а цыплята курицы находят ее в каждой куче мусора у любой дороги. Пищи одного зоба хватает лишь двум птенцам, а полкучки мусора прокормит и тысячу цыплят.
Не ютись с семьей в домишке тесном,
Честно добывать свой хлеб желая:
Многого ты правдой не добудешь,
Ежели кругом семья большая!


Воробей и аист

Воробей оставил свое наследственное жилье и поселился в щели гнезда аиста.
- Что общего у тебя, такого маленького с немощным тельцем, и такой большой птицей, что ты стал ее соседом? И как ты смеешь равнять себя с ней в обиталище и жить в одном жилище?- спросили его.
- Все понимаю,- ответил воробей,- но поступать по своему уразумению не могу. По соседству с моим гнездом живет змея. Каждый год, когда я выводил птенцов, выхаживал их с превеликим трудом, она неожи-данно нападала на мой дом и съедала моих птенцов. В этом году я бежал от нее, надеясь на защиту этого великого. И еще я надеюсь, что аист отомстит за меня. Если каждый год змея насыщалась моими птенцами, то в этом году он ею полакомит своих птенцов.
Коль в урочище у льва прижилась лиса,
Волчьи когти ей ничто, ей и лес хорош.-
От придирок мелкоты хищной огражден
Обретающий приют под рукой вельмож.


 

8

Собака и нищий

У собаки спросили:
- В чем причина, что нищий обходит дом, где живешь ты, и не переступает порога, на котором ты спишь?
- Мне чужды жадность и алчность,- ответила собака.- Я известна своим бескорыстием и воздержанностью. Я довольствуюсь куском хлеба со стола и радуюсь обглоданной кости из жаркого. Нищий, просящий подаяние, одержим жадностью и алчностью. Он представляется голодным даже тогда, когда сыт; у него в мешке хлеба на неделю, а язык его все просит кусочек хлеба на вечер; в заплечной котомке у него пищи на десять дней, а в руках у него все посох нищеты. Воздержанность не совместима с жадностью и алчностью, а довольствующемуся куском хлеба ненавистен жадный и алчущий.
О сердце, ставшее гнездом величия простых!
Ты отвратилось от алчбы, корысти, жадных глаз.
Где чистый вынесло товар довольство малым,- там
Презренны торжище алчбы, базарный визг и пляс!


Урок лисенку

Лисенок сказал своей матери:
- Научи меня такой хитрости, чтобы я мог спастись от пса, если буду настигнут им.
- Хотя хитростей и много,- ответила мать,- но лучшая из них вот эта: сиди в своей норе, чтобы ни он тебя не видел, ни ты его.
Врага ли в неком подлеце нежданно обретешь,-
В коварстве состязаться с ним не вздумай! - Он колючей.
Хоть гору козней взгромозди, в приемах исхитрись,-
Равно и мира и вражды с ним избегай ты лучше!


Шершень и пчела

Шершень напал на пчелу, чтобы съесть ее. Взмолилась пчела:
- По сравнению с этими сотами и медом какая цена мне, что ты, оставив их, вцепился в меня?!
- Соты наполняешь ты, источником меда опять же являешься ты,- ответил шершень,- поэтому я напал на тебя.
Блажен муж истины! Не раз он, отвратясь от многих
Приветствий,- к другу поспешит к застолью и к беседе:
Из-за завесы тонких фраз и умозаключений
Там явно выступает лик важнейшего на свете!


Ответ муравья

Увидели муравья, с превеликим трудом тащившего саранчу, которая была в десять раз больше него. Сказали удивленно:
- Посмотрите на этого муравья. Как он, такой немощный, тащит эдакий большой груз?!
Услышав эти слова, муравей засмеялся и сказал:
- Силой благородства души и чувством чести мужественные переносят любые тяжести, а не мощью тела и дородством.
Ту кладь,
что понести невмочь земле и небесам,
Едва ли тело и душа способны унести.-
Но силу духа укрепить проси к тебе идущих
Путем Божественной любви,- и пронесешь в пути


Верблюд и мышь

Верблюд пасся в пустыне, волоча поводья. Подошла мышь и увидела его без хозяина. Обуяла ее жадность, схватила она поводья верблюда и повела его в свой дом. Верблюд, по своей природе склонный к повиновению и исполнению приказов и по натуре послушный повелениям, смиренно последовал за ней.
Но когда дошли до норы, то увидел он очень узкую щель в нее и ска-зал:
- О мечтающая о невозможном! Что это ты наделала, зачем меня привела сюда? Твоя нора так мала, а тело мое так громадно! Ни нору твою нельзя увеличить, ни мое тело уменьшить. В таком случае как же нам жить вместе и как дружить?!
Ты в смертный путь вступаешь, как верблюд,-
Алчбу и жадность ты влачишь до гроба.
Сбрось груз один! Избавься от горба,-
В ущелье смерти не пролезут оба.


