ПРИТЧИ И ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЕЦОВ

Разделы:

притчи

психология

этология

алкоголизм

наркомания

игромания

табак

Афоризмы мудрых: Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. ч.3

Этот раздел познакомит Вас с мудрыми и вечно необходимыми нам в повседневной жизни истинами. Раздел подготовлен для людей, которым слова: воспитывать духовность, работать по воспитанию своей души - это не пустой звук.

Для удобства чтения можно пользоваться номерами страниц справа и переходить по меню, если Вас заинтересует другой из философов.

 

2 Джалал ад-Дин Мухаммад РумиПритчи -

Часть 3


Жена суфия и ее любовник

Один суфий, торговавший на базаре, почувствовал, что жена ему изменяет, и решил проверить ее. Он раньше положенного запер свою лавку и отправился домой, где нашел дверь запертой, и стал громко стучать.
А жена его в это время находилась в доме с неким сапожником. Возвращение мужа застало ее врасплох, так как он всегда был очень точен и никогда не приходил так рано. В их доме не было ни сундука, ни печи, ни подвала, куда она могла спрятать своего любовника. Но жена суфия была очень хитра. И она решила укрыть любовника чадрою.
Сделав это, она открыла дверь и сказала мужу:
- Вот ко мне пришла одна знатная дама, и я закрыла дверь, чтобы никто не слышал нашего разговора, так как она пришла сватать нашу дочь за своего сына!
Чадра не могла надежно укрыть мужчину, и суфий сразу же заметил обман, но он решил поддержать игру жены и серьезно возразил:
- Мы ведь даже близко не можем подойти к столь знатному роду, да и союз мужа и жены прочен только в том случае, когда обе стороны во всем равны.
Но жена, думая, что ей удалось обмануть мужа, продолжала вдохновенно врать:
- О мой муж! Я уже приводила нашей гостье этот довод, но она сказала, что ее семья не гонится за богатством, а самое важное для них - счастье сына!
Тогда суфий, продолжая игру, дал всем понять, что перехитрить его не удалось:
- Приданое у нашей дочки небогатое, но если наша гостья ищет воздержания и скромности, то она должна знать, что дочь бывает безгрешной только у безгрешной матери, но не мне говорить о достоинствах моей жены - они и так видны всем! И все поняли, что никакими даже очень хитрыми словами нельзя скрыть грешные действия и помышления.
Месневи:
Бог не всегда прощает прегрешенья,
Он насылает иногда отмщенье.
Знай: если ты нечестно поступил,
Не полагай, что Он тебя простил.
В руках Господних сделать так, чтоб зло
Или исчезло, или проросло.
Ты, даже если Бог тебя простит,
Когда-нибудь за грех познаешь стыд.


Дикобраз и душа человеческая

Говорят, что дикобразу побои идут впрок и что если его чаще и сильнее бить, то он становится глаже и сильней. Если это так, то душа грешного человека очень напоминает дикобраза, и под ударами судьбы и обстоятельств она становится сильнее и чище. Не потому ли, что люди часто били своих пророков, души пророков стали совершеннее души других людей?


Чалма правоведа

Некий правовед постоянно удивлял окружающих своей огромной чалмой. Чтобы придать своей чалме такие громадные размеры, он подкладывал в нее куски войлока, ваты и даже кусок истлевшего халата, одним словом, все, что было в доме и попадало под руку. Заматывая этот хлам в чалму, он придавал ей необычайно солидный вид.
И вот однажды вечером правовед направился куда-то по своим делам. Когда он шел по улице, вор, пробегая мимо, стянул эту необычную чалму с головы правоведа и помчался дальше.
- Постой, сынок! - закричал ему вслед правовед.- Ты хоть посмотри, что у тебя в руках, и если украденное тебе понравится, так и быть - тащи его к себе домой!
Вор остановился, и когда он стал разматывать чалму, из нее к его ногам высыпался весь заложенный туда хлам, а в его руках остался лишь небольшой, длиной в аршин, кусок материи. Вор очень рассердился и стал кричать:
- Как тебе не стыдно, правовед? Ведь я думал, что у тебя настоящая богатая чалма, и вот в моих руках жалкая тряпка. Ты обманул меня!
На это правовед ответил:
- Тебе грех на меня жаловаться. Ведь я только одному тебе и сказал, что представляет собой моя чалма, а всех остальных мне удалось обмануть!


Награда поэту

Некий поэт поднес одному царю прославляющие его стихи. В награду за это царь велел выплатить поэту тысячу динаров. Министр Хасан, которому он поручил произвести эту выплату, сказал царю:
- О мой государь, не кажется ли тебе, что такая плата за преданность поэта явно мала. Мне кажется, что эту награду поэту нужно увеличить, по меньшей мере, в десять раз.
Царю не хотелось отдавать такие деньги, но министр настаивал, объясняя ему, как много значат творения поэтов, славящие владык для доброй памяти о них в будущем. И царь в конце концов согласился с ним.
Поэт же, получив десять тысяч динаров и зная, кому он этим обязан, по пути домой славил уже не царя, а министра Хасана, выпрашивая для него от всей души благополучие и милость Господа.
Но прошли годы, поэт постепенно растратил эту щедрую награду и решил снова написать хвалебные стихи царю в расчете на новое вознаграждение. И он снова написал оду, в которой самыми изощренными словами превозносил правителя. Когда же он появился со своим творением во дворце, он узнал, что прежний министр Хасан уже отошел в мир иной, и у ног царя расположился другой распорядитель.
Выслушав поэта, царь тут же приказал выдать ему тысячу динаров, но новый министр, сообщив, что казна страны пуста, предложил уменьшить эту плату в десять раз.
- Но я же прошлый раз получил десять тысяч динаров! - взмолился поэт.- Разве можно тому, кто уже привык к сахару, Давать выжатый тростник?
Кто-то из придворных поддержал поэта, но министр был непреклонен. Споры продолжались еще некоторое время, пока царь не устал от них. И когда министр попросил его поручить ему, министру, самому решить этот вопрос, царь с радостью согласился, попросив все же не обижать поэта.
Министр же сказал поэту, что выплату он произведет позже, и все разошлись.
Опять потянулись долгие годы, которые поэт прожил в бедности и невзгодах. Он постарел, и когда он, уже согбенный, в очередной раз пришел к министру и попросил его, наконец, прямо сказать, что выплата ему вознаграждения невозможна, чтобы он, поэт, измученный ожиданием, мог перестать ждать. И только тогда министр швырнул ему лишь малую часть названной царем суммы.
По пути домой поэт думал об умершем министре Хасане и его доброте и решил узнать, как зовут нынешнего министра, ставшего олицетворением зла. И когда люди сказали ему, что и нового министра зовут Хасан, он был поражен.
- О как несправедлив мир, наделивший обоих министров одним и тем же именем! - воскликнул поэт.- Получилось так, что имя "Хасан", прежде стоявшее под указами, исцелявшими раны народа, теперь стоит на бумагах, делающих людей несчастными. Что ж, жадный и несправедливый слуга позорит своего хозяина больше, чем его враги.


Советы пойманной птицы

Человек однажды поймал птичку.
- В неволе я тебе не пригожусь,- сказала ему птичка,- отпусти меня, и я дам тебе три ценных совета.
Первый совет птичка пообещала дать в руке, второй - когда она взлетит на ветку, и третий - на вершине холма. Человек согласился и спросил, каков ее первый совет.
- Если ты чего-то лишился, пусть даже ты ценил это не меньше жизни, не жалей об этом.
Человек отпустил птичку, и она, взлетев на ветку, сказала свой второй совет:
- Никогда не верь тому, что противоречит здравому смыслу и не имеет доказательств.
Затем она полетела на вершину холма и закричала оттуда:
- О несчастный! Я проглотила два огромных бриллианта. Если бы ты убил меня, они были бы твоими.
В отчаянии человек схватился за голову.
- Дай мне хотя бы свой третий совет,- сказал он, придя в себя.
- Какой же ты глупец! - воскликнула птичка.- Ты
просишь у меня третьего совета, даже не подумав над первым и вторым. Я сказала тебе, чтобы ты не жалел о потерянном и не верил бессмыслицам, а ты только что поступил наоборот. Ты поверил нелепости и пожалел о том, чего лишился! Подумай сам, как же во мне, такой маленькой, могут поместиться два огромных бриллианта. Ты глуп, поэтому ты должен оставаться в границах, которые предназначены для обычных людей.


О том, как один человек обращался за советом

Один человек пришел к соседу за советом, но сосед не стал выслушивать суть дела и сразу же сказал:
- Ищи себе другого советчика, сосед. Так тебе будет лучше, потому что я - твой тайный враг, а вражда - плохой советчик. Обратись же к кому-нибудь из своих друзей, и тогда, если ты был честен с этим другом, ты будешь уверен, что получишь действительно полезный совет.
На это сосед, который ждал совета, ему ответил:
- После твоих слов я понял, что ты мне действительно скрытый враг! Но при этом ты честен, а честный враг лучше нечестного друга.


Отшельник, веселившийся в голодный год

Когда-то в одной стране был голодный год. Все пребывали в страхе и в печали, и только живший в ней отшельник радовался и веселился.
- Как ты можешь веселиться,- спросили его,- когда Господь отвернулся от нас, и засуха уничтожила посевы и плодовые деревья. Нельзя радоваться, когда все мусульмане в горе!
Святого человека не смутили эти слова, и он ответил:
- Я радуюсь тому, что куда бы я не посмотрел, я везде вижу цветение и созревание, вижу поспевающие злаки, налитые гроздья винограда, сочные плоды. И все это - истина, потому что я сам каждый день срываю какой-нибудь стебель или зрелый плод. Вы же не видите этого, потому что нарушили Божий закон, как некогда нарушили его слуги фараона, на которых за это было ниспослано наказание, и вода в Ниле стала кровью. И только тех, кто услышал слово Господа и пошел за Моисеем, миновали эти беды.


