Альфред Адлер


 Ковалёв Сергей

Фрейд задал "целое умонастроение эпохи", его идеи проникали во многие области человеческой жизни. Психоаналитическая теория Фрейда дала сильнейший толчок развитию различных школ и направлений в психологии. Любопытная вещь! Практически все последующие создатели новых психотерапевтических концепции выросли скорее всего как критика и несогласие с теорией Фрейда, но при этом никто из них не отрицал гений и величие вклада Фрейда в понимание человеческой природы. Ещё любопытней, что сам Фрейд достаточно недружелюбно относился к критикам и отступникам от своей теории. Как правило, они разрывали отношения с Фрейдом, уходили из психоаналитического движения и создавали свои научные концепции. От себя хочу сказать, что именно так и рождается истина, в споре, часто непримиримом. Единомыслие и единообразие во всём ведёт лишь к истинному разложению и загниванию, впрочем это прекрасно знают те, кто родился в СССР.

В начале становления своих научных взглядов в 1910 году Альфред Адлер по инициативе Фрейда был избран первым президентом психоаналитического общества в Вене, где он учился медицине в Венском университете. Но год спустя произошёл разрыв с Фрейдом и Адлер покинул психоаналитическое движение.

Новое направление, созданное Адлером, получило название "индивидуальной психологии". Многое в индивидуальной психологии- это опровержение концепции Фрейда.  Главным положением теории Адлера явилось то, что индивидуум не может быть отделён от социума. Что это значило? Это значило простую вещь: поведение и мотивы человек НЕЛЬЗЯ объяснить инстинктивными сексуальными побуждениями, не принимая во внимание социальные детерминанты (по простому- социальные условия), в которых он находится. Сейчас нам это кажется совершённо очевидным, однако не следует забывать, что тогда это было вовсе не очевидным. Особое внимание, которое уделил Адлер роли социальных сил в развитии личности, позднее обнаруживается у других выдающихся психологов, таких как Фромм, Хорни, Салливена.

Основной мотив человеческой жизни Адлер видел в СТРЕМЛЕНИИ К ПЕРВОСХОДСТВУ. Как реализуется этот мотив? Очень просто. Чтоб объяснить это, Адлер ввёл понятие "комплекса неполноценности". Многие полагают, что данный термин применим к людям с явными физическими недостатками, инвалидам и т.п. Адлер определял это понятие более широкой. ЛЮБОЙ ребёнок в детстве испытывает комплекс неполноценности, когда чувствует собственную беспомощность и зависимость от более могущественных и сильных людей (родителей). Появление этого чувства, по мнению Адлера, является началом длительной борьбы (длинной во всю жизнь) за достижение превосходства над другими, и совершенствования себя. Сильнее всего возникновению комплекса неполноценности способствуют возможные физические недостатки организма и также такие формы воспитания ребёнка, как чрезмерная опека (с одной стороны) или отвержение со стороны родителей (с другой). Например, ребёнок с физическими  увечьями пытается их как-то компенсировать: начинает усиленно заниматься спортом, или больше читать книг и т.п.

Сразу скажу, что ничего плохого и осудительного в стремлении в превосходству Адлер не видел, это врождённый и естественный мотив, "это стремление и есть сама жизнь". Итак, преодолевая комплекс неполноценности ребёнок стремиться к превосходству над другими. При этом стремление это может приобретать негативную или позитивную форму. Негативная форма превосходства связана с превосходством посредством эгоистических поведения, достижением личной славы за счёт других. Позитивная, напротив, связывает стремление к превосходству с благополучием других людей.

Обратите внимание, Адлер утверждал, что поведение людей не отталкивается от каких-либо внутренних или внешних причин, а нацелено вперёд, к жизненно значимым для человека целям. Человек для Адлера не марионетка, раздираемая внутренними иррациональными побуждениями или внешними силами, а нечто большее чем продукт этих двух влияний, - единое, ТВОРЧЕСКОЕ и САМООПРЕДЕЛЯЮЩЕЕСЯ целое. Полная противоположность идеям Фрейда, не так ли? :)