Овца и козел

Овца перепрыгивала через ручей, и хвост ее вдруг задрался. Козел тут же захихикал:
- А я видел твои срамные части!
Повернулась овца к нему и молвила:
- О бессовестный! Я многие годы вижу твои срамные части неприкрытыми, но никогда не смеялась и не издевалась над тобой. Ты же мои увидел раз в жизни и тут же принялся высмеивать меня.
Тот, у кого пороки напоказ,
Вопит бесстыдно о чужом изъяне,
Хуля и потешаясь всякий раз...
А благородный видит их в молчанье.


Бык со сломанными рогами

Бык был вожаком стада и известность свою среди коров приобрел силой своих рогов. Когда волк нападал на стадо, бык отгонял его от коров, раня своими рогами. Неожиданно случай нанес быку удар: сломались его рога.
После этого, чуть завидя волка, он тут же стал прятаться за коров. Спросили у него причину этого, и он ответил:
Рогов не так давно я был лишен,-
О храбрости забыл я с тех времен...
В день боя говорится: "Что за сон?-
Бил дротик - воин лгал, что это он!"


Верблюд и осел

Верблюд и осел шли вместе и дошли до берега широ-кой реки.
Первым вошел в воду верблюд, и когда он достиг середины реки, вода была ему до брюха.
- Полезай в реку,- закричал он ослу,- вода только по брюхо, не выше.
- Верно,- сказал осел,- но ведь есть разница: вода, доходящая до твоего брюха, мне будет выше спины.

О брат, ты знаешь лучше всех, чего на деле стоишь!
Так не старайся сам себя быть больше.- Всякий видит!
Пусть неразумный кто-нибудь тебя не в меру хвалит,-
Ведь ног не вытянешь своих за их предел... Не выйдет!



 

9

Павлин и ворон

Павлин и ворон встретились на широкой поляне сада и стали выискивать друг у друга недостатки и достоинства. Павлин сказал ворону:
- Эти красные сапожки, что у тебя на лапках, больше подойдут к моему золототканому атласу и к моей набивной парче! Видимо, когда мы из темной ночи небытия вступили в светлый день жизни, ошиблись, когда обувались: я обул твои черные шагреневые сапожки, а ты - мои красные сафьяновые.
- Нет, все наоборот,- сказал ворон.- Если и произошла ошибка, то в нашей одежде: ведь твой халат более приличествует моим сапожкам. Скорее всего, ты тогда, окончательно не проснувшись, натянул на себя мою одежду, а я - твою.
Недалеко от них пряталась черепаха, которая слышала все эти споры и прения. Она высунула голову и сказала:
- О дорогие друзья, о бла-городные товарищи! Оставьте этот бесплодный спор и прекратите эти бесполезные прения. Нет ни одного создания, которого Всевышний Творец наделил бы всеми достоинствами и которому предоставил бы узды достижения желаний. Нет никого, не имеющего что-то только ему присущее, не данное другим, и нет того, которому не дано что-то, имеющееся у других... Каждый должен радоваться тому, что он имеет, и быть доволен тем, что нашел!
Завистник мелкий разума лишен.
Бери пример с того, кто всех мудрее.
Не жадничай, чтоб после не страдать,
От алчности избавься поскорее.