3 Рыболовы и три рыбы

В одной стране был чистый водоем, и в нем жили три рыбы. Одна из них была очень умной, другая - не слишком умной, а третья и вовсе была обделена умом. И однажды утром в этот водоем забросили свои сети рыболовы.
Рыбы по шуму и волнению воды поняли, что им грозит беда. Умная рыба сразу же решила, что лучше держаться от рыбаков подальше, и, не советуясь с другими рыбами, уплыла по протокам из этого водоема в безбрежное море. Путь ее был нелегким, и ей многое пришлось испытать и перетерпеть, пока она достигла цели и оказалась в таком месте, где было вдоволь корма и не было врагов.
Вторая, не очень умная рыба, видела, как первая покинула водоем, и думала: "Может быть, мне стоит поплыть за нею, хоть я не знаю дорогу, но я могла бы плыть за нею следом". Но пока она раздумывала, первая рыба уже скрылась из глаз. И все ее размышления оказались бесполезными. Тогда она решила притвориться дохлой и, перевернувшись брюхом вверх, поплыла по течению вытекавшего из водоема протока. Один из рыбаков заметил ее и, схватив за жабры, выкинул на песок. Но он все же думал, что эта рыба сдохла и потому не следил за ней. Благодаря этому рыба сумела незаметно подвинуться к протоку и, уловив момент, одним прыжком достигнуть воды и скрыться в нем. Так она все-таки спаслась.
- Третья же - глупая рыба, пытаясь спастись, только суетилась и металась по водоему и в конце концов угодила в сети. И даже оказавшись в казане, она так и не поняла, что произошло. И вода в казане уже начала быстро нагреваться, а она все еще мечтала, как уплывет за другими рыбами и больше никогда не увидит ни людей, ни их коварных сетей.


Бедуин и голодная собака

Как-то один бедуин причитал над лежавшим в пыли псом, который не мог подняться от слабости.
- Боже мой! - стонал бедуин.- Не лишай же меня моего единственного друга.
Проходивший нищий божий странник спросил бедуина, о чем он так горько плачет.
- Как же мне не плакать,- ответил бедуин,- когда мой пес вот-вот отдаст Богу душу. А ведь он был отважным и сильным. Днем он охотился со мной, а ночью сторожил меня. Он был всегда ласков со мной и зол с моими врагами.
- Что ж, нужно терпеть, и Господь, возможно, возместит твою потерю! - успокоил его странник и спросил: - Кстати, а чем это набит твой мешок?
- Там у меня хлеб и мясо и немного другой снеди, оставшейся вчера от ужина,- ответил бедуин.
Тут уже странник удивился:
- Если у тебя есть пища, то почему же ты ничего не дашь поесть своему любимому псу?
- Помилуй Бог,- возмутился бедуин,- как мне ни дорог пес, но пища все-таки дороже! Не могу же я ее бесплатно отдавать псу, когда она стоит денег.
Услышав эти слова, странник рассердился:
- Ты пустой и глупый человек, и если ты ценишь еду дороже, чем жизнь пса, то этот пес достойнее тебя, а проливаемые тобой слезы не стоят и дорожной пыли! - сказал ему странник и ушел, не оборачиваясь.


Исчезающая ткань

Говорят, что некие ловкачи, дождавшись лунных ночей, приспособились продавать лунное сияние. Отмеряя его, как ткань или холст, они, соответственно, получали деньги от доверчивых покупателей.
Месневи:
На тот базар, где шум и суета,
И мы пришли, чтобы купить холста.
И призрачный нам отмеряют свет
Взамен прожитых понапрасну лет.
Так где же то, что куплено досель?
И нет холста, и опустел кошель.


Едок и еда

Птица нашла червяка и схватила его своим клювом, не замечая, что за нею исподтишка наблюдает кот. И в тот момент, когда она проглатывала червяка, кот поймал ее и съел. Так птица одновременно стала едой и едоком.
Бейт:
Кто отличит еду от едока -
Их разница не слишком велика.


Ученик и плачущий учитель

Пришел как-то некий ученик к своему учителю и застал его плачущим. Учитель плакал так горько, что ученик тоже заплакал. Так они некоторое время сотрясали рыданиями дом, но потом учитель вдруг умолк и сказал своему ученику такие слова:
- Мне очень странен твой плач, потому что я считаю его беспричинным и вижу в основе твоих рыданий только подражание. А тот, кто плачет без причин, достоин лишь осуждения. Никогда не греши слезами, если они не рождены в глубине твоей души!


О том, как попугай учился говорить

Один хитрец, желая научить попугая говорить, посадил его перед зеркалом, а сам расположился позади этого зеркала. Попугай видел свое отражение и, не догадываясь, что за зеркалом сидел человек, думал, что все эти слова произносит другая птица, отражение которой он видел в зеркале, и от этого он особенно старательно выговаривал услышанные слова.


Маджнун

Из-за разлуки с любимой Лайли Маджнун серьезно заболел, и врач, осмотрев его, прописал ему кровопускание. Эту операцию в том селении очень искусно производил местный цирюльник, который и пришел к Маджнуну. Но когда он наложил ему на руку жгут и приготовился вскрыть вену, Маджнун отказался от его услуг.
Цирюльник очень удивился и сказал:
- Неужели ты испугался? Ведь ты не боялся льва и других хищных зверей в пустыне, почему же ты теперь боишься меня?
Не боль мне страшна! Я перенесу любую боль, но я так переполнен любовью, и хоть я и Лайли сейчас далеки друг от друга и страдаем врозь, между нами все равно нет грани, и я боюсь, что вскрыв мне вену, ты поранишь ее, мою милую. Ведь мы с ней - едины в двух телах!


4 Лиса, лев и осел

У одного бедного человека не было ничего, кроме старого осла со стертой холкой и впалым брюхом. Пастись его он выгонял в подступавшую к его дому каменистую степь, где почти не было травы, и, чтобы найти ее, осел уходил далеко от селения. Это пастбище осла почти вплотную подходило к владениям льва, но лев, который там жил в это время, пострадал в битве со слонами и почти не двигался, зализывая свои раны.
Не имея сил охотиться, лев был голоден и уже давно посматривал на пасущегося вдали осла, до которого он не мог добраться. Наконец у него созрел план, и он позвал лису и попросил ее привести к нему осла, чтобы он его тут мог задрать и, подкрепившись, хоть немного восстановить свои силы.
- Уверен, что ты справишься с этим делом,- сказал лев,- ведь вы, лисицы, умеете заговорить своими небылицами любого.
Лисица согласилась и сразу же направилась к ослу, и, подойдя к нему, сказала:
- Нижайший поклон тебе, мой дорогой друг! Как твое здоровье, обильна ли и вкусна твоя пища?
- Я не имею права роптать на то, что дарует мне Бог, поскольку Он ценит лишь терпение и не приемлет жалоб,- отвечал лисе осел.- Бог определил каждому, кому, где и как кормиться. И если мне сейчас не очень хорошо, то я думаю о том, что все может быть еще хуже, и если я могу здесь пощипывать сухую травку, то мне не нужны ни сено, ни овес. Лиса, выслушав его, продолжала хитрить:
- Ты прав, что все происходит по воле Бога, даровавшего каждому из нас свою пищу, но ведь Он дал нам также пути и знания, чтобы ходить и искать, где этот корм лучше.
Но осел не согласился с лисой, сказав, что Господь обеспечит кормом все свои создания, где бы они ни находились, и пытаться самому улучшать свою жизнь - это значит не доверять Господу, Его мудрости и справедливости.
- В мире очень немного созданий, уповающих лишь на Бога,- возразила лиса.- Все что-то ищут и находят, не дожидаясь Его указаний. Никто не должен пребывать в праздности. Помни, что тот, кто не ищет клада, никогда его не найдет.
- В том, что ты говоришь, лиса, скрыта алчность,- сказал осел.- А алчность таит в себе зло. И никто из тех, кто довольствуется малым, еще никогда не чувствовал себя несчастным, а алчному и богатство не приносит радости. И не только мы ищем пищу, но и пища ищет нас, и поэтому не следует суетиться понапрасну.
Но лиса опять с ним не согласилась.
- Господь определил каждому из нас не только пищу, но и работу по ее добыче,- сказала лиса.- И среди людей каждый для добывания пищи делает свое дело - шьет сапоги или платье, строит дома или носит воду. Отлынивать же от положенной Господом работы - это большой грех. Твоя же работа, осел, не только переносить грузы, но и искать себе лучшее пастбище!
Осел, однако, не хотел уходить из своей пустыни, довольствуясь ее скудной растительностью, и тогда лиса принялась расхваливать пастбища, которые, по ее словам, находились поблизости.
- Ты сам себе враг,- сказала она.- Ты бродишь здесь среди камней в то время, как по соседству находятся луга с высокими сочными травами, и все, живущие там, не знают никаких забот.
Ослу не пришло в голову спросить лису, почему же она такая худая, если она пожаловала из такого земного рая, и почему нет на ней печати довольства и достатка. Может быть, он
и додумался бы до этого, но его так взволновала картина, нарисованная лисой, что ему казалось, будто он уже сам ощущает вкус описанных ею сочных трав. И все его сомнения развеивались от вожделения. К тому же он устал от спора с лисой и смиренно пошел за ней.
Когда они подходили к логову льва, хищник не удержался от соблазна и издали прыгнул на осла, но не учел, что ослабел. Поэтому одним прыжком осла он не настиг, а помчаться за ним не смог, и ослу удалось удрать.
Лиса в досаде сказала льву:
- О царь зверей! Ни одно дело не следует делать впопыхах. Прости меня за мою дерзость, но я все же скажу, что добычу всегда следует подпускать поближе. Ведь то, что осел смог от тебя удрать, позорит твою честь. Ты забыл, что терпение - это дар Божий, а торопливость - происки дьявола.
Но лев не стал сердиться на дерзость лисы.
- Да,- сказал он,- и осел оказался достаточно ловким, и я от боли стал медлительным. Да и голод подгонял меня. Но ты не кори меня за неудачу, а лучше приведи ко мне осла снова. Я буду терпелив и не упущу удачу, и ты тоже не будешь в накладе!
Лиса была не менее голодна, чем лев, и деваться ей было некуда.
- Что ж, я попробую опять перехитрить осла,- сказала она.- Но ты на сей раз уже не торопись и уповай на известную всем глупость ослиного рода.
Лев обещал ждать добычу, не шевелясь и притворившись спящим.
Лиса нашла осла на том же месте, что и в первый раз, но теперь он был насторожен и сразу же заявил лисе:
- Твоей поживой я больше быть не хочу. Я ведь тебе никогда не делал зла, а ты завлекла меня ко льву! Ты - словно змея, жалящая даже тех, кто ей не причинил никакого вреда.
- Смени свой гнев на милость, мой осел! - ответила ему лиса. Тебе просто почудилось, что на тебя бросился лев. Это было лишь видение льва, охраняющее те самые пастбища, о которых я тебе рассказывала, и этим безвредным волшебством Бог спасает эти райские места от всяких жадных пришельцев. Я же виновата лишь в том, что забыла тебя об этом предупредить.
Но осел ей не поверил и сказал, чтобы она убиралась прочь, так как все свои уловки она пускает в ход по наущению льва.
Лиса, однако, не уходила и сладким голоском продолжала уговаривать осла, что он прошлый раз видел не самого льва, а лишь его призрак. Речи лисы напомнили ослу ее рассказ о тучных лугах и пастбищах, и от этих воспоминаний его голод усилился так, что он подумал: "Чего я, собственно, боюсь: либо я там действительно найду обильный и вкусный корм, либо там меня ждет смерть, которая навсегда избавит меня от мук голода!"
Так он нарушил данный самому себе обет и позволил лисице снова заманить его ко льву. На этот раз лев не торопился и, подпустив к себе осла, с ревом разодрал его, ощутив в этот момент, что к нему возвращаются силы. Сытно поев, он пошел к водопою, утолил жажду и возвратился, чтобы не спеша доесть остатки. Но самого вкусного из требухи он уже не нашел и стал допрашивать лису, куда девались печень, сердце и мозги.
- Ну подумай сам,- отвечала ему лиса,- откуда могут быть мозги у дурака, который, чудом избавившись от беды один раз, снова поверил моим уговорам. Другой бы зверь сердцем почуял опасность. А он нет. Значит, ни сердца, ни мозгов у него никогда не было!
Бейт:
Что делать, всех нас жадность ослепляет,
Она подчас к нам гибель приближает.


