Руководство по контролю и мониторингу табачной эпидемии

Часть I
Действия по контролю над табаком

Глава 3
Реализация национального плана действий 

С средины двадцатого столетия накопилось более 60 000 отчетов научных исследований, формирующих в настоящее время одну из наиболее впечатляющих баз данных, которую может предложить наука для подтверждения следующих выводов:

- половина тех, кто курит постоянно, начавших курить в подростковом возрасте и продолжавших делать это в течение всей жизни, будут убиты табаком, причем половина из них - в среднем возрасте;

- в 1990-х годах табак убивает одного человека каждые десять секунд, и без эффективных действий общественного здравоохранения этот уровень повысится до одного человека за каждые три секунды к 2020 или 2030 годам;

- дым сигарет содержит 43 известных компонента, вызывающих рак;

- работники здравоохранения рекомендуют не подвергать людей воздействию табачного дыма, ни в активной, ни в пассивной форме. 

Несмотря на знание об опасности, по всему миру книжные полки отделов здравоохранения и неправительственных организаций гнутся под тяжестью отличных с технической точки зрения, но нереализованных или реализованных наполовину планов действий по усилению национальных программ контроля над табаком. Слишком часто эти планы не реализовываются полностью, потому что тем, кто их планировал, не удалось преодолеть значительную и мощную оппозицию против программы по контролю над табаком и/или не удалось правильно мобилизовать поддержку в пользу контроля над табаком. Это делает задачу реального воплощения программы и политических мер по всестороннему контролю над табаком особо сложной и весьма непохожей на все другие важные проблемы общественного здоровья.

Попытки реализовать политику всестороннего контроля над табаком, скорее всего, столкнутся со значительной оппозицией со стороны табачных компаний. Без четкой стратегии преодоления данной оппозиции, любой новый план по контролю над табаком рискует присоединиться к старым планам, которые занимают полки для отличных планов, которые никогда не воплощались в жизнь. Тем не менее, невозможно написать четкое предписание, как справиться с оппозицией, направленной против мер по контролю над табаком. Характер данной проблемы обуславливает то, что действия больше похожи на попытку выиграть футбольный матч, а не вылечить заболевание. Необходима тщательная подготовка, но точные действия, которые будут проводиться, не всегда предсказуемы. Стратегия может быть определена заранее, но затем необходимо, чтобы ее можно было быстро модифицировать в соответствии с действиями противоположной стороны. Продолжая аналогию со спортом можно сказать, что нереально ожидать выигрыша в каждой игре. На пути неизбежно будут происходить откаты назад. Но с хорошо разработанным и тщательно воплощаемым планом общественное здравоохранение может рассчитывать в конце концов на победу. 

Семь принципов претворения в действие планов по контролю над табаком

1. Будьте готовы

В 1990-х годах годовой доход самой крупной коммерческой табачной компании был приблизительно равен годовому валовому национальному продукту Португалии или Израиля. У табачных компаний, конечно, будет достаточно средств подготовиться и запастись "горами информации", чтобы защитить свои экономические интересы в любой дискуссии или дебатах по контролю над табаком. Силы общественного здравоохранения могут также быть готовыми в равной степени, вооружившись надежной научной информацией. Силам, выступающим за контроль над табаком, поможет не только использование методик для сбора и создания информации, подборок и планов, которые здесь обсуждаются, но также и использование информации, созданной таким образом. Это не означает, что всю информацию нужно знать на память, но то, что значительное количество информации должно постоянно находиться под рукой и использоваться при необходимости для достижения политических изменений.  

2. Будьте гибкими

Зная о неизбежности оппозиции политике контроля над табаком, можно предположить, что раньше или позже на пути определенных политических инициатив возникнут препятствия. Например, временно непреодолимая оппозиция против законопроекта о запрете рекламы табака. Вместо того чтобы продолжать добиваться невозможного, понимающий работник общественного здравоохранения направит свои усилия на выполнение других частей плана по контролю над табаком. Усилия вместо этого могут быть направлены на поиск возможностей установления более высоких налогов на табак и более тщательную защиту от табачного дыма на рабочих местах. К заблокированным инициативам можно вернуться позже, когда ситуация для их реализации будет более благоприятной.  