Лиса и шакал

Лиса попала в лапы шакала, и он вонзил в нее свои жадные зубы.
Возопила лиса:
- О лев - исполин лесных чащоб! О барс вершин величия! Прости меня из-за моей немощи и слабости! И сними цепи страдания с моих лап, обошедших весь мир! Я всего лишь клок шерсти и горсть косточек, что проку в том, что ты съешь меня?! И кому польза от моих страданий?!
Но сколько она ни стенала, на шакала ничто не действовало. Тогда лиса сказала:
- Хотя бы вспомни о том, что ты мой должник,- воскликнула тогда лиса.- Ты же мечтал обладать мной: разве я не пошла навстречу твоему страстному желанию и не отдалась тебе несколько раз подряд?!
Услышав эту нахальную, бесстыжую ложь, шакал вскипел от негодования, разжал зубы и воскликнул:
- Что это за гнусная напраслина! Когда и где это было?!
Только он разжал пасть, как лиса пустилась наутек и ее след простыл.
Коль от врага разумной речью спастись не удается,
Раскрой уста для слов жестоких,- что делать остается?
Когда замок на двери дома нельзя открыть спокойно, -
Сломай его, прибегнув к камню,- он камню поддается!


Шакал и петух

Шакал напал на петуха, когда тот пребы-вал в сладком предутреннем сне.
- Я друг просыпающихся на рассвете и муаззин бодрствующих по ночам,- воскликнул петух,- остерегайся убивать меня и проливать злодейски мою кровь!
Для того ль со мной враждуешь беспричинно,
Чтобы кровь мою скорей пролить безвинно?


Шакал ответил:
- Я не так уж упрям, чтобы непременно убить тебя, пролив твою кровь. Я отказываюсь от права распоряжаться твоей смертью и передаю его в твое распоряжение: выбирай - хочешь, я одним ударом лапы выбью твой дух, хочешь - съем тебя по кусочкам!
Ты, кроме самых верных мер, обдуманных спокойно,
Беду ничем не отклоняй от головы своей:
Нельзя злодею уступать! - Покорностью напрасной
Коль от дурного отвратишь,- придумает дурней.


- Запомните хоть по одному изречению из проповедей святых отцов, и если же вы не сможете это, то хоть не забывайте их имен - от этого также для вас будет польза.
От имени ведь самого твоего истекает любовь!
Что пишешь и что мне пошлешь,- от всего истекает любовь.
Кто улицей только пройдет, где живешь,- тот любящим станет...
Вот кровля и стены - твой дом... От него истекает любовь!


Известно, что Всевышний после Судного дня на следующий спросит у одного из рабов своих, верного, но униженного нищетой:
- Был ли ты знаком с тем-то ученым, жившим в таком-то квартале?
Тот ответит:
- Да, был знаком.
Тогда Всевышний повелит:
- Да будет тебе милость во имя Него.
В ряду средь любящих Тебя я ниже очень многих...
Надежды нет войти туда, где единенья лоно.
Но вот на сердце у меня оттиснуты печати -
Блаженных нищих имена!..-
Я, значит, Твой законно!


Сари Сакати - да будет святой тайна его - поручил однажды Джунайду какое-то дело. И когда тот, согласно желанию его, выполнил порученное дело, то Сари бросил ему клочок бумаги, на котором было написано:
Я слышал, как некий погонщик верблюдов пел в пустыне.-
Слезы кровавые скрыть от тебя разве возможность имею?
Сердце свиданью так радо, любя! - Встречи возможность имею!
Сотней ожогов пытая себя,- в страхе разлуки немею...
Ежели жить я не в силах, скорбя,- смерти возможность имею!


И также Джунайд - да будет святой тайна его - говаривал:
- Однажды зашел я в дом к Сари, он пел это двустишие и плакал:
Все стенаю дни и ночи, как привычно...
Ночь длинней или короче - безразлично.


У Халладжа - да будет святость над ним - спросили: - Кто есть мюрид? Он ответил:
- Мюрид тот, кто с самого начала избирает целью своей достижение храма Божественной Истины и до достижения ее ни на чем не успокаивается и не отвлекается.
К тебе, спеша издалека, я море переплыл,
Пустыни я пересекал и горы прорубил.
От суеты и от тщеты я взоры отвратил -
На путь единства с Божеством, счастливый, я вступил.


Абу Хашим Суфи - да будет святой тайна его - ска-зал:
- Легче гору сдвинуть с места кончиком иглы, чем выкинуть из сердца ржавчину гордыни.
Что скромен, не хвались: след скромности незримей,
Чем лапок муравья следы в ночном пути.
Но как ее добыть из глубины гордыни,-
Ведь легче горный кряж иглой перенести.