Осел и царские скакуны

У одного водовоза был старый осел. Водовоз заставлял его работать от зари до зари, а кормил его не овсом, а одной лишь соломой, да и той давал не так уж много.
Воду же водовоз возил даже в царские конюшни, и однажды царский конюх обратил внимание на состояние осла и сказал:
- Послушай, водовоз, мне так жалко твою скотину. Посмотри, как согнулся бедный осел, а ведь он - твой единственный кормилец.
- Ты же знаешь, какие у меня доходы,- ответил водовоз. На свои заработки я не могу покупать ему овес и ячмень.
- А ты оставь своего осла на несколько дней в моих конюшнях,- предложил царский конюх.- Пусть он отдохнет и поест нормальной пищи!
Так осел неожиданно оказался среди принадлежащих царю арабских скакунов. Он увидел, что их стойла посыпаны чистым песком, ясли переполнены ячменем, а их бока укрывают узорные попоны. И осел возроптал:
- Великий Боже! Где же Твоя справедливость на этом свете. Ведь я создан Тобой, как и эти кони. Почему же я всю жизнь должен ходить в хомуте, таскать повозку, голодать и терпеть издевательства погонщиков, а эти кони, ничего не делая, целый день жрут ячмень?
Вдруг эти гневные рассуждения осла прервал звук трубы. По этому сигналу скакунов немедленно оседлали, и воины во главе с царем помчались в бой. Потом осел увидел, что не все они вернулись с поля брани, а некоторых принесли ранеными, и конюх извлекал из них остатки стрел и бинтовал им ноги.
При виде этой картины осел подумал: "Прости меня, Господь! Я понял, что мне нечего роптать на свою жизнь, и лучше пусть мне не дают ячменя и заставляют тащить повозку, я свою участь не меняю на сытую, райскую жизнь этих скакунов!"


5 Напуганный человек

В некий дом как-то в ужасе вбежал один прохожий. От страха он дрожал и даже говорить ему было трудно. Хозяин дома спросил его:
- Чем это ты так напуган, что на тебе лица нет и руки твои трясутся?
- Там на улице царская стража хватает всех ослов подряд! - ответил, трясясь от страха, прохожий.
- Но ты же не осел, почему же ты испугался?! - удивился хозяин.
- Ты же знаешь, что царская стража, и все остальные царские слуги, да и сам царь у нас не отличают людей от ослов! - сказал прохожий, почувствовав себя в безопасности.- И если они меня схватят, то могут содрать с меня шкуру до того, как я сумею доказать им, что я не осел!


Монах со свечой

Некий христианский монах шествовал в тоске и печали со свечой в руке. Один из встречных, который ранее видел этого монаха в разных местах, поинтересовался:
- Что ты с таким усердием все время повсюду ищешь? Ведь тебя видели и на базаре, и в духанах, и возле лавок!
- Я всю свою жизнь ищу человека,- ответил монах.- Мне очень нужен человек!
- Ну этого добра на одном только базаре более, чем достаточно! Что тут еще искать? - удивился встречный.
- Ты прав! - сказал монах.- Действительно. И базары, и духаны полны народа, но это все не те люди, которые мне нужны!
Месневи:
Мы Человека всюду ищем сами,
Идущего весь век двумя стезями:
Путем Любви, что к Истине приводит,
И злобы к тем, кто этот путь обходит.
Где муж такой, в каком краю Земли:
Ему бы жизнь отдать мы в дар могли.


Ответ вору-фаталисту

Один вор залез через забор в густой сад и принялся с жадностью обрывать с деревьев плоды на глазах у хозяина. Увидев это, хозяин сказал:
- Если ты, совершая свои нехорошие дела в моем саду, не боишься меня, то хотя бы побойся Бога!
- Я раб Божий, рву взращенные по воле Бога персики, так в чем же мой грех? Ведь все эти плоды нам Бог дарует бесплатно! - заявил вор.
- Может быть, ты и прав! - подумав, сказал хозяин.- И если в мире действительно все создано Богом и творится по Его воле, то не будет моего греха в том, что я тебя, Господня раба, привяжу к Божьему дереву.
С этими словами хозяин привязал вора к дереву и стал избивать его тяжелой палкой так, что тот взмолился:
- Что ты делаешь? Разве можно так строго наказывать раба Божия за то, что он действовал по Божьему предопределению?
- Спасибо за урок,- отвечал хозяин.- Теперь я уверен в своей правоте, потому что я раб Божий, бью созданной Богом палкой другого Божьего раба!


Красота Лайли

Видя, как страдает от любви Маджнун, многие пытались ему помочь советом.
- Не так уж прекрасна эта Лайли,- говорили они.- В нашем краю много более красивых дев! Выбирай любую из них!
Маджнун побледнел, услышав эти слова, и так ответил на них:
- Красота - это не форма и не внешность сосуда, а его содержимое. И если оно вам кажется уксусом, то для меня оно - сладчайшее вино! Ведь Господь из одного кувшина наливает одному горькую отраву, а другому - мед, и все видят очертание сосуда, но лишь посвященный знает его содержимое!


Замогильный голос

Один муэдзин обладал громким и внятным, но очень противным голосом. Услышав его в предрассветный или вечерний час, люди в ужасе вскакивали с постели, а испуганные дети захлебывались плачем в колыбели.
Долго терпели люди этого муэдзина, но в конце концов их терпение лопнуло, и они на собрании решили отказаться от его услуг и, выплатив ему деньги вперед, попросили покинуть их край:
- Пусть другие послушают тебя, и пусть твой голос постоянно напоминает им о Судном дне!
Муэдзин взял деньги и пустился в путь. Вскоре ему удалось пристать к каравану, идущему в Мекку. Через несколько дней караван остановился на привал там, где жили христиане. Муэдзин сразу же приступил к исполнению своих обязанностей и в положенный час стал призывать мусульман к молитве своим ужасным голосом. Услышав его, мусульмане испугались, что такие звуки возмутят христиан, и решили поскорее покинуть эту стоянку.
Каково же было их удивление, когда в их лагерь явился некий христианин со сладостями и другими подарками.
- Где же этот великолепный и звучный голос, который спас меня от горя и позора? - спросил он.
Мусульмане были крайне поражены таким оборотом дела и попросили христианина все-таки объяснить, что произошло.
- Понимаете,- сказал христианин,- у меня есть дочь, моя единственная радость в жизни. И вдруг она так увлеклась вашей верой, что хотела отречься от учения Христа. Никакие мои уговоры на нее не действовали. Я молил Бога ее вразумить, но все было напрасно. И вдруг раздался этот трубный глас, призывающий вас на молитву, и когда дочь поинтересовалась, что это за отвратительный шум, я ей объяснил, что такими голосами мусульман всегда зовут на молитву. И тогда она с грустью вспомнила, что в христианских церквях так гнусно не кричат, и перестала думать о переходе в ислам. Свершилось то, о чем я давно мечтал, и все благодаря вашему муэдзину. Да если бы я был царем, я бы золотом наполнил его рот за его замечательный голос!


