В раздел ПСИХОЛОГИЯ

Причины попадания в деструктивные, тоталитарные культы и группы риска

 

(К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах)

       Для того, что бы иметь возможность квалифицировано оказать помощь в реабилитации человеку, попавшему в деструктивный культ, необходимо понимать причины его попадания в эту организацию, а так же те процессы которые происходят с ним во время нахождения в организации.

      Следует отметить, что люди редко попадают под влияние той или иной группы без причины. Есть категория людей, которая приходит на встречу, и так же спокойно уходит, что бы никогда больше там не появиться. Однако есть и другие - те, кто остается, а вот причины побуждающие людей оставаться, искать такие организации нам бы и хотелось рассмотреть в этом разделе.

Человек не живет в вакууме, и наибольшее влияние на его поведение оказывают наиболее близкие люди, а именно семья. Очень часто причина попадания в культ находится в семье человека. Семья это система открытая, самоорганизующаяся и развивающаяся. Кроме того, именно в семье закладываются основы личности и характера человека.

И так выделим факторы, которые увеличивают риск попадания

человека в тоталитарный культ

Во-первых, это авторитарный или авторитарно-попустительсткий стиль воспитания. При этом человек привыкает к строгой иерархии, подчинению, перекладыванию ответственности на других, не развивается инициативность и критичность. Ситуация «Я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я - дурак». Для человека такая форма отношений становится привычной и комфортной, и он старается ее воспроизвести.

Во-вторых, это ситуация условного принятия, эмоциональной холодности, тогда человек ищет в религии, как он думает, а на самом деле в организации теплых отношений, и поддержки.

Говоря о семье, как о развивающейся системе мы можем выделить этапы развития семьи, когда наиболее вероятно вовлечение одного из ее членов в культ, а именно:

Первая опасная стадия : это рождение ребенка (для мужа). Это стрессовая ситуация для всех членов семьи (какое бы авторитетное мнение не утверждало обратное). На этой стадии основное внимание концентрируется на  рождённом ребенке, жена устает и у старшего ребёнка может появиться ощущение брошенности, не нужности.  Это может побудить человека на поиски поддержки, и принятия. Именно в это время, забота и ласка отца(к стати, тоже «забытого») так важна старшему ребёнку. А если этого не происходит?

Вторая опасная стадия : это стадия сепарации от родителей, особенно если она проходит с задержкой; или ситуация в семье крайне напряженная, в таком случае уход в культ можно рассматривать как стремление к самостоятельности и независимости. Стремление нормальное и естественное, только в результате получается, что одна зависимость просто подменяется другой.

Когда мы говорим о связи стадий развития семьи и вовлечении одного из членов семьи в культ, необходимо отметить:  кто из членов семьи испытывает при этом наибольший дискомфорт в этой ситуации. Как правило инициатором прихода является человек, испытывающий наибольший дискомфорт. Здесь нам хотелось бы отметить, что существует несколько типов стандартных запросов со стороны родственников вовлеченного. И тип запроса часто связан с тем, на какой стадии семейной жизни происходит обращение  к специалисту и кто именно обращается. Вот несколько самых распространенных вариантов:

1)     Стадия развития семьи – сепарация ребенка.

Вовлеченный: ребенок.

Обратившийся: один или оба родителя. Бывает, что обращается пара, которая уже разведена.

Самый характерный запрос:восстановления влияния родителей на ребенка, возвращение его в семью. Вовлеченного здесь представляют как объект, за обладание, которым борются между собой родители и «страшный культ».

В работе с таким случаем важно обратить внимание:

во-первых, на нерешенные проблемы обратившегося, и работать с ними, так же с принятием в семье факта взросления и становления самостоятельности ребенка.

 

2) На стадии развития семьи, когда есть дети дошкольного возраста, вовлеченным оказывается чаще один из супругов. Обращение исходит соответственно от другого супруга. Здесь часто важен так же и стаж вовлечения в культ. На ранних стадиях вовлечения (в течение 1-6 месяцев вовлечения) как правило идет запрос на сохранение семьи, и возвращение вовлеченного в семью. При большом стаже вовлеченного в организации (свыше полу года) основой для обращения служит беспокойство за судьбу детей. Запрос звучит: помочь найти способы оградить детей от влияния на них супруга вовлеченного в культ.