 

10

Зуннун - да будет святой тайна его - как-то пришел к одному из шейхов Магриба.
- Зачем ты пришел?- спросил тот.- Если ты пришел познать науку о начале и конце мира, то она непознаваема и знает ее только Создатель. А если ты пришел найти Его, то там, где ты сделал свой первый шаг, там уже был Он.
Я полагал, Ты вне меня, Живущий в небесах,
Ты растворенный в бытии, в извечных временах,
С тех пор, как я Тебя обрел, - открылась правда мне:
Ты Тот, кого оставил я, свершая первый шаг.


Гератский старец говорит:
- Божественная Истина всегда сопутствует ищущему ее. Взяв ищущего за руку, она ведет его в поисках самой себя.
Он Тот, кого не знаю я, невидимый для глаз.
Меня бестрепетной рукой Он вдаль ведет сейчас.
Моими дланями Он стал, ступнями ног моих,
Раскрыв объятья я иду вперед, пускаясь в пляс.


Фузайл Аяз - да будет свята тайна его - говорил:
-Я боготворю Божественную Истину, потому что она превыше всего и потому я не любить и не поклоняться ей не могу.
Одного из этого племени спросили:
- Подлый человек - это кто?
Ответил:
- Тот, кто поклоняется Божественной Истине из-за страха перед ней и надежды.
Затем спросили:
- А как ты сам поклоняешься?
Ответил:
- Из-за любви и дружбы, ибо любовь и дружба ее зовут меня на служение и терпение.
От дверей Твоих вдали не могу я быть,
Без надежд в земной пыли не могу я быть;-
Я главу не как слуга на порог склонил! -
Мне безлюбцем быть вели - не могу им быть!
В душе убитого Тобой пыланье не убито
Могилы темною землей... Огонь такой - не зло.
От шейного кольца раба как любящий спасется?
Как ожерелье горлицы, из шеи проросло!


Мааруф Кархи - да будет святой тайна его - сказал: - Суфий здесь, в этом мире - гость. Требовательный гость для хозяина - мука. Гость же благовоспитанный бывает терпеливым, а не требовательным.
Средь ожидающих Тебя я только скромный гость.
Покорный, я пришел к Тебе, сижу в Твоем дому.
Тем рад, что щедрый дастархан увидеть довелось,
И даже самый малый дар я с радостью приму.


У Баязида - да святится тайна его - спросили: - Что есть Божественный закон и что есть - обязательное предписание? И ответил он:
- Божественный закон - это отречение от бренного мира, а обязательное предписание - это дружба с Господом.
Предписанье каково вдохновенным?
Или заповедь какая дана им?
Знай: лицо отвращаем от мира,
Взор лишь к Господу в пути обращаем!


На Шибли - да святится тайна его - нашло безумие, и его увезли в больницу. Несколько человек пошли проведать его. Он спросил их:
- Кто вы такие?
Те ответили:
- Твои друзья.
Тогда он поднял камень и бросил в них. Пришедшие проведать убежали. Шибли засмеялся и сказал:
- Вернитесь, о добивающиеся дружбы: друзья не бегут от друзей и не уклоняются от их камней.
Враждебность друга видит друг, но крепнет в нем любовь,
И если тысяча камней напраслины жестокой
Ему на голову падут,-становится от них
Прочнее здание любви - и вырастет высоко!


Сахль Абдаллах Тустари - да святится тайна его - говорил:
- Отрекись от того, кто читает утреннюю молитву и в тоже время думает лишь о том, что он будет есть.
Кто утром мыслью пробужден лишь об одном - о пище,
В том разуменья не ищи... Не поглядит он в высь.-
Вот ноги с ложа он спустил, ополоснул он пальцы,-
Чтоб протянуть скорей к еде! Мой руки! - Отвратись.


Абу Сайд Харраз - да святится тайна его - говорил: - В начале своего жизненного пути я старался беречь свое время. Однажды я шел по степи, вдруг за моей спиной послышался какой-то звук. На всякий случай я поберег свое сердце и глаза свои от созерцания того неведомого. Оно подходило ко мне, вот уже приблизилось вплотную. И я почувствовал, как два огромных существа вспрыгнули на мои плечи, и тут я не взглянул на них - ни тогда, когда они вспрыгнули на меня, ни когда они спрыгнули.
Кто суфий истинный, что чист от пестроты беспутной?
В двуцветном мирозданье цвет единый выбрал он.
Нить сердца не оторвет от Истины заветной,
Пусть барс - с одной, а тигр - с другой стояли б с двух сторон!


