Для того, что бы иметь возможность
квалифицировано оказать помощь в реабилитации человеку, попавшему в
деструктивный культ, необходимо понимать причины его попадания в эту
организацию, а так же те процессы которые происходят с ним во время нахождения
в организации.
Следует отметить, что люди редко
попадают под влияние той или иной группы без причины. Есть категория людей,
которая приходит на встречу, и так же спокойно уходит, что бы никогда больше
там не появиться. Однако есть и другие - те, кто остается, а вот причины
побуждающие людей оставаться, искать такие организации нам бы и хотелось
рассмотреть в этом разделе.
Человек не живет в
вакууме, и наибольшее влияние на его поведение оказывают наиболее близкие люди,
а именно семья. Очень часто причина попадания в культ находится в семье
человека. Семья это система открытая, самоорганизующаяся и развивающаяся. Кроме
того, именно в семье закладываются основы личности и характера человека.
Во-первых, это авторитарный или
авторитарно-попустительсткий стиль воспитания. При этом человек привыкает к
строгой иерархии, подчинению, перекладыванию ответственности на других, не
развивается инициативность и критичность. Ситуация «Я – начальник, ты – дурак,
ты – начальник, я - дурак». Для человека такая форма отношений становится
привычной и комфортной, и он старается ее воспроизвести.
Во-вторых, это ситуация условного принятия, эмоциональной
холодности, тогда человек ищет в религии, как он думает, а на самом деле в
организации теплых отношений, и поддержки.
Говоря о семье, как о
развивающейся системе мы можем выделить этапы развития семьи, когда наиболее
вероятно вовлечение одного из ее членов в культ, а именно:
Первая
опасная стадия : это рождение
ребенка (для мужа). Это стрессовая ситуация для всех членов семьи (какое бы
авторитетное мнение не утверждало обратное). На этой стадии основное внимание
концентрируется на рождённом ребенке,
жена устает и у старшего ребёнка может появиться ощущение брошенности, не
нужности. Это может побудить человека
на поиски поддержки, и принятия. Именно в это время, забота и ласка отца(к
стати, тоже «забытого») так важна старшему ребёнку. А если этого не происходит?
Вторая
опасная стадия : это стадия
сепарации от родителей, особенно если она проходит с задержкой; или ситуация в
семье крайне напряженная, в таком случае уход в культ можно рассматривать как
стремление к самостоятельности и независимости. Стремление нормальное и
естественное, только в результате получается, что одна зависимость просто
подменяется другой.
Когда мы говорим о
связи стадий развития семьи и вовлечении одного из членов семьи в культ,
необходимо отметить: кто из членов
семьи испытывает при этом наибольший дискомфорт в этой ситуации. Как
правило инициатором прихода является человек, испытывающий наибольший
дискомфорт. Здесь нам хотелось бы отметить, что существует несколько типов
стандартных запросов со стороны родственников вовлеченного. И тип запроса часто
связан с тем, на какой стадии семейной жизни происходит обращение к специалисту и кто именно обращается. Вот
несколько самых распространенных вариантов:
1)
Стадия развития
семьи – сепарация ребенка.
Вовлеченный:
ребенок.
Обратившийся:
один или оба родителя. Бывает, что обращается пара, которая уже разведена.
Самый характерный запрос:восстановления влияния
родителей на ребенка, возвращение его в семью. Вовлеченного здесь представляют
как объект, за обладание, которым борются между собой родители и «страшный
культ».
В работе с таким случаем важно обратить внимание:
во-первых, на
нерешенные проблемы обратившегося, и работать с ними, так же с принятием в
семье факта взросления и становления самостоятельности ребенка.
2) На стадии развития семьи, когда есть дети
дошкольного возраста, вовлеченным оказывается чаще один из супругов.
Обращение исходит соответственно от другого супруга. Здесь часто важен так же и
стаж вовлечения в культ. На ранних стадиях вовлечения (в течение 1-6 месяцев
вовлечения) как правило идет запрос на сохранение семьи, и возвращение
вовлеченного в семью. При большом стаже вовлеченного в организации (свыше полу
года) основой для обращения служит беспокойство за судьбу детей. Запрос звучит:
помочь найти способы оградить детей от влияния на них супруга вовлеченного в
культ.