3. Используйте возможности

Необходимо, чтобы занимающиеся вопросами табака или здоровья работники общественного здравоохранения были в курсе происходящего вокруг них дел и использовали каждую возникающую возможность создания поддержки для усиления контроля над табаком.  Например, сообщение новостей о временном прекращении торговлей воды в бутылках из-за подозрения о загрязнении бензолом, подсказало защитникам интересов здоровья возможность подготовить материалы для средств массовой информации, где указывалось, что курящие каждый день поглощают гораздо больше бензола из своих сигарет, чем бы они получили при потреблении воды в бутылках с предполагаемым уровнем загрязнения в течение всей жизни.

  4. Превращайте потенциальные неудачи в преимущества

Можно выявить действия и другие мероприятия, которые способствуют распространению табака и противостоят интересам улучшения контроля над табаком. Когда представляется случай, можно и нужно проявить изобретательность, чтобы превратить мероприятия и действия в пользу потребления табака в мероприятия и действия в пользу здоровья общества, как это проиллюстрировано в Рамке 7. 

Рамка 7. Превращение рекламы табака в мероприятие по укреплению здоровья

В 1981 году австралийская табачная компания проводила пропагандистский конкурс с призом в 25 000 долларов, чтобы найти австралийского ковбоя, который бы затем стал моделью австралийской мужественности в рекламе сорта сигарет данной фирмы (чтобы заменить американского ковбоя, которого обычно можно увидеть в рекламе сигарет данного сорта). Группа австралийских активистов по контролю над табаком, куда входило несколько врачей, попросила Фрэнка, могут ли они его профинансировать для участия в конкурсе. Фрэнк, жертва обусловленного курением заболевания, который продолжал курить несмотря на трахеотомию, согласился на это. Плакат с фотографией Фрэнка и надписью "Выиграет ли Фрэнк?" была распространена повсюду. Хотя Фрэнк не выиграл, три из четырех газетных колонок с сообщением о результатах конкурса были посвящены тому, как Фрэнк попал на этот конкурс. Конкурс, бывший "проигрышем" для сил, выступающих за контроль над табаком, был превращен в "выигрыш" для сил общественного здравоохранения, стоило лишь применить немного настойчивости и воображения. Это было одно из многих привлекающих общественное внимание событий, которые впоследствии привели к введению всестороннего законодательного контроля над табаком в Австралии, включая запрет на пропагандистские конкурсы, подобные тому, где участвовал Фрэнк. 

5. Определяйте и используйте аргументы, которые могут мотивировать других

Процесс достижения согласия по поводу контроля над табаком заведет работников общественного здравоохранения далеко за рамки сектора здравоохранения, туда, где вопросы общественного здоровья не очень важны. Вместо того чтобы доказывать, что должно быть сделано с целью сокращения вреда для здоровья, можно достигнуть большего прогресса, если в доводах для министерства финансов будет подчеркиваться, что от налогов на табак можно получить дополнительные средства, что опросы общественного мнения показывают, что эти налоги будут пользоваться популярностью (или по меньшей мере, вызовут меньшую оппозицию, чем другие налоги), что средства будут сэкономлены в долгосрочном плане, и что необходимые новые затраты будут полностью покрываться новым доходом. Необходимо также упомянуть, что эти действия послужат выполнению целей общественного здоровья. В авиакомпаниях быстрее воспримут информацию, что все большее количество пассажиров требуют проведения рейсов, где курение запрещено, таким образом сервис улучшится, если пассажирам будет предложено большее количество таких рейсов. Защита их собственного персонала и снижение затрат на уборку и содержание самолетов, где курение запрещено, также можно упомянуть. Кроме того, это будет соответствовать резолюции Международной Организации Гражданской Авиации, которая призывает к тому, чтобы на всех международных рейсах курение было запрещено к 1 июля 1996 года. И в самом конце также можно упомянуть о дополнительных преимуществах в виде улучшения защиты здоровья общества в целом.  В деловых и промышленных кругах можно утверждать, что защита от воздействия табачного дыма не только улучшит здоровье, но сократит количество пропусков рабочих дней, улучшит моральное состояние работников, сократит затраты на уборку и содержание помещения, сократит риск возникновения пожара и защитит работодателей от потенциальной ответственности за то, что они наносят известный ущерб здоровью работников. Как и в вышеуказанных примерах, выступающие за контроль над табаком хорошо сделают, если выяснят, что волнует их потенциальных партнеров, и затем продемонстрируют, как требуемый вклад в усиление контроля над табаком лишь послужит выполнению задач этих партнеров. 