 

11

Также он говаривал - да святится тайна его: - Всякий, кто думает, что старанием может достичь желаемого, мучается напрасно, и также каждый, кто решает без старания достичь желаемого, кроме мечты, ничего не достигнет.
Никто сокровища любви усердьем не достал,
Но без усердия в труде - их зрителем не стал...
Онагра не поймал в степи бежавший через степь,
Но тот, кто степью не бежал, онагра не поймал.


Абу-л-Хасан Нурида будет святой тайна его - говорил:
- От того Всевышний себя укрывает, кто никогда Ему не подает о себе вести и доказательств о своем существовании.
Завеса тайны скрыть смогла возлюбленной черты.
Сорвать священный тот покров не смеем я и ты.
И если мирозданье все завесой станет вдруг,
Тем ослепительней потом сиянье красоты.


Абу Бакр Васити - да святится тайна его - изрек:
- Тот, кто говорит мне прямо в глаза, что близок к Истине, тот далек от нее; тот же, кто говорит, что далек от Истины, несет ее в себе, не зная об этом.
Кто заявляет,- я, мол, к душе Вселенной близок,-
Что он далек - лишь это докажет похвальбой;
Слова же: "Как далек я от Мирового Духа!" -
Лишь Истину скрывают о близости прямой.


Абу-л-Хасан Кушанд-жи - да святится тайна его - сказал:
- Нет в мире ничего печальнее друга, дружба которого основана на корысти.

Тот "любящий", который найти управу хочет
На друга, что покинул, и взять "по праву" хочет,-
Лишь негодяй последний! - Ведь хочет он не друга!
Спесивец - он уступки дурному нраву хочет.


Об Абу Али Даккаке - свята тайна его - говорят:
"В конце жизни его одолевала такая боль, что каждый день он поднимался на крышу, поворачивался лицом к солнцу и говорил:
- О странствующее по Вселенной! Как ты себя сегодня чувствовало и как провело ты сегодняшний день? Встречало ли ты места более скорбные, чем эти? Осведомлено ли ты хоть сколь-нибудь о состоянии несчастных, живущих здесь?
Подобные этим речи он вел, пока не заходило солнце".
Ты, солнце,- странник над земной юдолью,
Тебя я об одном спросить позволю:
Кого ты на путях любви встречало
С печальным ликом и сердечной болью?


Однажды шейх Абулхасан Харакани - да свята тайна его - спросил у своих сподвижников: - Что самое лучшее в этом мире?
- О шейх, скажите сами! - попросили они.
- Сердце, в котором живет память обо всех,- ответил он.
Что за сердце у меня? Весь состав его -
Только па-мять о тебе, больше ничего,-
Так захвачено красой тех воспоминаний,
Что царят в нем, не заняв места ничьего!


У шейха Абу Сайда Абул Хайра - да свята тайна его - спросили:
- Что такое суфийство?
- То, что у тебя на уме, выкинь, то, что имеешь в руке, отдай и не уклоняйся от того, что бы ни случилось в жизни.
Суфийством ежели ты хочешь от самого себя спастись,
Со всеми грезами, страстями, что кружат голову,- простись!
Сам из горстей своих отдай, что у тебя в горстях сокрыто,
Стерпи удары, беды, раны и стой на месте, не вертись!


Руайм - да святится тайна его - говорил:
- Благородство состоит в том, чтобы прощать своих братьев за ошибку и проступок, а с ними обращаться так, чтобы у них самому не пришлось просить прощения.
Благородство из двух состоит, благородный,
Ипостасей, и я их готов повторить:
Будь, во-первых, к поступкам друзей милосердным,
Чтобы сто их ошибок понять и простить;
Во-вторых, не свершай сам поступка такого,
За который пришлось бы прощенья просить.


Один из мюридов Бишра Хафи - да помилует его Бог - сказал ему:
- Когда я беру в руки хлеб, я не знаю, с какой приправой его есть.
Ответил Бишр:
- Вспомни немедленно о своем добром здравии и сделай его приправой к своему хлебу.
Ломать лепешку бедняку не внове,
Ему приправы никакой не надо.
Его душе даровано здоровье,
В здоровом духе видит он усладу.