6 Пропавшее мясо

 У одного достойного человека жена страдала неутолимым аппетитом, и все, что он приносил в дом, она припрятывала, а потом съедала.
Как-то муж собирался позвать гостей и заранее купил мяса для их угощения. Жена стала готовить кебаб, и пока готовила его, все съела. Хозяин, не зная об этом, привел вечером гостей и крикнул жене, чтобы она сразу подала мясо.
- А его съел наш проклятый кот,- сказала жена. Муж удивился и, взяв весы, взвесил кота.
- Посмотри! - сказал хозяин.- Я купил десять фунтов мяса, и наш проклятый кот тоже всегда весил и весит сейчас десять фунтов. Если эти десять фунтов есть вес кота, то куда девалось мясо? Если же это вес мяса, то куда же подевался кот?


Совершенное гостеприимство

Некий путник, которого вечер застал в дороге, постучался в один дом, где был принят с теплом и лаской. Его накормили, посадили у очага, но как назло в этот вечер был какой-то праздник в их квартале, и жена хозяина, постелив кровати, ушла с мужем на пир к соседям, а гость, посидев еще некоторое время у огня, пошел спать, заняв кровать, предназначавшуюся супругам.
С праздника хозяин с женой вернулись поздно, когда на улице лил дождь и бушевала гроза. Муж пошел посмотреть, все ли в порядке в их хозяйстве, а жена, устав, сразу пошла спать. Улегшись в кровать, которую случайно занял гость, она приняла его за мужа и стала шептать ему в ухо, что вот теперь из-за грозы и бездорожья гость застрянет у них надолго, ничего не заплатив.
- Что ты мне такое шепчешь в уши, женщина,- возмутился гость.- Есть у меня деньги, но я сейчас же уйду прочь по грязи и бездорожью и никогда больше не переступлю ваш порог!
Как ни пыталась женщина убедить его, что все, что она сказала, было шуткой, как ни уговаривал гостя остаться ее муж, тот ушел, оставив их в печали, и дорога его среди дождя и грязи была абсолютно сухой.
А хозяин и его жена, потеряв этого гостя, стараясь замолить грехи, превратили свой дом в приют для путников, но даже это не помогло им забыть случившееся, и им часто снилось, что тот обиженный гость стучится к ним и говорит:
- Гость - это посланец Хызра, и он приносит в дом счастье, от которого мы иногда по собственному разумению отказываемся.


Опасная игра

Однажды некий царь играл в шахматы со своим шутом. Шут выиграл, и царь, ударив его в гневе ладьей, закричал:
- Ты, видимо, сошел с ума, ублюдок! Но выигрыш твой случаен. Давай повторим игру.
Всю вторую партию шут дрожал от страха, но царь, игравший плохо, опять потерпел поражение. Увидев, что мат царю неотвратим, шут накрылся кошмой, а потом положил на голову еще и подушку и залез под перину. И уже из-под перины он пропищал:
- О царь! Я тебе поставил мат слоном!


Испытание жемчужиной

Рассказывают, что однажды султан Махмуд созвал всех своих приближенных. Когда все пришли, он показал им большую и красивую жемчужину и потребовал, чтобы каждый из собравшихся попытался назвать ее цену.
Первым выступил вазир, оценивший жемчужину в сорок мешков золота. Тогда султан сказал ему, чтобы он ее разбил. Вазир пал на колени и ответил, что не может уничтожить такое достояние султана и нанести тем самым ущерб его казне. Султану понравились ответы вазира, и он наградил его роскошным халатом.
Следующим был распорядитель дворца. Он уже видел, что вазир был награжден халатом, и тоже хотел получить от султана дорогой подарок. Поэтому он оценил жемчужину в полцарства, а на указание царя разбить ее ответил, что не в силах уничтожить такую красоту. И этот ответ вроде бы понравился султану. Во всяком случае, распорядитель тоже получил награду.
Так один за другим прошли и военачальники, и эмир, и прочие придворные. Каждый получил свою награду, а жемчужина оставалась цела. Все их ответы были похожи один на другой, пока очередь не подошла к любимцу султана, Аязу. И ему был задан вопрос о цене жемчужины.
- Цена ее больше, чем я могу предположить.
- Тогда разбей ее,- сказал султан.
Рука Аяза не дрогнула, и он одним ударом разбил жемчужину на мелкие кусочки.
Все закричали, что такое мог сделать только неверный, но Аяз спокойно ответил:
- О столпы державы! Вам кажется, что вы мудры, но ведь вы не поняли того, что веление султана дороже его искренним подданным, чем любая драгоценность. И когда вы отказывались разбить жемчужину, вы думали не о ее ценности, а о подарках султана. Когда Аяз закончил свою речь, придворные опустили глаза, а потом зазвучали слова их покаяния. Но султан уже никого не слушал и изгнал нерадивых из дворца. Аяз же сказал, что этих вельмож разбаловало великодушие самого султана, и султан с этим согласился.


Кража барана

Некий крестьянин вел за собой на веревке барана на базар, но по пути какой-то ловкий жулик обрезал у него веревку и увел за собой животное. Свою потерю крестьянин заметил не сразу, а когда понял, что баран украден, стал без толку бегать и суетиться.
Вор же тем временем спрятал свою добычу и, расположившись у колодца, стоявшего в том месте, где метался потерявший барана крестьянин, и стал лить горькие слезы. Наконец крестьянин заметил его и спросил:
- О чем ты плачешь, человек?
В этот колодец упал мой кошель, а в нем было пятьсот динаров. Сам я неловок и не могу спуститься в колодец, но если бы кто-нибудь мне помог, то я не пожалел бы ему сотни динаров!
Крестьянин прикинул, что если он получит эти деньги, то с лихвой окупит потерю барана и, раздевшись, полез в колодец. А вор, подождав, пока он спустится поглубже, забрал всю его одежду и был таков.
Бейт:
Увы, под властью жадности подчас
Благоразумье покидает нас.


Усердный сторож

Как-то один караван расположился на привал. Купцы отправились спать, оставив сторожа охранять добро. Оставшись один, сторож тоже задремал, а тем временем воры разграбили весь товар и надежно перепрятали его.
Проснувшись поутру купцы решили убедиться в сохранности своих вещей и обнаружили, что все украдено. Все сразу стали суетиться, бегать, кричать и громче всех кричал проснувшийся от этого шума сторож.
- Как это случилось? - спросили его.
- Ночью появились воры, и было их очень много...- начал свой рассказ сторож.
- Так что же ты сразу не закричал? - перебили его купцы.
- Как же я мог кричать, если они приставили мне к горлу кинжал? Я просто вынужден был молчать,- сказал сторож.- Но зато сейчас я кричу изо всех сил, возмещая все, что было упущено!
Месневи:
Когда тебя уже волочат в ад,
Велик ли прок читать святой аят?
Ведь то усердие, что опоздало,
Не лучше нерадивости нимало.


7 Проспавший возлюбленный

Один влюбленный долго не мог добиться взаимности той, которую он любил. И когда он уже почти потерял надежду, любимая вдруг шепнула ему, что нынче же ночью она украдкой придет к нему на свидание прямо в его дом.
Влюбленный был без ума от счастья и даже принес в жертву Господу ягненка. Ждать же свою любимую в гости он начал с ранних сумерек, но за минувший день он так устал, что вскоре его сморил сон.
Красавица же сдержала слово и среди ночи тайком пришла к нему и застала его спящим и даже похрапывающим во сне. Это зрелище нисколько не огорчило красавицу, и, улыбнувшись, она положила возле него горсть игральных костей, а потом отрезала лоскут от его рукава и положила рядом с костями. Всем этим она хотела дать ему понять, что если он не смог удержаться от сна, то ему лучше не приглашать к себе любимых, а играть с мальчиками в кости.
Проснувшись, влюбленный так и понял ее намек, и заплакал от позора, в котором он никого, кроме себя, не мог упрекнуть.


Певец и пьяный военачальник

Как-то один тюркский военачальник встал с похмелья с тяжелой головой и, чтобы рассеяться, позвал к себе певца, попросив его проявить весь свой дар.
И певец запел перед пьяным воякой стихи Корана, содержащие слова "не знаю я". В песне было много строк, и каждая из них начиналась этими словами. После пятого или шестого их повторения военачальник вскочил и, схватив булаву, вознамерился проломить певцу голову. А когда соратники с трудом остановили его, он сердито вскричал:
- Я совсем потерял терпение от бесконечного повторения слов "не знаю я" и готов снести башку этому певцу, чтобы впредь он знал, что если не знаешь, так не надо и петь!


Муравей и зерно

Бедный муравей тащил как-то на току одно-единственное зерно, и этот труд его был так тяжел, что он не обращал внимания на обилие зерен вокруг него. Глядя на него, хозяин тока подумал: "Этот слепец так прилепился к одному зерну, что даже не видит какое множество зерен на току!"
Месневи:
Так многие из нас в плену обмана
Постичь не могут мудрость Сулеймана,
Пылинкой малою ослеплены,
Не видим мы ни Солнца, ни Луны.
Меж тем любая тварь - всего лишь глаз,
Чтоб видеть Истину в счастливый час.