6. Будьте активны

Чтобы заручиться поддержкой других, необходимо делать значительно больше, чем просто рассылать письма. Если необходима поддержка Министра финансов, чтобы поднять налог на табак, нужно тщательно продумать стратегию достижения данного изменения политики. Одним из важных элементов получения подобной поддержки является сбор информации по вопросам табака или здоровья (см. Главы 4 и 5) и подготовка краткого сообщения с тщательно исследованной и хорошо изложенной информацией для Министра финансов с всесторонними и эффективными доводами в пользу требуемого политического изменения. Также важно продемонстрировать широкую поддержку предлагаемого политического изменения со стороны многих уважаемых организаций. Продолжающиеся контакты с Министром, помощниками Министра, находящимися на государственной службе исследователями и советниками по налогообложению, а также с прессой будут частью активного процесса поиска поддержки в пользу изменения налоговой политики. Но даже после того, как краткая записка представлена Министру, и проведена встреча на высоком уровне для ее обсуждения, вежливый, но настойчивый контакт с помощниками Министра будет очень полезен для решения затянувшихся вопросов и для ускорения прогресса в реализации желаемой политики.  Подобный активный подход будет необходим для побуждения политических изменений в других секторах, которые могут внести свой позитивный вклад в усиление национальной политики по всестороннему контролю над табаком. 

7. Будьте настойчивы

Иногда задача достижения всестороннего контроля над табаком может показаться обескураживающей, но стоит помнить, что самое длинное путешествие начинается с одного шага. Работникам общественного здравоохранения следует начать со скромных попыток сделать что-либо в области контроля над табаком, приобрести опыт и предпринимать другие шаги, как им подскажет уже имеющийся опыт. Многие люди обнаружили, что организация празднования Всемирного дня без табака может быть хорошим началом.  Табачные круги будут настойчивы в энергичных действиях по защите интересов своей прибыльной торговли, поэтому работники общественного здравоохранения также должны быть настойчивы в своих попытках, часто сталкиваясь с безразличием и c отсутствием или c минимальным размером финансовых средств. Необходимо обдумать и длительную перспективу. Аргументы в пользу повышения налогов на табак не всегда могут добиться успеха с первого раза. Тем не менее, государственный бюджет принимается каждый год и, представление этих аргументов об увеличении налогов на табак через год может привести к успеху. Таким же образом, необходимо повторять призывы к запрету рекламы табака. Также нужно быть настойчивым в защите мер по контролю над табаком с тех пор, как удалось добиться их принятия.

Семь стратегий контроля над табаком

1. Сделать контроль над табаком высшим приоритетом государственной политики

Недостаточно того, чтобы контроль над табаком просто был бы высоким приоритетом общественного здравоохранения. Важно распространять информацию о масштабах проблемы табака, круге мер для борьбы с этой проблемой, а также информацию о том, что уровень эпидемии можно снизить, и тем самым спасти жизни. Это является и это должно рассматриваться, как высокий приоритет государственной политики. Так как большинство необходимых политических изменений лежат за пределами сектора здравоохранения, выступающие за контроль над табаком должны бороться за внимание государственных политиков не только с другими вопросами общественного здравоохранения, но также с целым кругом других вопросов государственной политики. Работники общественного здравоохранения должны никогда не уставать повторять глобальную, национальную и местную информацию о серьезности опасности потребления табака для здоровья, о количестве курящих и о количестве смертей, к которому это приведет. Очень желательно представлять основную информацию в новом, легком для понимания виде. 

  2. Сделать контроль над табаком самоокупаемым

Могут возникнуть возражения, что меры контроля слишком дороги, чтобы их могло выполнить правительство. На эти возражения можно и нужно быстро отвечать, указывая, что, получив свое развитие, всесторонние стратегии, по оценкам Всемирного банка, являются одними из наиболее затрато-эффективными действий общественного здравоохранения, которые можно предпринять, и в результате они приведут к чистой прибыли для государственного бюджета. Многие меры по контролю над табаком, такие как создание зон без табачного дыма, могут быть реализованы при очень небольших затратах или даже при отсутствии таковых. Если говорить о других мерах, таких как затраты на медицинские предупреждения на пачках сигарет или затраты на тестирование на токсичные составляющие, можно законодательным образом обязать табачные компании взять эти затраты на себя, что будет вполне оправдано. При прочих равных условиях, повышение налогов на табак в результате одновременно приведет к снижению потребления табака и повышению государственного дохода от налогов на табак. В действительности, путем повышения налогов на табак, стратегии всестороннего контроля над табаком могут окупить не только себя, но также многие другие проекты улучшения общественного здравоохранению и развития местных сообществ, а также осуществлять спонсорскую поддержку спортивных и культурных мероприятий вместо табачных компаний. Как упоминалось в Главе 2, Австралия и другие страны продемонстрировали успешную работу фондов укрепления здоровья, финансируемых за счет определенной части налогов на табак.