Шакик Балхи - да святится тайна его - говорил: - Остерегайся от бесед с богачом, так как сердце твое может привязаться к нему и будет радоваться его подношениям. Значит, ты уже выбрал себе другого бога вместо истинного.
Когда мошна торит к тебе дорогу,
За хлеб насущный честь не продавай.
Не поклоняйся богачу как Богу,
Его алчбу святыней не считай.


Юсуф ибн Хусайн - да святится тайна его - сказал: - Все блага находятся в доме, и ключ к ним - это скромность и послушание; и все зло также заперто дома, и ключом к нему является богатство и тщеславие.
Благие собраны дела в одном дому,- и ключ
Единственный для входа - тот, что скромностью зовут.
И также в дом один дела дурные сметены,-
А ключ "надменностью" зовут: лишь "я" да "мы" вот тут!
Поберегись, не оступись с пути добра во зло,-
Едва оступишься во зло - и неминуем суд.


Самнун ал-Мухибб - свята тайна его - изрек: - Моя любовь к Богу не будет чистой, пока зло не охватит весь мир.
Когда положишься душой на красоту бессмертия,
На райских дев не полагай глаза надежды этой!
Как утвердишь свою любовь, на высоту поднявшись,
Коль не отринешь зло и тлен всех горизонтов света?


Абу Бакр Варрак - да будет святой тайна его - изрек: - Если спросят у жадности: "Кто твой отец?" - ответит: "Сомнение в могуществе Всевышнего". И если спросят ее: "Каково твое ремесло?" - ответит: "Приобретение презренности и униженности". Если спросят: "Каков твой конец?" - ответит: "Мука лишения нажитого".
Ты спросишь у алчности: "Кто твой отец?" -
Ответит: "Неверье в могущество Бога".
Ты спросишь: "А где же дорога твоя?"
- "В искательстве низком у низких - дорога".
- "Чем кончится?" - "Мукой лишений всего,
Что жизни лишает!" - "Немало, немного".


Ибрахим Хаввас - да святится тайна его - сказал: - Не мучайся, требуя сверх того, что нашли достаточным для тебя при предвечном определении жизненной доли,- это твой удел. И не отклоняйся от того, исполнение чего от тебя требуется: повиновение велениям Господним, Его дозволениям и запретам.

От века отмеряй твой хлеб для тебя...
Доколе ж о хлебе твоя маята?
Лишь в рабстве у Господа польза тебе,
А все остальное - сует суета.


Абуали Рудбари - да свята тайна его - сказал: - Самая худшая из темниц - это общество врагов.
Жизнь любящих подобна темнице,-
Коль встретиться с друзьями не случится.
Но не страшней зиндана для влюбленных
Быть в обществе своих врагов исконных.


Шейх Абу Аббас Кассаб - свята тайна его - увидел дервиша, латавшего свою одежду. Тот каждый кривой шов распарывал и начинал шить сначала. И шейх изрек: - Это и есть твой кумир.
Пришьет ли суфий, коль пришла нужда,
К своей хирке заплату - не беда.
Но где рисовка - хуже, чем зуннар,
Заплаты те!.. Нет у него стыда!


Хасри - да святится тайна его - говорил: - Суфий тот, кто из естественного бытия переходит в небытие и не существует и не переходит в небытие после существования.
Это значит, что суфий после своего естественного существования становится вечным и больше не возвратится к бывшей субстанции, ибо смертный не возвращается, в то же время он возвращается в бытие, признанный вечным после смерти, и больше не умирает.
Счастливец тот, кто жизни кончил путь,
Ему свой смертный облик не вернуть.
Нездешней красоты постигнув суть,
Бессмертным стал, вступив на вечный путь.


Когда Ходжа Юсуф Хамадани - да святится тайна его - читал проповедь в медресе Низамийе в Багдаде, поднялся факих, известный под именем Ибн-ас-Сакка, и задал вопрос.
- Сядь,- сказал Ходжа,- в твоих словах я чувствую запах кощунства, и, должно быть, ты умрешь не в вере ислама.
После этого, через некоторое время, тот факих стал христианином и умер в христианстве.
Когда ты видишь,- сей аскет известен силой духа
Средь сильных духом, других наставит в свете веры,-
Спаси Господь тебя, о друг, вступать с ним в спор напрасный:
От этой грубости твоя уйдет на ветер вера!