 

3) Более редкий и наименее психологичный вариант:  когда взрослые дети обращаются по поводу вовлечения своих родителей. Как правило в таком случае запрос сводится к обеспечению финансовой безопасности вовлеченного (что бы квартиру не отняли, например). Иногда психологическая консультация водится к разъяснению ребёнку его юридических прав.

Еще один возможный вариант, это когда ребенок приносит себя в жертву для сохранения семьи, то есть что бы родители объединились, вытаскивая его различного рода неприятностей.

Так же с позиции анализа семейных мифов можно говорить что касательно нашей темы один из самых опасных мифов:

Миф «Спасателей». Это логично, потому, что спасателю просто необходим спасаемый, а «спасать» человека от «страшной секты» это то что надо. Это придаёт значимость проживаемой жизни, повышает самоценность.

Миф «мы – люди». Это второй миф, который зачастую ведет человека в культ. Суть мифа сводится к демонстрации принадлежности к элите человеческого общества, к людям «продвинутым», интересующимся новейшими течениями во всех областях культурной жизни, и во всем разбирающимся. Это люди, любящие поразмышлять на тему смысла жизни и устройства вселенной. При этом принижается значимость таких ценностей как комфорт, и благоустроенность. Как правило этот миф сопровождается полной бытовой неустроенностью.

Вторая группа факторов это факторы социальные: социальные катаклизмы, ситуации аномии в обществе, когда нет четкой системы ориентиров, а вот культы рады предложить «единственно верные» системы ценностей. При сниженном уровне критичности в группу риска попадают, подчас, люди, работавшие или служившие в «жестких» силовых структурах, таких как - армия, после сокращения или увольнения. Если человек привык искать точку опоры на вышестоящий авторитет, выполнять распоряжения не задавая лишних вопросов, не принимать ответственность; то есть, делать только то, что ему говорят, он принадлежит к группе риска вовлечения.

Кроме того, в группу риска попадают люди, пережившие психическую травму. Иногда люди в состоянии экзистенциального кризиса. Например, многих в деструктивные культы приводят поиски смысла жизни: ситуация когда человек не удовлетворен своей жизнью, или есть проблемы с получением и переживанием удовольствия, что собственно говоря и ведет к поискам смысла жизни.

Еще одну группу риска составляют люди с различными психическими расстройствами, которые часто обостряются, находя подтверждения в догме культовых философий. Например: бред преследования, бред нанесения порчи, различные сенестопатии, деперсонализации и дереализации и др.

Психологические особенности группы риска вовлечения в деструктивный культ:

1.      размытая или не сформированная идентичность личности;

2.      внешний локус контроля в авторитарной семье;

3.      сниженная критичность, лёгкая внушаемость;

4.      чувство неудовлетворенности;

5.      поиск принадлежности к чему-либо или кому-либо.

Некоторые особенности консультирования

Первой и одной из самых важных особенностей консультирования на выходе из культа является запрос. Запрос в подобной ситуации обычно исходит от родственников адепта (родители, супруги). И как правило с них и начинается работа, сбор информации, подготовка среды в которую мог бы выйти человек из культа. Как уже говорилось выше, часто причина ухода в культ лежит в семейных отношениях.

Длительность работы в среднем от трех месяцев до полугода

Есть некоторый набор правил поведения с адептом. Самое главное сохранить или наладить контакт с вовлеченным. Нельзя критиковать ни организацию, ни ее членов, особенно в жесткой и категоричной форме. В организации обычно это предвидят и готовят адептов к определенному поведению со стороны родственников. Адептов предупреждают, что родные могут ругаться, поливать грязью организацию или ее членов, и если вести себя именно таким образом, то с одной стороны они оказываются правы, что укрепляет веру человека в философию организации, а с другой стороны можно оказаться для вовлеченного в лагере «врагов» организации. Важно задавать адепту вопросы том, что он получает в организации, зачем ему это надо. Если вы располагаете какой-то информацией компрометирующей культ, то нельзя демонстрировать эти факты с торжествующим видом, лучше спросить, его мнение по этому поводу; спрашивать именно его мнение по разным вопросам. Быть готовым к тому, что вам будут цитировать всевозможные сакральные тексты. Чаще вспоминать позитивные моменты из прошлого.

В раздел ПСИХОЛОГИЯ

 

Hosted by uCoz