Конь эмира

Один человек обратился к эмиру с просьбой одолжить ему коня. Эмир согласился и повелел:
- Возьми, пожалуй, вон того!
И он указал на коня серовато-пепельного цвета. Но проситель, увидев его, снова обратился к эмиру:
- О мой повелитель! Дай мне, ради Бога, другого коня, потому что тот, на которого ты указал, очень норовист и любит ходить задом наперед.

Эмир не изменил своего решения и сказал просителю:
- Ты же можешь повернуть его задом к своему дому, и тогда он обязательно доставит тебя туда.
Бейт:
Во власти вожделения идет
Всяк себялюбец задом наперед.


8 Скупой человек и нищий

Однажды к дверям богатого дома подошел нищий и, постучав, попросил хлеба. Вышедший на этот стук хозяин сказал ему:
- Видит Бог, нет у меня хлеба. Я же не пекарь! Тогда нищий попросил хоть немного мяса или сала.
- У меня здесь не лавка мясника! - ответил ему хозяин. Услышав такой ответ, нищий попросил немного муки.
- Разве я похож на мельника? - спросил хозяин.
- Тогда дай мне хотя бы напиться воды! сказал нищий.
- Ты же видишь, что ни река, ни ручей через мой двор не протекают,- ответил хозяин.
Тогда нищий прошел мимо него прямо в дом и стал в нем справлять нужду.
- Ты что здесь вытворяешь? - закричал хозяин.
- А для чего еще может пригодиться дом, в котором, как ты говоришь, абсолютно ничего нет? - ответил нищий вопросом на вопрос.


Безнадежный больной

Один тяжело больной человек как-то пришел к врачу. Врач без труда определил, что больной безнадежен, и решил, что тот имеет право хотя бы последние свои дни прожить в свое удовольствие, и сказал ему:
- Чтобы выздороветь, ты должен ни в чем себя не стеснять, иначе твои неосуществленные желания будут только ухудшать твое состояние.
Больной, почувствовав такую безграничную свободу, вышел от врача с радостью, предвкушая удовольствие, которое он может получить, исполняя все свои прихоти.
По пути домой он увидел суфия, умывавшего свое лицо, сидя над ручьем. Увидев затылок суфия, больной почувствовал непреодолимое желание влепить ему затрещину. Вспомнив указание своего врача, он так и сделал. Суфий вскочил, чтобы разделаться с обидчиком, но, увидев, как хил и немощен больной, сдержал себя. "Еще умрет, если я его ударю!" - подумал суфий, но так как гнев его не прошел, он решил привести обидчика к судье, надеясь на справедливый суд.
Судья выслушал суфия и сказал ему:
- Ты же не представил никаких улик, а по виду ответчика не скажешь, что он мог такое сделать. Ведь он почти мертвец, а суд над мертвецами шариатом не предусмотрен, и бороться с умирающим - это все равно, что сражаться с тенью. Ну как я его могу посадить на осла и провезти с позором по городу, если не уверен, что он это выдержит?!
- Я что-то не понял,- удивился суфий,- выходит это я виноват в том, что он дал мне оплеуху?
Тогда судья спросил истца, богат ли он, и, узнав, что у того в кармане есть четыре медяка, сказал ему, чтобы он два из них ответчику.
- Пусть ответчик купит себе хотя бы лепешку, и когда он подкрепится и наберется сил, может быть, его удастся осудить?
Тем временем больной пристально разглядывал загривок почтенного судьи и, насмотревшись вдоволь, снова не смог сдержать своего желания и ударил его по затылку. Сделав это, он крикнул:
- Теперь судья обязан присудить мне четыре медяка! Ведь он сам оценил одну затрещину в два медяка.
И судье ничего не оставалось, как выполнить это требование ответчика.
Месневи:
Знай, погибает поздно или рано,
Кто зрит приманку и не зрит капкана.
Умей увидеть, если ты мудрец,
Не столь начало дела, сколь конец.
Того желать не надо никому,
Что испытать несладко самому.
Когда кому-то ты копаешь яму,
Сам почему-то попадаешь в яму.


Воин и вороватый портной

Хитрость и проделки портных известны всем, и рассказы о них часто увеселяют различные собрания. Но когда в одном из таких собраний стали рассказывать разные истории о вороватых портных, сидевший среди собравшихся славный воин из Туркестана заявил, что нет на всей земле такого портного, который мог бы его, тюрка, обмануть. Все засмеялись, но воин упорствовал и в конце концов сказал:
- Хорошо! Назовите мне самого хитрого в вашем городе портного, и пусть он попробует у меня что-нибудь украсть!
Предвидя потеху, ему дали адрес такого портного, и воин поспорил с собравшимися на своего скакуна, что жулик у него ничего не урежет.
На следующий день воин купил отрез дорогого атласа и отправился в мастерскую этого портного и заказал ему кафтан, который бы обтягивал его плечи, а книзу расширялся, чтобы не стеснять движений в бою.
Как только он переступил порог мастерской, портной стал болтать без умолку. К тому времени, когда нужно было кроить атлас, он уморил заказчика своими байками, и тот от смеха закрыл глаза. Заметив это, портной ловко отхватил кусок атласа и сунул его в ящик стола.
Продолжив затем свою работу, он без конца сыпал шутками, прибаутками и веселыми сказками, и заказчик даже задыхался от смеха, но все равно просил портного продолжать свои рассказы. Портной же каждый раз, когда воин впадал в раж и закрывал глаза, отрезал и прятал куски принесенной им ткани.
И наконец он сказал воину:
-Знаешь, от моих историй обычно ничего хорошего не бывает. Вот и твой кафтан почему-то выходит тесным из-за твоего смеха!
А ведь воин, которого так легко обманул портной, еще и лишился своего скакуна!
Бейт:
О люди, смейтесь в меру, а иначе
Веселый смех ваш будет горше плача.


Купец и женщины

Один купец спешил из дома на базар в свою лавку. И вдруг увидел, что знакомую ему дорогу заполнила огромная толпа прекрасных женщин. Как ни пытался купец их обойти, у него это не получалось. И в досаде от того, что ему придется задержать открытие лавки, он сказал вслух, обращаясь к той из женщин, что была к нему поближе:
- О жалкие создания! Почему вас так много развелось на этом свете?!
Но женщину не смутили его резкие слова, и она сразу же ответила:
- Умерь свою злость и досаду! Не забывай, что созданы мы для ваших мужских утех, и если нас будет не хватать, то вы окажетесь во власти более тяжких пороков!
Месневи:
Хоть на земле порою путь и труден,
И велика беда, и хлеб наш скуден,
Не свод небес, не звезд расположенье -
Тщета земная шлет нам злоключенья.
Она рождает множество забот,
Но сладок плен ее, желанен гнет!


Разговор мужа и жены

Одна женщина все время доказывала своему мужу, что так бедно, как они живут, жить больше нельзя.
- Зря ты меня винишь,- отвечал ей муж,- ведь я кручусь как могу, чтобы мы не впали в нищету и не остались без пропитания!
Тогда жена показала мужу порванные рукава своего платья и сказала:
- Ты видишь, рукав мой обтрепался, да и вся моя одежда так груба, что ранит мою кожу.
Выслушав ее, муж оборвал этот спор следующими словами:
- Я действительно небогат, и, может быть, я был бы рад одеть тебя в шелковые одежды, но мне это не под силу. Но подумай и о том, насколько тебе было бы хуже, если бы тебе пришлось жить без мужа. Ведь нет тяжелее женской судьбы, чем быть вдовой или разведенной. И хоть нас и угнетает бедность, но все же она лучше, чем развод или разлука!


9 Кто старше

Седобородого священника как-то спросили, кто старше - он или его борода.
- Конечно, я,- ответил священник,- поскольку когда я родился, никакой бороды у меня еще не было.
Тогда спрашивающие задали еще один вопрос:
- Если ты прожил на свете больше, чем твоя борода, то как же так получилось, что борода побелела, а твоя душа так и осталась черной?


Зло в одеждах благочестия

Некий царь часто ходил в мечеть поклониться Богу, и всегда впереди него бежали стражники, прокладывая ему дорогу, сбивая с ног всех встречных и жестоко избивая тех, кто медлил освободить дорогу. И получалось так, что когда этот государь шествовал на поклонение, проливалось много невинной крови его народа.
Однажды некий человек, избитый без вины, сказал владыке:
- О царь! Твой путь грешен, потому что светлую и чистую молитву ты превращаешь в наказание всего народа. Почему же мы должны так страдать, когда ты изволишь посещать мечеть?


Баран, верблюд и бык

Однажды баран, верблюд и бык нашли на дороге охапку сена и задумались о том, как ее разделить. Баран предложил свое решение этой задачи:
- Если мы разделим это сено на троих, сыт не будет никто. Поэтому давайте отдадим его тому из нас, чей род древнее. Ведь сам Пророк предписал уважать старших! Так пусть же каждый из нас вспомнит, кто древней, и мы установим, чьи корни глубже уходят в прошлое.
Баран остановился и, поскольку никто не выразил своего несогласия, продолжил свою речь:
- Признайте же древность моего рода! Вы же знаете, что мой предок пасся с тем бараном, который Авраамом был вместо Измаила принесен в жертву Господу!
- Но я древней! - закричал бык.- Я же прямой потомок того быка, которого впряг в ярмо сам Адам.
Пока баран и бык бранились и спорили, верблюд взял спорную охапку сена и спокойно стал ее жевать, рассудив, что он древней, потому что он крупнее и сильнее, чем те двое. "Все решают не слова и не годы, а сила",- подумал он, доедая сено.


