АДЛЕР, АЛЬФРЕД


(Adler, Alfred) (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

О теории А.Адлера можно почитать ниже

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

Начиная с 1900-х годов Адлер занимался психиатрическими проблемами общей медицины. Он был среди тех немногих, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

Адлер никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Наконец в 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований». С 1912 Адлер применял термин «индивидуальная психология»; в том же году была опубликована работа О нервном характере (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии» («Zeitschrift fr Individualpsychologie»), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 «Журнал индивидуальной психологии» возродился под названием «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948 в Вене. С 1935 под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став сотрудником Колумбийского университета в 1926, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938. Школа вновь открылась в 1946.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа.

Среди публикаций ученого:

Практика и теория индивидуальной психологии (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920;

Проблемы человеческой природы (Problems of Human Nature, 1929),

Наука жизни (The Science of Living, 1929),

Стиль жизни (The Pattern of Life, 1930),

Социальные интересы: вызов человечеству (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938),

Превосходство и социальные интересы (Superiority and Social Interest, 1964).

 

в начало

О теории Адлера

Сергей Ковалёв

Фрейд задал "целое умонастроение эпохи", его идеи проникали во многие области человеческой жизни. Психоаналитическая теория Фрейда дала сильнейший толчок развитию различных школ и направлений в психологии. Любопытная вещь! Практически все последующие создатели новых психотерапевтических концепции выросли скорее всего как критика и несогласие с теорией Фрейда, но при этом никто из них не отрицал гений и величие вклада Фрейда в понимание человеческой природы. Ещё любопытней, что сам Фрейд достаточно недружелюбно относился к критикам и отступникам от своей теории. Как правило, они разрывали отношения с Фрейдом, уходили из психоаналитического движения и создавали свои научные концепции. Возмжно, именно так и рождается истина, в споре, часто непримиримом. Единомыслие и единообразие во всём ведёт лишь к истинному разложению и загниванию, впрочем это прекрасно знают те, кто родился в СССР.

В начале становления своих научных взглядов в 1910 году Альфред Адлер по инициативе Фрейда был избран первым президентом психоаналитического общества в Вене, где он учился медицине в Венском университете. Но год спустя произошёл разрыв с Фрейдом и Адлер покинул психоаналитическое движение.

Новое направление, созданное Адлером, получило название "индивидуальной психологии". Многое в индивидуальной психологии- это опровержение концепции Фрейда.  Главным положением теории Адлера явилось то, что индивидуум не может быть отделён от социума. Что это значило? Это значило простую вещь: поведение и мотивы человек НЕЛЬЗЯ объяснить инстинктивными сексуальными побуждениями, не принимая во внимание социальные детерминанты (по простому- социальные условия), в которых он находится. Сейчас нам это кажется совершённо очевидным, однако не следует забывать, что тогда это было вовсе не очевидным. Особое внимание, которое уделил Адлер роли социальных сил в развитии личности, позднее обнаруживается у других выдающихся психологов, таких как Фромм, Хорни, Салливена.

Основной мотив человеческой жизни Адлер видел в СТРЕМЛЕНИИ К ПЕРВОСХОДСТВУ. Как реализуется этот мотив?  Чтобы объяснить это, Адлер ввёл понятие "комплекса неполноценности". Многие полагают, что данный термин применим к людям с явными физическими недостатками, инвалидам и т.п. Адлер определял это понятие более широкой. ЛЮБОЙ ребёнок в детстве испытывает комплекс неполноценности, когда чувствует собственную беспомощность и зависимость от более могущественных и сильных людей (родителей). Появление этого чувства, по мнению Адлера, является началом длительной борьбы (длинной во всю жизнь) за достижение превосходства над другими, и совершенствования себя.

Сильнее всего возникновению комплекса неполноценности способствуют возможные физические недостатки организма и также такие формы воспитания ребёнка, как чрезмерная опека (с одной стороны) или отвержение со стороны родителей (с другой). Например, ребёнок с физическими  увечьями пытается их как-то компенсировать: начинает усиленно заниматься спортом, или больше читать книг и т.п.