Очень скромное увеличение налогов на табак, которое в результате приводит к очень скромному повышению реальной цены сигарет (3% или менее) может оказать очень незаметный эффект на потребление. Тем не менее, это может привести к достаточно большому повышению дохода, чтобы профинансировать разнообразные действия по контролю над табаком. Этот вопрос о самоокупаемости всех мер по контролю над табаком путем повышения налогов на табак необходимо проработать эффективно, на ранней стадии и часто с Министром финансов и его советниками.  

3. Воспользуйтесь помощью друзей

В Главе 4 представлено подробное описание широкого круга потенциальных участников национальной программы по контролю над табаком. Но их участие не должно оставаться потенциальным; оно должно быть активным. Побуждайте заинтересованных людей включать статьи по вопросам табака и здоровья в научные журналы, представлять доклады на крупных конференциях работников здравоохранения, потребителей, молодежи, женщин, юристов, работников по охране окружающей среды, а также появляться в качестве экспертов на слушаниях правительственных комитетов. Побуждайте работников образования по вопросам здоровья включать проблему табака и здоровья в программу обучения медработников. Побуждайте своих коллег медиков советовать своим пациентам бросить курить. Наконец, поздравляйте и хвалите за эффективные действия в интересах контроля над табаком.  Некоторые из ваших друзей сыграют очень важную роль, другие будут вовлечены в эту работу намного меньше. Но вовлечение большего количества, чем просто нескольких из них, сыграет ключевую роль для достижения согласия, которое так необходимо для успешной реализации политических мер всестороннего контроля над табаком. 

4. Завоевывайте новых друзей и заручайтесь их помощью

Путем создания определенной финансовой зависимости табачные компании часто могут удерживать спонсируемые ими культурные и спортивные организации, рекламные фирмы, средства массовой информации и выращивающих табак фермеров от высказываний в пользу стратегий всестороннего контроля над табаком. Иногда на представителей этих групп оказывается давление, чтобы они высказались в пользу позиции и политики табачной промышленности. Но если предлагаемая политика контроля над табаком включает в себя средства для проведения спонсорства культурных и спортивных организаций; средства для оплаты пропаганды здоровья в средствах массовой информации и рекламных фирмах; финансовые стимулы для перехода выращивающих табак фермеров на другие формы экономической деятельности; тогда возникает возможность завоевать новых энергичных союзников в деле всестороннего контроля над табаком из всех этих групп. В тоже время, табачные компании постепенно будут оказываться в изоляции в своей оппозиции против обоснованных мер общественного здравоохранения, противодействующих потреблению табака.  Группы защитников окружающей среды, религиозные организации и люди, заинтересованные в сокращении налогов, кроме налогов на табак (например, подоходного налога) могут быть потенциальными партнерами в действиях по контролю над табаком. 

5. Отвечайте тем, кто находится в оппозиции мерам контроля над табаком

Табачные компании всегда будут выдвигать доводы против предложений по эффективному контролю над табаком. Из-за эффективной межнациональной организации табачной промышленности, они могут разработать отлично отточенные и испытанные аргументы и возражения против контроля над табаком в одной стране, и затем быстро использовать те же стратегии, аргументы и возражения против контроля над табаком в любом другом месте земного шара, где это необходимо. Иногда даже те же самые опытные ораторы посылаются в другие страны, чтобы выдвинуть те же аргументы и доводы. К счастью, многие работники общественного здравоохранения имеют не меньше сил для того, чтобы принять этот вызов в подобной тактике и подготовить ответы на доводы, обычно выдвигаемые представителями табачной промышленности. Позиция табачной промышленности настолько слаба, что они прибегают к использованию тех же самых аргументов и тех же самых выступающих даже после того, как на аргументы был дан ответ, а выступающие были дискредитированы. Таким образом, работники общественного здравоохранения могут изучить аргументы и контраргументы, которые использовались ранее, и подготовить быстрые и эффективные ответы, когда подобные аргументы будут выдвигаться в их странах. Например, в Рамке 8 перечислено несколько аргументов по поводу рекламы, которые обычно используются табачной промышленностью для защиты рекламы табачных изделий и показано, как можно противостоять каждому из этих аргументов. Нельзя способствовать распространению сигарет, не способствуя распространению курения. Взаимосвязь между рекламой и курением сигарет не так легко проследить, потому что реклама является лишь одним из факторов, которые влияют на выбор решения курить. Тем не менее, в таких странах, как Норвегия было обнаружено, что запрет рекламы ведет к снижению потребления на длительный период. В Рамке 9 рассматриваются эффекты запрета рекламы табака в Норвегии в свете аргументов, которые приводились табачной промышленностью против запрета. 