Лягушка и хомяк

Лягушка как-то увидела из своего болота гуляющего на берегу хомяка. Хомяк тоже обратил внимание на лягушку, и они полюбили друг друга, хоть один из них жил на суше, а другая - в воде. Они стали часто проводить время вместе: хомяк сидел на берегу и что-то урчал, а лягушка подплывала к нему по воде и радостно квакала. Однако хомяку этих встреч было мало. Ему хотелось все время быть вместе с лягушкой и знать, что она делает, а часто получалось так, что он выходил на берег и звал ее, а она в это время была в дальней части болота и не слышала его призывов. Сам же он залезть в воду и поплыть, чтобы ее разыскать, не мог. Поэтому он ей однажды предложил:
- Давай найдем длинную бечевку и привяжем мою лапу к твоей. Тогда мы в любое время сможем подавать друг другу знаки.
Это предложение насторожило лягушку. Она предчувствовала, что добром такая затея не может кончиться, но любовь оказалась сильнее, и она согласилась. Поначалу все шло хорошо, и влюбленные все время чувствовали себя вместе. Но как-то пролетавший мимо сокол нарушил эту идиллию: увидев на берегу болота хомяка, он камнем упал вниз и, схватив своими когтями хомяка, взмыл с ним в небо. Однако вместе с хомяком взлетела и привязанная к нему лягушка. Глядя на нее, народ удивлялся, считая, что соколы начали ловить лягушек.
Лягушка же, взлетая ввысь, сокрушалась по поводу того, что она согласилась связать себя с хомяком, не вняв своим нехорошим предчувствиям.
Бейт:
И повторю я вновь в который раз:
Друзей ищите, что достойны вас.


Султан Махмуд и ночные воры

Однажды султан Махмуд среди ночи тайно покинул дворец и двинулся по ночным улицам столицы. Вскоре он наткнулся на сборище воров.
- Я, как и вы, живу обманом,- сказал султан, и воры согласились принять его в свой круг.
Когда все собрались, кто-то предложил, чтобы каждый рассказал о том, какими полезными для воровства дарованиями и приемами он владеет.
Один из воров рассказал о том, что главное его достоинство - чуткий слух и что он понимает уже даже то, что хочет своим лаем сказать собака. Другой похвастался зоркостью своих глаз, которая позволяет ему узнавать даже тех, чьи лица открываются ему на одно мгновение. У третьего оказался чуткий нюх, позволяющий ему по запаху определить местонахождение золотого клада. Еще кто-то из воров оказался мастером подкопов, кто-то умел с непостижимой ловкостью забрасывать аркан. В общем, оказалось, что каждый из них имеет свой полезный для воровства дар.
- А чем же одарен ты? - обратились они к султану.
- Мое дарование - тайное, и оно сосредоточено в моей бороде,- отвечал султан.- Я могу одним только движением своей бороды спасти любого из вас, потому что это ее движение дарит преступнику освобождение и прощение!
- Ты нам подходишь! - закричали воры.- Стань нашим вожаком, если хочешь!
И вот они, избрав Махмуда своим главой, подошли к дворцу султана. За стенами дворца залаяла собака, и тот, кто имел чуткий слух, различил в этом лае: "Султан среди вас!" Он понял, что собака учуяла присутствие в их шайке султана, но предупредить об этом никого не успел, потому что на зубец дворцовой стены был уже заброшен аркан, и воры по этой веревке один за другим проникли в дворцовый двор, где каждый из них занялся своим делом. Вор с совершенным нюхом быстро нашел тайник, мастер подкопов обеспечил к нему подход, и вскоре воры деловито уносили из дворца золото и драгоценные камни.
Тем временем султан незаметно покинул их и вернулся во дворец. Он помнил всех в лицо и знал, где находится пристанище каждого вора, и он поручил задержать их, отобрать украденное и привести к нему. Вскоре все воры были доставлены во дворец, и тот, кто намертво запоминал любые лица, сразу же опознал в султане ночного гостя их шайки.
Этот вор первым понял, что их последняя надежда - это милость султана, и как человек, которому нечего терять, дерзко сказал властителю:
- Что ж, теперь и ты можешь проявить свое дарование, о котором ты нам говорил. Пошевели же, ради Бога, своею бородой!


Царь и пьяный законовед

Как-то один царь пировал с друзьями в своих покоях, когда мимо них прошел законовед. Царь повелел его вернуть и подать ему вина. Законовед возмутился и напомнил пирующим о запрете на вино, наложенном Пророком с благословения Господа, но своей строптивостью лишь обозлил царя, и тот уже безоговорочно приказал виночерпию:
- Для начала дай ему чашу, наполнив ее до краев, чтобы он, захмелев, умерил свой гнев!
Законник понял, что царь не шутит и дальнейшее упорство может стоить ему головы. И чтобы не было раздоров, он храбро выпил чашу, а потом и другую и подключился к пирующим. Вскоре, однако, он так сильно набрался, что ему понадобилось справить малую нужду.
Он покинул царский зал, но по пути повстречал служанку, отличавшуюся редкой красотой. Возможно, она даже была одной из царских наложниц, но хмельному законоведу все было нипочем. Охваченный страстью, он накинулся на красавицу, но так случилось, что у девушки возникло ответное желание, и любовники тут же, в дворцовых покоях, слились воедино. Тем временем царь заметил столь долгое отсутствие законоведа и, подумав, что он заблудился в дворцовых комнатах и коридорах, приказал всем сотрапезникам идти его искать, и сам вместе с ними отправился на поиски. Искать им долго не пришлось: они почти сразу обнаружили и его, и служанку в самый интересный момент.
Царь рассвирепел и хотел позвать палача, чтобы тут же расправиться с грешником и блудницей, но хмель у законоведа еще не прошел, и он храбро прокричал виночерпию почти то же, что сказал царь, усаживая его за стол:
- Для начала дай царю чашу, наполнив ее до краев, чтобы он, захмелев, умерил свой гнев!
Царь засмеялся, перестал сердиться и сказал:
- Забирай, законник, девицу, она твоя!


10 ДЕРВИШ У ДВЕРИ

Дервиш постучал в дом попросить кусок сухого хлеба, - или влажного, это не существенно.
"Это не пекарня", - сказал владелец. "Может, тогда есть кусочек хрящика?"
"Разве это похоже на мясную лавку?"
"Немного муки?"
"Ты слышишь мельничные жернова?"
"Воды?"
"Это не колодец".
Что бы дервиш ни попросил, человек отвечал тупой насмешкой и отказывался что-либо дать.
В конце концов дервиш вбежал в дом, приподнял свой халат и присел, как если бы собирался справить большую нужду.
"Эй, эй!"
"Тихо, ты, жалкий человек. Покинутое место прекрасно подходит, чтобы облегчиться, и поскольку здесь нет ничего живого или же средств для жизни, оно нуждается в удобрении".
Дервиш начал свой собственный лист вопросов и ответов.
"Ты что за птица? Не сокол, обученный для царской руки. Не павлин, раскрашиваемый взглядами. Не попугай, говорящий в обмен на куски сахара. Не соловей, поющий как влюбленный. Не удод, несущий послания Соломону, Не аист, строящий у обрыва. Чем именно ты занимаешься? Ты не принадлежишь к известным видам. Ты торгуешься и отпускаешь шутки, Чтобы сохранить принадлежащее тебе. Ты забыл Того, кто не заботится об обладании, кто не пытается получить прибыль из каждого обмена меж людьми".


ИСКУССТВО КИТАЙЦЕВ И ИСКУССТВО ГРЕКОВ
Пророк сказал: "Существуют люди, видящие меня в том же свете, в котором я вижу их. Наши натуры являются одним.
Безотносительно к линиям родословных, безотносительно к текстам и традициям, мы пьем живую воду вместе".
Вот история об этой скрытой тайне:
Китайцы и греки заспорили, кто из них лучшие художники.
Шах сказал:
"Мы разрешим вопрос при помощи диспута".
Китайцы начали говорить, но греки хранили молчание. Китайцы тогда посоветовали, чтобы каждым отвели по комнате для показа их художеств, две комнаты напротив, разделенные завесой.
Китайцы попросили у шаха сотню различных красок, всевозможные оттенки, и каждоем утро они являлись туда, где хранились краски, и забирали их себе.
Греки же красок не брали: "Они в нашей работе не применяются".
Греки отправились в свою комнату и начали чистить и полировать стены. Все дни напролет они придавали стенам такую чистоту и ясность, какою обладает чистое небо.
Существует путь, ведущий от цветастости к бесцветности. Знай, что великолепное разнообразие облаков и погоды имеет своим истоком абсолютную простоту солнца и луны.
Китайцы окончили труд и были весьма довольны.
Они стали бить в барабаны от радости завершения.
Шах вошел в комнату и поразился превосходной раскраске и тонкости деталей.
Греки тогда убрали завесу, разделявшую комнаты.
Китайские фигуры и образы отразились в сиянье чистых греческих стен. Они ожили там даже с большей красотой, всегда меняясь в новом освещении.
Искусство греков это путь суфиев. Они не изучают книг, полных философских рассуждений.
Они делают свою влюбленность все яснее и яснее. Ни желаний, ни злобы. В этой чистоте они получают и отражают образы каждого мгновения, приходящие отсюда, от звезд, из ничто.
Они принимают их в себя, как если бы видели с пронзительной ясностью то, что видит их.
Ты ревнуешь к океану из-за его щедрости?
С чего бы ты отказал кому-либо в этой радости?
Рыбы не держат священную жидкость в чашах!
Они плавают в этой огромной перетекающей свободе.


