Личность преступника
В психологии
существует несколько взглядов на феномен преступника. Биологизаторский
взгляд на преступление связывает асоциальный поступок с генетическими
предпосылками и с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом,
психическими аномалиями, инстинктивными стремлениями к агрессии, направленной
на других людей и разрушения (Ломброзо Ч., Фрейд З.,
Ауэрбах Ш. И др.). Социоцентрический взгляд объясняет
агрессию, асоциальность и саму преступность стимульным отрицательным влиянием на личность. Одной из
центральных тем уголовной социологии и криминологии является трактовка
преступного поведения как <заучиваемого, усваимого
от других>. Конечно, такое обучение включает не только прямое наставление,
но и длительное, подчас совсем не явное влияние различных социальных процессов
и спонтанных эмоций окружающих. Социоцентристы истоки
индивидуального поведения видят в социальном отражении, зависимым от научения внутри значимой группы и под влиянием других групп
через спонтанное взаимодействие с ними. Процесс обучения противоправному
поведению включает в себя не только техники совершения преступления, но и сферу
движущих мотивов, наклонностей, рационального поведения и воззрений. Считается,
что <мировоззренческий аспект> обучения преступников зависит в основном о
того, как смотрят на законы те, кто обучает или к кому обращаются за советом.
Этот взгляд получает подтверждение в многочисленных исследованиях - была
доказана устойчивость усвоенных в детстве агрессивных образцов поведения. С
возрастом тенденция к агрессивному поведению в сложных ситуациях усиливается,
так как расширяется диапазон провоцирующих ситуаций, а агрессия, вызывающая
соответствующие реакции у других людей, втянутых в агрессивное взаимодействие,
получает обратную связь - подкрепление и самооправдание. В итоге лица,
освоившие агрессивные способы решения проблемных для себя ситуаций, не знают и
не ищут лояльных способов взаимодействия. Они используют
прежде всего вербальную и физическую агрессию.
Развитие и нарастание агрессии в индивидуальной жизни человека провоцируется
так называемым <психопатическим кругом семейных отношений>, ближайшим негативно
заряженным окружением и узнаваемыми спонтанно возникающими ситуациями.
В двадцатом веке сформировались криминологические теории, объясняющие влияние
социальных условий на содействие развития в человеке преступных ориентаций.
Так или иначе вышеперечисленные взгляды презентуют
преступника как жертву генотипа и обстоятельств. При этом понятно, что в равных
условиях из одного человека получается преступник из другого
нет. Сложно говорить об одной какой-то черте, взятой изолированно,
которая бы четко отделяла потенциального преступника от не преступника. Так,
исследуя поведение банд, В. Миллер выявил качества, которые стремятся воспитать
в себе их члены: <храбрость и твердость характера>, <находчивость>,
<поиск острых ощущений и эмоционального напряжения>, <личная
независимость> - фокальные ценности (от англ. фокус, фокусировка). [
Далее... ] [http://newlogiya.by.ru/library/0057.html ]
Разрешите напомнить, что мнение автора сайта может
отличаться от мнения автора данной статьи...
Если пожелаете прочитать другие статьи подобной тематики -
пройдите на страницу ссылок.
Можно написать автору сайта.