Однажды какой-то дервиш в присутствии Ходжа Абдул-халика Гиждувани - да святится тайна его - сказал:
- Если Господь великий даст мне возможность выбора между раем и адом, я выберу ад. Ибо рай есть желание собственной корысти, а ад - желание Бога.
Ходжа, опровергая его, сказал:
- Что за необходимость предоставлять рабу выбор; куда скажет Всевышний идти - иду; скажет, будь там - буду.
Господь распоряжается тобой,-
Как он научит, так и делай дело:
Свободен был твой выбор - стать рабом,
Свободен твой хозяин.- Действуй смело!


У Ходжа Али Рамитани - да святится тайна его - спросили:
- Что такое вера?
- Оторвать и привязать,- ответил он.

Что "оторвать и привязать" - от символ веры твой,-
С любым сказавшим согласись. - Ведь так оно и есть:
Что значит - "оторвать"? Что значит - "привязать"?
От мира сердце оторви и к Богу привяжи.


У Ходжа Баха ад-дина Накшбанда - да святится тайна его - спроси-ли:
- Ваше братство куда простирается?
- Никто из братства никуда не уходил, - изрек он, - чтобы братство простиралось куда-то.
От рубища и посоха как искренность родится?
От четок, кроме ханжества, что в Истине родится?
Ты не болтай: "О, где исток священной нашей общины".
От пребыванья в общине никто не возродится!


Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости.
Дела ради отказа от бренных дел ты делай,
Смелее раз от раза шаг за предел ты делай:
Трудясь, ты у предела познаешь все, что можно, -
И все, что ты по праву познать сумел,- Ты делай!


Афридун, посеявший в почву милосердия только семена советов и наставлений, оставил своим чадам такое повеление: "Страницы жизни есть страницы дел. В них запишите лишь лучшие дела и благие свершения".
- Страницы бытия - жизнь всех народов света,-
- Сказал один мудрец на склоне долгих лет.-
И счастлив, кто сумел в тетради чистой этой
Вписать слова добра, оставить добрый след


У некоего мудреца спросили:
- Когда человек спешит есть?
- Богач всегда, когда голоден, а дервиш когда находит что-либо,- ответил он.
Ни от убожества, ни от излишества
Пусть жизни дом не рушится. Ешь с пользой:
Имущий - лишь тогда, когда захочешь,
А неимущий - как найдешь,- используй!


Три качества не приличны трем людям: злоба - падишаху, алчность - умному и скупость - богачу.
Три этих страсти перо осуждает:
У падишаха могучего - злобность,
У мудреца, все познавшего,- алчность,
У богача -к скопидомности склонность.


 

12

Мудрецы сказали, что мир благоустроен будет только справедливостью, гнет - разрушает его.
Справедливость разливает свет на тысячу фарсангов вокруг себя, а гнет погружает в темноту все на тысячу фарсангов от себя.
Ты справедливость возлюби! Заря ее займется -
На тысячу фар-сангов свет желанный льет она...
Но тирании черной тьма едва лишь зародится -
Вся мраком, горечью, нуждой Вселенная полна!


Мудрость монархов проявляется в правосудии и справедливости, а не в величии и блеске.
Хотя Нуширван был далек от истинной веры, в справедливости и правдивости он был единственным. Недаром Глава Вселенной - да будут над ним лучшие из благословений - гордясь, говорил: "Я родился в правление справедливого султа-на".

Пророк, что стал в Нушинравана годы
Глазами мира - свет людского рода,-
Твердил: "Затем во мне нет черт тирана,
Что я рожден порой Нушинравана!"
Вот говорят, смельчак, не знавший страха,
Шеп-нул однажды в ухо сердца шаха: "Подумай...
Плохо жить угрюмой злобой,
Быть справедливым только раз попробуй,-
И ежели мала в добре отрада,
Вернись к тиранству с новой жаждой яда!"


В истории записано так:
"Пять тысяч лет правили миром гербы и маги. И власть была в руках этого дома, потому что они придерживались справедливости и не допускали насилия".


Есть сведения, что Всевышний ниспослал такое откровение Давуду, да пребудет он в мире:
"Скажи своему племени, чтобы не говорили дурного и не хулили царей Аджама, ибо они благоустроили мир своей справедливостью, чтобы жили в нем мои рабы".
Присмотрись получше к разным странам:
Суть - не вера. Ныне, как и встарь,
Верующий может быть тираном,
Праведным - неверующий царь.


