(психологический взгляд на проблему)
Вернуться в менюПСИХОЛОГИЯ
В жизни каждого человека встречаются
ситуации, когда близкие и дорогие им люди их покидают, не важно вызвано ли это
смертью или разрывом отношений, каждый человек переживает это как горе и
утрату. Я хочу рассказать о некоторых психологических сторонах этой ситуации, в
случае интереса к этой теме предложу информацию о критических периодах этого
времени, описание десяти стадий горя и способов справляться с ними. Также окажу
помощь и отвечу на любые интересующие вопросы тем, кто обратится в частном
порядке
Определения
Горе.
Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого
человека в результате его смерти. Это также процесс, при помощи которого
человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты
жизни. Горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ,
посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.
Тяжелая утрата - описывает событие потери, т.е. саму смерть.
Траур - публичное выражение утраты; обычно длится с момента извещения о смерти
до момента погребения. Сопровождается траур различными ритуальными действиями
согласно духовным и культурным традициям.
Типичные симптомы горя
(нормальные):
Нарушение сна.
Анорексия - резкая, значительная потеря или
приобретение веса.
Раздражимость.
Сложности с концентрацией внимания.
Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д.
Подавленность.
Апатия и отчуждение; уединенность.
Плач.
Самобичевание.
Суицидальные мысли.
Соматические симптомы
Чувство усталости.
Применение медикаментов (снотворных и/или успокоительных).
Галлюцинации,
отождествление с умершим или ощущение его присутствия.
Нетипичные симптомы
(патологические):
Затянувшиеся переживания горя
(несколько лет).
Задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий
в течение
2 и более
недель).
Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения,
напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания.
Появление болезней психосоматического характера, таких как, язвенный колит,
ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности,
приступы удушья и т.д.
Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший.
Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать
кипучую
деятельность, не ощущая боль утраты.
Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто
сопровождаемая угрозами, однако только на словах.
Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием
поведение. Может быть полное изменение стиля жизни.
Устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность.
Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоционально чувствовать.
Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени.
Возможное вынашивание суицидальных планов.
Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражимость, нежелание
надоедать, уход от социальной
активности; прогрессирующая уединенность.
Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о
желании со всем покончить.
Клише, которых стоит
избегать:
"На все воля
божья".
Не настолько всеведущ человек, чтобы определять волю
божью, к тому же большинству людей это ни к чему. Такое заявление рисует бога
как некую жестокую и порочную силу, отнимающую человека от его любимых без
всякого разбора.
"Мне
знакомы Ваши чувства".
Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение
единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек,
столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства.
"Уже прошло три
недели с его/ее смерти. Вы еще не успокоились?"
Не существует лимита времени, отпущенного страданию.
Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух
лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.
"Благодарите
бога, что у вас есть еще дети (ребенок)."
Даже если в семье есть еще дети, родители тяжело
переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а
просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения.
"Бог выбирает лучших".
Это означает, что все живущие на земле, включая и
этого конкретного человека, не столь хороши в глазах бога. И опять-таки бог не
заботится о страданиях, которые причиняет близким.
"Извините". Это очень распространенная автоматическая реакция на
сообщение о чьей-то смерти. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что
люди переживают горе, за то, что нам напомнили о том, что все мы смертны.
Однако, для человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют ответа,
который прозвучал бы неуместно. Что можем мы сказать в ответ на
"извините", "благодарю", "все в порядке",
"понимаю"? В этой ситуации нет адекватного ответа, и когда человек
снова и снова слышит "извините", эти слова быстро становятся пустыми
и бессмысленными.
"Вы должны быть
сильными ради своих детей, жены (мужа) и др..."
Страдающему человеку нет необходимости быть сильным,
ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть
сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от
реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.
Чего хотят от нас
люди, перенесшие утрату
"Позвольте мне
просто поговорить".
Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и
о своих чувствах в связи с произошедшем. Им хочется проводить
долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни
все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо
еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока они перестанут
пугать их и оставят их в покое и тогда они смогут оплакивать свою потерю.
"Спросите меня о
нем/ней".
Мы часто избегаем разговоров об умершем,
но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать
саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о
близких умершего. "На кого он/она был похож?",
"Есть ли у Вас фотография?", "Что он/она любил делать?",
"Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним/ней?",
"Что Вас сводило с ума?" Это только несколько вопросов,
задав которые мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.
"Поддержите меня
и позвольте мне выплакаться".
Нет большего подарка, который мы можем подарить
убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи.
Прикосновение - это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда
слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная
изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в
теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда
вправе не принять нашу руку; что не мешает нам по
меньшей мере предложить ее.
"Не пугайтесь
моего молчания".
Бывают случаи, когда перенесшие утрату
люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды
заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои
воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить
разговор, когда они возвратятся в состояние "здесь и сейчас". Нам не
нужно знать где они были и о чем думали; о чем мы
должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть
времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в
подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в
этой тишине. Используйте это время для восстановления собственных сил в молитве
или медитации.
Вернуться на Главную
Вернуться в менюПСИХОЛОГИЯ