Рамка 8. Ответы на аргументы в поддержку рекламы табака 

1. Так как табак продается легально, его реклама должна быть легальной. Этот аргумент предполагает, что приемлема реклама любого легального продукта, и только нелегальные продукты не могут рекламироваться. Это отвлекает нас от основного вопроса, который состоит не в легальности табака, а в его значении для здоровья общества. Если бы табак был изобретен в лаборатории завтра, и была известна вся информация о нем, ни одно правительство не разрешило бы его продажу. Тем не менее, его вред для здоровья был выявлен намного позже того, как широко распространилось его потребление. Сделать из табака нелегальный продукт - задача нереальная, но это не оправдание побуждению его потребления через рекламу. К тому же, хотя во многих странах запрещена продажа табака детям, воздействию рекламы подвергаются как взрослые, так и дети.
"Свобода рекламы" - это в действительности свобода убеждать людей потреблять никотин, вызывающий зависимость наркотик. Табак, вызвав сильную зависимость, убьет половину тех, кто курит регулярно. Хотя другие потенциально опасные товары рекламируются, (например, автомобиль, алкоголь, сахар) табак является единственным продуктом, который убивает, когда им пользуются в соответствии с намерениями.

2. Реклама не увеличивает курение, а побуждает курящих сменить марку сигарет.

Табачная промышленность утверждает, что реклама не способствует распространению курения, а только убеждает уже курящих людей сменить марку. Тем не менее, за исключением немногих случаев, когда рынок продукта чрезвычайно ограничен, реклама нацеливается на увеличение продажи и расширение рынка. Несомненно, что рынок табака не является ограниченным для многих людей, особенно детей, которые не курят и которых можно убедить начать. Даже там, где сигареты производятся и продаются государственной монополией, и таким образом, нет необходимости убеждать курильщиков переходить на другую марку, проводится реклама табака.

3. Реклама рассчитана на курящих взрослых, а не на детей.

Учатся курить почти всегда в детском или подростковом возрасте. Человек, который не закурил до 20 лет, вряд ли закурит позже. Многие молодые люди, начав курить, курят всю оставшуюся жизнь, поэтому они чрезвычайно важны для табачной промышленности. Возможно ли, чтобы реклама не оказывала влияния на детей, которые не курят, но вероятно вскоре приступят к этому, или она убеждает их переходить на другую марку, как только они начнут курить?

4. Реклама убеждает курильщиков переходить на "более безопасные" сигареты.

В некоторых странах, где есть запрет рекламы, большое количество курящих используют сигареты без фильтра, в то время, как в странах, где допускается реклама, популярно курение сигарет с фильтром. Эти случаи цитируются, как оправдание рекламы сигарет, как средства убеждения курящих использовать "менее опасные" сигареты. Тем не менее, этот аргумент неубедителен, в ряде стран (таких как Индия, Мехико и Пакистан), где реклама разрешена, курят в основном сигареты без фильтра. Адаптировано из: Chapman S. Pushing smoke: tobacco advertising and promotion. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1988 (Smoke-free Europe, No.8).

 

Рамка 9. Эффекты запрета рекламы табака в Норвегии

В Норвегии был введен полный запрет на рекламу табака в 1975 году. В то время оппоненты запрета выдвигали против этого несколько аргументов. Полезно взглянуть на эти аргументы ретроспективно.

1. Запрет ослабит рекламную промышленность Норвегии.

В действительности же ежегодное повышение продажи рекламных услуг в Норвегии повысилось в большей степени через 8 лет после введения запрета (4,3%), чем до его введения (3,6%).

2. Запрет ослабит конкурентоспособность норвежских сигарет по сравнению с иностранными производителями.

Большинство сигарет, выкуриваемых в Норвегии, самокрутки. Перед запретом норвежские марки табака удерживали 95% рынка и сохранили эту же часть рынка после запрета. Что касается промышленных сигарет, доля рынка норвежских марок упала на две трети за 10 лет до запрета, и продолжала уменьшаться с той же скоростью в последующие 10 лет. 

3. Запрет приведет к сокращению рабочих мест в табачной промышленности Норвегии.