Приближенным падишаха должен быть здравомыслящий мудрец, а не остро-умный слуга; ибо благодаря первому он достигнет высоких ступеней совершенства, из-за второго низвергнется в пучину ошибок.

Я с перлами сравню мудрейших слово,
Владеют кладом истинным они.
Сокровищницу жемчуга живого
В глубинах сердца бережно храни.


Приближенные султанов подобны людям, взобравшимся на высокую гору, но в конце концов, в результате приступов гнева монарха и превратностей судьбы, падающих с той высокой горы. Несомненно, забравшиеся выше - падают сильнее, спуск находящихся ниже - легче.
О величествен айван шахской дружбы!
О высок твой гордый сан шахской службы...
Не ошибся бы, схватясь к вышке близко.-
Не ушибся бы, скатясь слишком низко!


Приближенными падишаха должны быть люди честные и правдивые в делах, чтобы доносить ему о положении подданных и о тех, кто поставлен над ними. Говорят, Ардашер был всеведущим падишахом. Когда утром приходили к нему приближенные, он говорил одному, что тот ел, другому - о чем беседовал с женой или наложницей. В общем, говорил обо всем, что было сделано. И люди думали, что, возможно, к нему спускается ангел с небес и осведомляет его обо всем. И Махмуд Сабуктегин был таков.
Если данных нет у шаха о порядке в войске,-
Значит, нет у войска страха перед шахским гневом.
Вот и тысяча предлогов для распутной жизни,
Разразится чанг бесчинства тысячным напевом.


Аристотель сказал:
- Лучшие падишахи те, кто подобен ястребу, во-круг которого валяются трупы, а не трупу, к которому слетаются ястребы. Это означает, что он должен знать все о своих окружающих, а они о нем - ничего. Не должно быть так, чтобы он ничего не знал о своих окружающих, а они о нем - все.
Падишах, как ястреб черный, должен быть осведомлен
О телах на поле брани,- а не трупу быть подобным,
Что лежит средь многих прочих, жертвой ястребов, один,
Над которым эта стая точит клювы с криком злобным!


Щедрость - это одаривание без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние.
Кто жаждет воздаянья, тот не щедр,-
За все он жаждет получить сторицей.
И этот празднословья полный торг
Не может с благородством совместиться.
Кто проявляет щедрость ради славы,-
Зачислен дом хозяина того
Не в город щедрых, город благородных,
А в сторону - за стенами его!..


Светоч пророчества высказывался так: - Каждый, кто познал прелести и нежность любви и остался в ней невинным и скромным, умрет безгрешным.
Условие безгрешности и скромности для того приводится, что вожделения естества и страсть натуры, их проявления и способы осуществления этих желаний - все это есть натура животная, а не благородство человеческого духа.

Та любовь, что человеку свойственна,- строга
И застенчиво скрывается в чистоте божественной.
Чувство похоти животной - низменная страсть -
Зверя качество природное, для скота есте-ственно!


Говорят, что святой Пророк - да благословит и помилует его Господь - молвил:
- Правоверный должен быть остроумным и веселым, а неверному суждено быть мрачным и хмурым.
И повелитель правоверных Али - да снизойдет на лик его благодать Господа - тоже сказал:
- Нет ничего страшного в том, что человек много шутит: мусульманин этим отстраняет от себя злость и угрюмость.


Однажды Посланник Божий - да будет над ним благословение Господа - сказал некоей старухе:
- Старухи не будут допущены в рай.
Старуха начала плакать.
Тогда Пророк промолвил:
- Всевышний сначала превратит их в молодых девушек, более прекрасных, чем они были при жизни, и после примет в рай.

Однажды жене одного из своих приближенных он сказал:
- Спроси у своего мужа, есть ли у него в глазу что-либо белое.
Та женщина тотчас же, в большом волнении, побежала к своему мужу. Муж спросил у нее причину ее волнения. То, что сказал ей Пророк, она пересказала мужу.
- Правду изрек он,- сказал ее муж.- В каждом моем глазу есть и белое, есть и черное, но в этом нет ничего дурного.
Если кто-нибудь достойный пошутил,- не хмурься.
Шутку разве запретили вера и рассудок?
Сердце - зеркало, и мрачность ржавчину наводит,-
Что же ржавчину такую счистит, кроме шуток?

 

VO
Hosted by uCoz