Ничего плохого и осудительного в стремлении в превосходству Адлер не видел, это врождённый и естественный мотив, "это стремление и есть сама жизнь". Преодолевая комплекс неполноценности ребёнок стремиться к превосходству над другими. При этом стремление это может приобретать негативную или позитивную форму. Негативная форма превосходства связана с превосходством посредством эгоистических поведения, достижением личной славы за счёт других. Позитивная, напротив, связывает стремление к превосходству с благополучием других людей.

Обратите внимание, Адлер утверждал, что поведение людей не отталкивается от каких-либо внутренних или внешних причин, а нацелено вперёд, к жизненно значимым для человека целям. Человек для Адлера не марионетка, раздираемая внутренними иррациональными побуждениями или внешними силами, а нечто большее чем продукт этих двух влияний, - единое, ТВОРЧЕСКОЕ и САМООПРЕДЕЛЯЮЩЕЕСЯ целое. Полная противоположность идеям Фрейда, не так ли? :)

Далее. Поскольку каждый индивидуум преодолевает КАКИМ-ТО образом КАКОЙ-ТО комплекс неполноценности, чтоб утвердиться в окружающем мире, то в зависимости от этого формируется его, индивидуальный СТИЛЬ ЖИЗНИ, не похожий на других. Усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности, формируют стиль жизни человека. Очень любопытное положением Адлера. Подумайте, почему вы занимаетесь в жизни тем, чем вы занимаетесь? Разве это не возникло КАК попытка самоутвердиться в окружающем для вас мире? Многие атлеты когда-то были физически слабыми и начали заниматься спортом, чтоб компенсировать свой недостаток. Многие артисты когда-то были не очень известными и вряд ли такое положение дел их устраивало? Разве мы не делаем то, что мы делаем, из стремления к превосходству? :))

Стиль жизни, по Адлеру, формируется уже к 4-5 годам жизни и далее практически не претерпевает изменений. Но! Как я уже сказал, огромное значение Адлер придавал творческой силе и возможности самоопределения человека в жизни. Творческая сила позволяет определять цель жизни, методы достижения, то есть в принципе стиль жизни :) Вы видите это противоречие в позиции Адлера? Он вероятно, осознавал их. С одной стороны, Адлер признавал влияние окружения, наследственности на формирование стиля жизни человека, а с другой стороны, позиционировал творческую силу как нечто способное делать человека свободным и ответственным за свою жизнь. Что побуждает развиваться творческой силе? Откуда она берётся? Эти вопросы так и остались неясными :)

Адлер описал некоторые ТИПЫ личностей, связанные со стилем жизни, однако этой классификации мы касаться не будем, поскольку мне она кажется довольно сумбурной, и сам Адлер формулировал её без особого энтузиазма. В следующей рассылке я затрону ещё несколько концепции Адлера, а именно: понятие социального интереса, воспитания детей и концепцию неврозов.

Адлер был удивительно плодовит, он написал более 300 книг и статей, и при этом его интересы более сосредотачивались на практическом применении психологических знаний, а не теоретизировании. Скорее всего, в отличие от Фрейда, Адлер не ставил задачи создать стройную психологическую теорию, в своём научном наследии он затронул настолько много различных вопросов психологии, что его идеями пользовались в дальнейшем почти все видные психологи. В его концепциях очень много ЗДРАВОГО СМЫСЛА, на который он и опирался как психолог-практик, вместо научно-умозрительного теоретизирования.

Ещё один интересный факт заключается в том, что сам Адлер на себе испытал, что такое преодоление комплекса неполноценности и борьбы за жизнь. В детстве он болел рахитом, из-за которого начал ходить только в чётыре года. Несколько раз он был рядом со смертью, попадая из-за своей физических дефектов в автомобильные аварии. Когда Альфреду было три года, его брат умер в их комнате, в соседней постели. В пять лет Альфред заболел пневмонией, и семейный врач счёл этот случай неизлечимым. Однако другой доктор сумел спасти мальчика. Выздоровев, Альфред принял неизменное решение стать врачом. В школе Альфреда оставили на второй год из-за неуспеваемости, а учитель математики посоветовал отцу отдать мальчика в ученики сапожнику.

Тем не менее, благодаря поддержке отца, вскоре Адлер стал самым лучшим учеником в школе по математике При всём неблагополучии детства, Альфред рос общительным и жизнерадостным. Пожалуй, именно детские впечатления и привели великого психолога к идеям важности социального интереса, компенсации неполноценности, воспитании детей.

в начало

Hosted by uCoz