МОШКАРА НА ВЕТРУ
Мошки вылетели из травы и пришли побеседовать с Соломоном. "Ты судишь праведно по отношению к малым мира сего, а уж меньше нас нет никого! Мы - малюсенькие олицетворения хрупкости. Можешь ли ты нас защитить?"
"Кто вас обидел?"
"Наша жалоба - против ветра".
"Ну, что же, - сказал Соломон, - голоса у вас, мошки, мелодичные, но помните, что судья не может выслушивать лишь одного обвинителя. Я должен услышать обе стороны".
"Конечно", - согласились мошки.
"Призовите Восточный Ветер", - провозгласил Соломон, и ветер явился почти тотчас же.
Что случилось с мошками-истцами? - Их унесло.
Таков путь каждого искателя, приходящего жаловаться в Высший Суд. Когда пробил час Божьего присутствия, где же искатели? Вначале умирание, затем единение - как мошкара на ветру.


АЙАЗ И ЖЕМЧУГ ШАХА
Однажды шах собрал своих придворных. Он вручил визирю сверкающую жемчужину. "Сколько, ты полагаешь, она стоит?"
"Больше золота, чем сто ослов могли бы унести".
"Разбей ее!"
"Владыка, как я могу растратить твои владенья подобным образом?" Шах одарил его
почетным одеяньем за такой ответ и взял обратно жемчуг. Он поговорил с придворными о разных делах.
Затем вложил жемчужину в руку управляющего делами. "За сколько можно ее продать?" "Половина царства, сохрани ее Господь!"
"Разбей ее!"
"Не поднимется моя рука на это". Шах пожаловал ему почетную одежду и увеличил жалованье, и то же призошло с каждым из пятидесяти или шестидесяти придворных.
Один за другим они подражали визирю и управляющему, обретая новые богатства.
Наконец жемчужина попала к Айазу.
"Не правда ли, она великолепна?" "Превыше слов".
"Тогда разбей ее сию минуту на мелкие кусочки".
Айазу ранее приснился сон об этом и он спрятал два камня в рукаве. Зажав жемчужину меж ними, он раздробил ее.
Как Иосиф слушал окончание
своей истории, сидя в колодце, так подобные слушатели
понимают успех и неуспех как одно и то же.
Не волнуйся о внешнем. Если кто-то хочет твою лошадь - пусть берет ее. Лошади служат для того, чтобы опережать других.
Придворное собранье возопило, завидя безрассудство Айаза: "Как мог ты это сделать?"
"Повеленье шаха дороже любого жемчуга.
Я почитаю его, а не какой-то разноцветный камень".
Тотчас придворные упали на колени, упершись в землю лбами.
Их воздыханья устремлялись вверх подобно черной туче, молящей о прощении. Шах же подал знак палачу, как бы говоря: "Вынеси отсюда этот сор".
Айаз шагнул вперед.
"Их заставляет так сгибаться твое милосердие. Дозволь им жить! Пусть они продолжают надеяться на единение с тобой. Теперь они увидели собственную нерадивость, как пьяница, сказавший: "Я не ведал, что творил", и тогда кто-то заметил: "Ты вызвал эту нерадивость у себя. Ты пил ее. У тебя был выбор!"
Они познали глубоко, как подражанье их убаюкало. Не отделяй себя от них. Взгляни на головы, склоненные до пола.
Возвысь их лица до своего. Дай им омыться в твоей прохладной умывальне".
Айаз и его речения всегда достигают этой точки, но затем перо ломается. Как можно в блюдце вылить океан? Пьяницы разбивают свои кубки, но вино-то наливал им ты!
Айаз сказал: "Меня ты выбрал, чтоб жемчуг разбить. Не подвергай же наказанью других за послушанье опьяненное мое! Накажи их, когда я буду трезв, поскольку я не протрезвею больше никогда.
Кто так склоняется в поклоне, как они, тот не восстанет в своем старом "я".
Подобно мошке, в айран1 попавшей, они твоим айраном стали.
Горы содрогаются. Их карта и компас - линии твоей ладони".
Хусам, мне нужно сотню ртов, чтоб это выразить, а у меня есть лишь один!
Сто тысяч впечатлений духа жаждут пробиться сквозь меня.
Я ошеломлен этим обилием, сокрушен и мертв.
Я наполнен тобой.
Кожа, кровь, кость, мозг и душа.
Нет места ни для нехватки веры, ни для веры.
Нет ничего в этом существовании, кроме того существования.


11 ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА

Может, вы слыхали про обычай королей располагать воинов с левой стороны, стороны сердца и храбрости. Справа они ставят советников и различных писцов, поскольку мастерство счетоводства и письма принадлежит обычно правой руке. В центре - суфии, поскольку в медитации они становятся зеркалами.
Король может посмотреть на их лица и увидеть свое первозданное состояние. Дай зеркала тем, кто красив, и пусть они влюбляются в себя, чтобы могли они полировать свои души и разжигать вспоминание в других.
Однажды Иосифа навестил близкий друг детства.
Они делились секретами из тех, что дети говорят друг другу, когда лежат на подушках, прежде чем уснуть. Эти двое были абсолютно искренни друг с другом.
Друг спросил: "Что ты ощущал, когда понял, что братья твои завистливы и злоумышляют против тебя?"
"Я ощущал себя львом с цепью на шее. Не униженный этой цепью, не жалующийся, но просто ожидающий, что моя сила будет признана".
"А в колодце, и затем в тюрьме? Каково там было?"
"Как луна, когда она на ущербе, однако знает, что придет и полнота.
Как жемчужина, растертая в порошок для снадобья, знающая, что станет светом в человеческих очах.
Как зерно пшеницы, раскрывающееся в земле, растущее, затем пожатое, смолотое на мельнице в муку, испеченное, раскрошенное снова меж зубов, чтобы стать глубочайшим пониманьем в человеке. Потерянное в любви, как те песни, что сеятели поют в ночь после высева зерна".
Нет этому конца. Но вернемся к тому, о чем тот славный человек с Иосифом беседовал.
"А что, мой друг, ты мне принес? Ты знаешь, что негоже страннику являться с пустыми руками к двери такого друга, как я. Это все равно, что отправляться на мельницу без зернышка пшеницы. Бог станет вопрошать при воскрешении: "Ты принес подарок мне? Забыл? Или, может, думал, что не увидишься со мной?"
Иосиф продолжал поддразнивать.
Гость начал: "Ты не представляешь, как я искал подарок для тебя. Но все казалось неуместным.
Не понесешь же злато в золотую жилу, а каплю воды - морю Омана! Все, приходившее в голову, было равносильно тому, чтобы нести зерна тмина в город Керманшу, откуда тмин берет происхожденье. Все зерна уже хранятся в твоих амбарах. Ты имеешь даже мою любовь и душу, так что и их я дать не мог. Я зеркало тебе принес. Ты на себя смотри и помни обо мне".
Он зеркало достал из-под накидки, где сберегал его.
Что есть зеркало бытия? Небытие. Приноси всегда зерцало небытия в качестве подарка. Любой другой подарок нелеп.
Пусть бедняк вглядится в щедрость глубоко. Пусть хлеб увидит голодающего человека. Пускай трут узрит искру кресала.
Пустое зеркало и твои гибельные привычки, когда их держишь друг напротив друга, - вот когда начинаются настоящие дела. Вот где искусство и ремесла.
Портному нужен порванный кафтан, чтобы свое практиковать искусство.
Стволы деревьев приходится рубить за разом раз, чтоб их использовать сумел краснодеревщик.
Лекарю необходима сломанная нога, чтобы ее лечить. Недостатки суть способы для славы проявиться. Кто увидел, каковы его болезни, тот галопом поскачет по пути.
Нет хуже ничего, чем думать, что ты пребываешь в здравии. Более всего другого самодовольство путь преграждает мастерству.
Помести свою низость напротив зеркала и рыдай. Пусть вытечет самодовольство из тебя!
Сатана думал: "Я лучше Адама", и это "лучше" все еще крепко в нас сидит.
Твоя проточная вода, возможно, выглядит чистой, но есть еще и непотревоженная муть на дне. Твой шейх может прокопать отводной канал, который выведет муть наружу.
Доверь свою рану врачеванию учителя. На рану слетаются мухи. Они покрывают ее, эти мухи самооправданий, твоей любви к тому, что ты почитаешь своим.
Дай учителю смахнуть мух и забинтовать рану. Не отворачивай головы. Продолжай смотреть на забинтованное место. Именно там в тебя входит свет. И не верь даже и на мгновение, что ты излечиваешь себя сам.


МЫШЬ И ВЕРБЛЮД
Мышь ухватилась за верблюжью узду передними лапками и пошла, подражая погонщикам верблюдов.
Верблюд последовал за ней, давая мыши ощутить геройство.
"Наслаждайся, - подумал он. - Я преподам тебе сейчас урок".
Они подошли к берегу большой реки. Мышь остолбенела.
"Чего ты ждешь?
Входи же в реку. Ты мой предводитель. Не останавливайся здесь".
"Я боюсь утонуть".
Верблюд вошел в воду. "Здесь всего лишь по колено".
" Твое колено! Твое колено в сто раз выше моей головы!"
"Ну что ж, быть может, тебе не стать погонщиком верблюдов. Оставайся с такими же, как ты. Ведь мыши нечего сказать верблюду".
"Может быть, ты поможешь мне перебраться на тот берег?"
"Залезай ко мне на горб.
Я создан для переправы сотен тебе подобных".
Ты не пророк, но следуй смиренно по пути пророков - и сможешь прибыть туда же, где находятся они. Не пытайся направлять корабль. Не открывай свою собственную лавку. Слушай. Храни молчание. Ты не Божий глашатай. Старайся быть ухом, а если уж заговорил, то для того, чтоб попросить о разъясненьи.
Источник твоего высокомерия и злобы - в вожделениях, укоренившихся в твоих привычках.
Некто, привыкший есть глину, приходит в негодование, когда ты пытаешься помешать ему.