Далее. Поскольку каждый индивидуум преодолевает КАКИМ-ТО образом КАКОЙ-ТО комплекс неполноценности, чтоб утвердиться в окружающем мире, то в зависимости от этого формируется его, индивидуальный СТИЛЬ ЖИЗНИ, не похожий на других. Усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности, формируют стиль жизни человека. Очень любопытное положением Адлера. Подумайте, почему вы занимаетесь в жизни тем, чем вы занимаетесь? Разве это не возникло КАК попытка самоутвердиться в окружающем для вас мире? Многие атлеты когда-то были физически слабыми и начали заниматься спортом, чтоб компенсировать свой недостаток. Многие артисты когда-то были не очень известными и вряд ли такое положение дел их устраивало? Разве мы не делаем то, что мы делаем, из стремления к превосходству? :))

Стиль жизни, по Адлеру, формируется уже к 4-5 годам жизни и далее практически не претерпевает изменений. Но! Как я уже сказал, огромное значение Адлер придавал творческой силе и возможности самоопределения человека в жизни. Творческая сила позволяет определять цель жизни, методы достижения, то есть в принципе стиль жизни :) Вы видите это противоречие в позиции Адлера? Он вероятно, осознавал их. С одной стороны, Адлер признавал влияние окружения, наследственности на формирование стиля жизни человека, а с другой стороны, позиционировал творческую силу как нечто способное делать человека свободным и ответственным за свою жизнь. Что побуждает развиваться творческой силе? Откуда она берётся? Эти вопросы так и остались неясными :)

Адлер описал некоторые ТИПЫ личностей, связанные со стилем жизни, однако этой классификации мы касаться не будем, поскольку мне она кажется довольно сумбурной, и сам Адлер формулировал её без особого энтузиазма. В следующей рассылке я затрону ещё несколько концепции Адлера, а именно: понятие социального интереса, воспитания детей и концепцию неврозов.

Адлер был удивительно плодовит, он написал более 300 книг и статей, и при этом его интересы более сосредотачивались на практическом применении психологических знаний, а не теоретизировании. Скорее всего, в отличие от Фрейда, Адлер не ставил задачи создать стройную психологическую теорию, в своём научном наследии он затронул настолько много различных вопросов психологии, что его идеями пользовались в дальнейшем почти все видные психологи. В его концепциях очень много ЗДРАВОГО СМЫСЛА, на который он и опирался как психолог-практик, вместо научно-умозрительного теоретизирования.

Ещё один интересный факт заключается в том, что сам Адлер на себе испытал, что такое преодоление комплекса неполноценности и борьбы за жизнь. В детстве он болел рахитом, из-за которого начал ходить только в чётыре года. Несколько раз он был рядом со смертью, попадая из-за своей физических дефектов в автомобильные аварии. Когда Альфреду было три года, его брат умер в их комнате, в соседней постели. В пять лет Альфред заболел пневмонией, и семейный врач счёл этот случай неизлечимым. Однако другой доктор сумел спасти мальчика. Выздоровев, Альфред принял неизменное решение стать врачом. В школе Альфреда оставили на второй год из-за неуспеваемости, а учитель математики посоветовал отцу отдать мальчика в ученики сапожнику.

Позвольте сделать личную ремарку. Я снова и снова убеждаюсь, что классическая система образования никуда негодна. Почему? Потому что она нацелена "на тупиц". Человек НЕ МОЖЕТ потенциально быть тупицей, ЕГО таким воспитывают. Вместо того, чтобы создавать эмоциональные  и творческие условия для реализации потенциала ребёнка, создаются условия для выращивания "тупоголовых автоматов, с функциями хорошего магнитофона". Обучение должно СООТВЕСТВОВАТЬ реальным потребностям ребёнка; следует создавать благоприятный эмоциональный климат для развития способностей; обучение в стиле опёки или отвержения УСИЛИВАЕТ комплекс неполноценности. А ведь это не мои идеи, а идеи Адлера, высказанные ещё в начале века! Но всё не в прок! Я бы, лично, запретил современных учителей подпускать к детям, пока они не сдадут экзамен по истории психотерапии.

Тем не менее, благодаря поддержке отца, вскоре Адлер стал самым лучшим учеником в школе по математике [насколько всё зависит от эмоциональной составляющей- К.С.] При всём неблагополучии детства, Альфред рос общительным и жизнерадостным. Пожалуй, именно детские впечатления и привели великого психолога к идеям важности социального интереса, компенсации неполноценности, воспитании детей.

Hosted by uCoz