3) Более редкий и наименее психологичный
вариант: когда взрослые дети обращаются
по поводу вовлечения своих родителей. Как правило в таком случае запрос
сводится к обеспечению финансовой безопасности вовлеченного (что бы квартиру не
отняли, например). Иногда психологическая консультация водится к разъяснению
ребёнку его юридических прав.
Еще один возможный вариант, это когда ребенок
приносит себя в жертву для сохранения семьи, то есть что бы родители
объединились, вытаскивая его различного рода неприятностей.
Так же с позиции анализа семейных мифов можно говорить что касательно
нашей темы один из самых опасных мифов:
Миф
«Спасателей». Это логично, потому,
что спасателю просто необходим спасаемый, а «спасать» человека от
«страшной секты» это то что надо. Это придаёт значимость проживаемой жизни,
повышает самоценность.
Миф
«мы – люди». Это второй миф, который
зачастую ведет человека в культ. Суть мифа сводится к демонстрации
принадлежности к элите человеческого общества, к людям «продвинутым»,
интересующимся новейшими течениями во всех областях культурной жизни, и во всем
разбирающимся. Это люди, любящие поразмышлять на тему смысла жизни и устройства
вселенной. При этом принижается значимость таких ценностей как комфорт, и
благоустроенность. Как правило этот миф сопровождается полной бытовой
неустроенностью.
Вторая группа факторов
это факторы социальные: социальные катаклизмы, ситуации аномии в обществе,
когда нет четкой системы ориентиров, а вот культы рады предложить «единственно
верные» системы ценностей. При сниженном уровне критичности в группу риска
попадают, подчас, люди, работавшие или служившие в «жестких» силовых структурах,
таких как - армия, после сокращения или увольнения. Если человек привык искать
точку опоры на вышестоящий авторитет, выполнять распоряжения не задавая лишних
вопросов, не принимать ответственность; то есть, делать только то, что ему
говорят, он принадлежит к группе риска вовлечения.
Кроме того, в группу
риска попадают люди, пережившие психическую травму. Иногда люди в состоянии
экзистенциального кризиса. Например, многих в деструктивные культы приводят поиски
смысла жизни: ситуация когда человек не удовлетворен своей жизнью, или есть
проблемы с получением и переживанием удовольствия, что собственно говоря и
ведет к поискам смысла жизни.
Еще одну группу риска
составляют люди с различными психическими расстройствами, которые часто
обостряются, находя подтверждения в догме культовых философий. Например: бред
преследования, бред нанесения порчи, различные сенестопатии, деперсонализации и
дереализации и др.
Психологические особенности группы риска вовлечения в
деструктивный культ:
1. размытая или не сформированная идентичность личности;
2. внешний локус контроля в авторитарной семье;
3. сниженная критичность, лёгкая внушаемость;
4. чувство неудовлетворенности;
5. поиск принадлежности к чему-либо или кому-либо.
Первой и одной из самых важных особенностей консультирования
на выходе из культа является запрос. Запрос в подобной ситуации обычно
исходит от родственников адепта (родители, супруги). И как правило с них и начинается
работа, сбор информации, подготовка среды в которую мог бы выйти человек из
культа. Как уже говорилось выше, часто причина ухода в культ лежит в семейных
отношениях.
Есть некоторый набор правил поведения с адептом. Самое
главное сохранить или наладить контакт с вовлеченным. Нельзя критиковать ни
организацию, ни ее членов, особенно в жесткой и категоричной форме. В
организации обычно это предвидят и готовят адептов к определенному поведению со
стороны родственников. Адептов предупреждают, что родные могут ругаться,
поливать грязью организацию или ее членов, и если вести себя именно таким
образом, то с одной стороны они оказываются правы, что укрепляет веру человека
в философию организации, а с другой стороны можно оказаться для вовлеченного в
лагере «врагов» организации. Важно задавать адепту вопросы том, что он получает
в организации, зачем ему это надо. Если вы располагаете какой-то информацией
компрометирующей культ, то нельзя демонстрировать эти факты с торжествующим
видом, лучше спросить, его мнение по этому поводу; спрашивать именно его мнение
по разным вопросам. Быть готовым к тому, что вам будут цитировать всевозможные
сакральные тексты. Чаще вспоминать позитивные моменты из прошлого.