Предводительство также может стать ядовитой привычкой.
Когда кто-нибудь ставит под вопрос твои полномочия, ты думаешь: "Он пытается захватить власть". Ты, может быть, ответишь вежливо, но внутренне ты негодуешь.
Всегда сверяй свое внутреннее состояние с владыкой своего сердца. Медь не знает, что она медь, пока не превратилась в золото.
Твоя любовь не знает своего величия, пока не узнала своей беспомощности.


12 МОИСЕЙ и ПАСТУХ

Моисей услышал, как пастух молится у дороги:
"Боже, где ты? Я хочу помочь тебе, починить твои башмаки и причесать волосы. Я хочу постирать тебе одежду и снять вшей. Я хочу принести тебе молока, целовать твои рученьки и ноженьки, когда настает время для тебя идти в кровать. Я хочу подмести твою комнату и держать ее в чистоте. Боже, мои овцы и козы - твои. Все, что я могу сказать, вспоминая тебя, это ай-й-й и ах-х-х".
Моисей не мог этого больше выдержать: "С кем это ты говоришь?"
"С тем, кто сотворил нас, сотворил землю и сотворил небо".
"Не говори о башмаках и носках с Богом! И что это еще за рученьки и ноженьки? Это звучит кощунственно и фамильярно, как будто ты болтаешь со своими дядьками. Только то, что растет, нуждается в молоке. Только тот, у кого есть ноги, нуждается в башмаках. Не Бог! Даже если ты имел в виду Божьих посланников, как Бог, когда Он сказал: "Я был болен и вы не навестили меня", даже тогда этот тон был бы нелепым и непочтительным.
Используй уместные термины. Фатима - хорошее имя для женщины, но если ты назовешь мужчину Фатимой, это оскорбленье. Язык тела и рождений пригоден для нас, на этом берегу реки, но не для того, чтоб обращаться к источнику, не для Аллаха".
Пастух раскаялся, разорвал свою одежду, тяжко вздыхая, он ушел в пустыню.
И тогда нежданно откровение пришло Моисею. Божий голос:
Ты разлучил меня и того, кто близок мне. Ты, как Пророк, пришел соединять иль разделять?
Я дал каждому существу собственный и непохожий путь видения, знания и способность выразить это знание. То, что кажется ложным тебе, правильно для него. Чистота и нечистота, леность и усердие в богослужении для меня не значат ничего. Я чужд всему подобному. Не думай, что один способ богослужения оценивается выше или ниже, чем другой.
Индусы поступают так, как свойственно индусам. Дравиды-мусульмане в Индии делают то, что свойственно им. Все это хвала, все это благо. Это не я прославляем в актах богослужения. Это служащие Богу! Я не слышу ими произносимых слов. Я смотрю внутрь на их смиренность. Разверзнутая приниженность является реальностью, а не язык! Забудь о фразах. Я хочу горения, горения. Будь другом своего горения. Сожги свое мышление и свои формы выражения! Моисей, те, кто обращает внимание на способы поведения и говорения, принадлежат к одной категории. Сгорающие влюбленные - к другой.
Не облагай налогом на собственность сожженное селенье. Не порицай влюбленного. "Ложность" его речей в сто раз лучше "правильности" у других.
Внутри Каабы неважно, в какую сторону направить свой молитвенный коврик!
Ныряльщику в океане не нужны снегоступы! Владения любви не имеют правил или доктрины.
Только Бога.
Таков рубин, на котором ничего не выгравировано! Он не нуждается в метках.
Бог начал являть сокровенные тайны Моисею. Виденья и слова, которые нельзя здесь записать, изливались на него и чрез него. Он покинул себя и затем вернулся. Он вошел в вечность и пришел опять сюда. Это происходило много раз.
Нелепо с моей стороны пытаться говорить об этом. Если б я сказал, это вырвало бы с корнем нашу человеческуюразумность, это разломало бы перья, используемые для писания.
Моисей побежал за пастухом. Он следовал за смятенными следами, которые в одних местах шли прямо, как ладья по шахматной доске, а в других - поперек, как шахматный слон, то поднимались подобно гребню волны, то съезжали вниз, как рыба, но его ступни всегда оставляли гадательные символы на песке - летопись его отчаянного состояния.
Наконец Моисей догнал его. "Я был неправ. Бог открыл мне, что в богослужении нет правил. Говори все, что и как твоя влюбленность тебе подсказывает.
Твое сладостное кощунство есть подлинная преданность.
Благодаря тебе весь мир обретает свободу. Пусть твой язык развяжется, и не волнуйся о том, что выйдет. Все это светоч духа".
Пастух отвечал: "Моисей, Моисей, я ушел превыше даже этого.
Ты применил свой кнут, и моя лошадь испугалась и выпрыгнула из себя. Божественная и человеческая природа сошлись вместе.
Благословенна твоя карающая длань. Я не могу сказать, что случилось. То, что я говорю сейчас, не мое подлинное состояние. Оно неизреченно".
Пастух затих.
Когда смотришь в зеркало, ты видишь самого себя, а не состояние зеркала. Флейтист влагает дыхание во флейту, и кто творит музыку? Не флейта. Флейтист!
Всякий раз, когда ты воздаешь хвалу или благодарения Богу, они всегда подобны простоте этого славного пастуха.
Когда ты в конце концов увидишь сквозь завесы, каковы вещи на самом деле, ты будешь повторять снова и снова: "Это уж точно не похоже на то, как мы себе это представляли!"


РАДОСТЬ ПРИ НЕОЖИДАННОМ РАЗОЧАРОВАНИИ
Все, что приходит, приходит из-за нужды, мучительного страдания, болезненного желания.
Боль Марии сотворила младенца Иисуса. Ее чрево раскрыло свои губы и произнесло Слово.
Каждая твоя часть имеет свой тайный язык. Твои руки и ноги рассказывают, что ты совершил.
И каждая нужда приносит то, что нужно. Боль так же несет в себе исцеление, как вынашивают ребенка.
Когда нет ничего, это производит пропитание. Задай трудный вопрос
и получишь превосходный ответ.
Построй корабль, и появится вода, чтобы отправиться в плаванье на нем. Нежноголосое дитя заплачет, и молоко закапает из материнской груди.
Возжаждай высшей воды и будь готов, что она хлынет из источника.
Деревенская женщина как-то проходила мимо Мохаммада.
Она думала, что он обычный, неграмотный человек. Она не верила, что он пророк.
Она несла с собой двухмесячного ребенка.
Когда она подошла к Мохаммаду, ребенок повернулся и сказал: "Мир тебе, Посланник Бога".
Мать вскричала, удивленная и рассерженная: "Что ты говоришь и как это ты вдруг обрел дар речи?!"
Дитя отвечало: "Сначала меня обучал Бог, а потом Гавриил".
"Кто такой Гавриил? Я никого не вижу".
"Он у тебя над головой, Мать. Повернись. Он мне многое рассказал".
"Ты действительно видишь его?" "Да. Он постоянно выводит меня из этого униженного состояния в высшее".
Мохаммад тогда спросил ребенка: "Как тебя зовут?"
"Абдул Азиз, слуга Божий, но это семейство думает, что меня занимают мирские энергии.
Я так же свободен от них, как и истина твоего пророчества".
Так говорил малыш, и мать впустила в себя благоухание, которое позволило ей смириться с этим состоянием.
Когда Бог наделяет такого рода постижением, неодушевленные камни, растения, животные, все наполняется раскрывающейся значимостью.
Рыбы и птицы становятся защитниками.
Помни о случае, произошедшем с Мохаммадом и орлом.
Так вышло, что пока он слушал
этого вдохновенного ребенка, раздался голос,
призывающий к молитве. Он попросил воды,
чтобы совершить омовение. Он омыл руки и ступни,
и как раз когда он потянулся к башмаку,
его выхватил орел!
Башмак перевернулся в воздухе и из него вывалилась ядовитая змея.
Орел сделал круг и принес башмак обратно, говоря: "Мое беспомощное почтение к тебе сделало этот поступок необходимым. Любого, поступающего так дерзко ради буквоедского соблюдения закона, следует наказать!"
Мохаммад поблагодарил орла и молвил: "То, что я посчитал за грубость, было в действительности любовью. Ты скорбь мою унес,
а я предался скорби! Бог все мне показал, но в то мгновение я был занят самим собой".
Орел: "Но, избранник, вся ясность, которой я обладаю, пришла мне от тебя!"
Это распространяющееся сияние Подлинного Человека обладает огромной важностьн Посмотри внимательно вокруг и ты распознаешь светоносность душ. Садись поближе к тем, кто к ней тебя влечет.
Усвой из этой истории с орлом, что когда приходит несчастье, нужно быстро поблагодарить.
Другие могут говорить: "О нет", но ты станешь раскрываться подобно розе, лепесток за лепестком теряющей себя.
Кто-то спросил у шейха, что есть суфизм.
"Ощущенье радости, когда нежданно приходит разочарованье".
Орел уносит Мохаммадов башмак и спасает его от змеиного укуса.
Не горюй о том, что не сбылось. Иногда, когда что-то не происходит, это спасает нас от катастроф.

VO
Hosted by uCoz