В меню раздела ПСИХОЛОГИЯ

 

Личность преступника


             
В психологии существует несколько взглядов на феномен преступника. Биологизаторский взгляд на преступление связывает асоциальный поступок с генетическими предпосылками и с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом, психическими аномалиями, инстинктивными стремлениями к агрессии, направленной на других людей и разрушения (Ломброзо Ч., Фрейд З., Ауэрбах Ш. И др.). Социоцентрический взгляд объясняет агрессию, асоциальность и саму преступность стимульным отрицательным влиянием на личность. Одной из центральных тем уголовной социологии и криминологии является трактовка преступного поведения как <заучиваемого, усваимого от других>. Конечно, такое обучение включает не только прямое наставление, но и длительное, подчас совсем не явное влияние различных социальных процессов и спонтанных эмоций окружающих. Социоцентристы истоки индивидуального поведения видят в социальном отражении, зависимым от научения внутри значимой группы и под влиянием других групп через спонтанное взаимодействие с ними. Процесс обучения противоправному поведению включает в себя не только техники совершения преступления, но и сферу движущих мотивов, наклонностей, рационального поведения и воззрений. Считается, что <мировоззренческий аспект> обучения преступников зависит в основном о того, как смотрят на законы те, кто обучает или к кому обращаются за советом. Этот взгляд получает подтверждение в многочисленных исследованиях - была доказана устойчивость усвоенных в детстве агрессивных образцов поведения. С возрастом тенденция к агрессивному поведению в сложных ситуациях усиливается, так как расширяется диапазон провоцирующих ситуаций, а агрессия, вызывающая соответствующие реакции у других людей, втянутых в агрессивное взаимодействие, получает обратную связь - подкрепление и самооправдание. В итоге лица, освоившие агрессивные способы решения проблемных для себя ситуаций, не знают и не ищут лояльных способов взаимодействия. Они используют прежде всего вербальную и физическую агрессию.
Развитие и нарастание агрессии в индивидуальной жизни человека провоцируется так называемым <психопатическим кругом семейных отношений>, ближайшим негативно заряженным окружением и узнаваемыми спонтанно возникающими ситуациями.
В двадцатом веке сформировались криминологические теории, объясняющие влияние социальных условий на содействие развития в человеке преступных ориентаций.
Так или иначе вышеперечисленные взгляды презентуют преступника как жертву генотипа и обстоятельств. При этом понятно, что в равных условиях из одного человека получается преступник из другого нет. Сложно говорить об одной какой-то черте, взятой изолированно, которая бы четко отделяла потенциального преступника от не преступника. Так, исследуя поведение банд, В. Миллер выявил качества, которые стремятся воспитать в себе их члены: <храбрость и твердость характера>, <находчивость>, <поиск острых ощущений и эмоционального напряжения>, <личная независимость> - фокальные ценности (от англ. фокус, фокусировка). [ Далее... ] [http://newlogiya.by.ru/library/0057.html ]

 

В меню раздела ПСИХОЛОГИЯ

 

Разрешите напомнить, что мнение автора сайта может отличаться от мнения автора данной статьи...

Если пожелаете прочитать другие статьи подобной тематики - пройдите на страницу ссылок.

Можно написать автору сайта.

 



Hosted by uCoz