o
КОМПЛЕКС
согласно фрейдистской
психологии, одна из первичных мотивирующих сил, скрывающаяся за многими
психическими нарушениями. Название заимствовано из греческого мифа об Эдипе,
сыне фиванского царя Лая и царицы Иокасты.
Фрейдизм утверждает, что в жизни каждого нормального индивида должна быть
представлена эдипова ситуация. В конце первого и
начале второго года жизни младенец направляет всю свою психическую энергию на
родителей. При нормальной последовательности событий мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к
отцу, а девочка – влечение к отцу и агрессию к матери (позднее ситуация с
девочкой была названа комплексом Электры). То, как ребенок реализует эту
привязанность и как он впоследствии от нее освобождается, отражается на его
взрослой жизни, на особенностях личности и характера. В течении предпубертатного – по терминологии Фрейда «латентного» –
периода эдипов комплекс скрывается
за внешними действиями и интересами. Во время пубертата
(полового созревания) эдипова ситуация возникает
снова, но психосексуальное влечение теперь направлено
не на родителей, а на других лиц. Если человек не может преодолеть эдипов комплекс, говорят о неразрешенной эдиповой ситуации, которая бессознательно порождает
различные конфликты, касающиеся лиц противоположного пола, родительских чувств
и несоответствия требований реальности и инстинктивных импульсов, нередко инцестуозных (кровосмесительных).
по краткому определению А.Брилля,
это «возникший в прошлом и подавленный эмоциональный опыт». Комплекс может быть
также определен как группа подавленных мыслей, сплетенных в единое целое,
которое всегда активно и побуждает индивида думать, чувствовать и действовать
по определенной схеме. К.Юнг, введший этот термин, произвел его от лат. complexus – «переплетенный». Он утверждал, что комплекс –
это «группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных
содержаний», которая «состоит из ядерного элемента и огромного числа вторично
присоединившихся ассоциаций». Компоненты комплекса могут быть представлены в
сознании или оставаться неосознанными, но считается, что ядерный элемент всегда
не осознается. Возникавшие в раннем детстве душевные конфликты, неприятные
впечатления, фрустрации, угрозы безопасности вытесняются в подсознание, где как
бы дремлют, оставаясь тем не менее действенными. Позже
во взрослой жизни, когда возникают новые эмоциональные конфликты,
подсознательные детские воспоминания, связанные с первоначальной травмой, и
сформировавшийся на этой основе комплекс определяют отношение к таким
конфликтам и выбор пути их разрешения.
Введенные Фрейдом в
психологию Эдипов комплекс и комплекс Электры, а
также комплекс неполноценности, описанный А.Адлером, – понятия, оказавшие
значительное влияние на теорию и практику психоанализа.