Количество рабочих мест в табачной промышленности Норвегии уменьшилось на 2,7% за 10 лет до запрета, против 2,6% за 10 лет после введения запрета.

4. Запрет ухудшит экономическое положение прессы. В течении 8 лет до введения запрета продажа рекламных услуг всех видов в норвежские газеты возросла на 3,9%, по сравнению с 5,6% увеличением за 8-летний период после запрета.

5. Запрет не даст возможности убедить курильщиков переходить на менее опасные табачные изделия. Содержание смол в норвежских сигаретах снижалось с той же скоростью, что и в соседней Дании, где запрет не был введен, и количество потребляемых сигарет с низким содержанием смол возрастало, по меньшей мере, с такой же скоростью, как и в Дании. 

6. Запрет противоречит свободе выражения мнения, которая гарантирована конституцией. Юристы эксперты и юридические власти пришли к заключению, что это не так.

7. Запрет будет сложно реализовать и контролировать его выполнение.

В основном табачная промышленность и розничная торговля подчинились запрету. Ответственным за нарушения запрета сообщали об этом и они предпринимали меры, чтобы их действия не противоречили запрету. Не было необходимости обращаться в суд. Правоохранительные власти заявили, что запрет рекламы табака является хорошим примером того, как можно ввести в действие закон, не добавляя дополнительной работы полиции. 

8. Запрет окажет небольшое влияние на общее потребление сигарет. Продажа табака в Норвегии резко возросла в течение 1950-х и 1960-х, оставалась на одном уровне в 1970-х, начала снижаться в 1975 и с тех пор все время снижалась. Опросы показали, что курение увеличивалось среди молодых людей до 1975 года, когда оно начало снижаться. Процент курящих среди 15-летних девушек, например, возрос с 3% в 1957 году до 28% в 1975, но упал ниже 20% к 1985 году. 

Выбрано из: Bjartveit K. Fifteen years of comprehensive legislation: results and conclusions. In: The global war: proceedings of the Seventh World Conference on Tobacco and Health. Perth, Health Department of Western Australia, 1990.

 

6. Ожидайте возникновения оппозиции контролю над табаком и будьте готовы отвечать

В разгар общественных дебатов силы общественного здравоохранения и табачных компаний очень заинтересованы продемонстрировать широкую общественную поддержку своей позиции. В большинстве стран разумные меры по контролю над табаком, такие как предлагает Всемирная Ассамблея Здравоохранения, пользуются значительно большей поддержкой, чем аргументы, выдвигаемые табачными компаниями. Если табачные компании используют сомнительную тактику, их доводы могут быть значительно ослаблены, если эта тактика раскрыта и представлена на суд общественности. 

7. Никогда не предполагайте легкой победы 

Даже после того, как закон о контроле над табаком принят или новые налоги введены, табачные компании будут продолжать пытаться обойти данный закон или сделать его менее эффективным. Табачные компании никогда не прекратят попыток ослабить меры по контролю над табаком, поэтому силы общественного здравоохранения никогда не должны прекращать их защиту. Повышение налогов может быть нейтрализовано инфляцией. Намерение закона потребовать наглядного предупреждения о вреде курения для здоровья может быть ослаблено умелым использованием шрифта, который почти что сливается с фоном пачки. На подобные действия необходимо отвечать дальнейшим повышением налогов, чтобы компенсировать повышение цен и доходов, и точно определенными инструкциями, не оставляя табачным компаниям возможности истолкования постановлений в свою пользу.

Список литературы для чтения

Bjartveit K. Fifteen years of comprehensive legislation: results and conclusions. In: Tobacco and health1990: the global war. Proceedings of the Seventh World Conference on Tobacco and Health, Perth, 1990. Perth, Health Department of Western Australia, 1990. 

Chapman S. Pushing smoke: tobacco advertising and promotion. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1988 (Smoke-free Europe, No. 8). 

Chapman S, Lupton D. The fight for public health, principles and practice of media advocacy. London, British Medical Journal Publishing Group, 1994. 

Kill B. What civil servants can do to get legislation passed. In: Slama K, ed. Tobacco and health. New York/London, Plenum Press, 1995. 

Tobacco Alert, October 1992 (available from: Tobacco or Health Programme, World Health Organization, 1211 Geneva 27, Switzerland). 

Tobacco costs more than you think. Advisory kit, 1995 (available from: Tobacco or Health Programme, World Health Organization, 1211 Geneva 27, Switzerland). 

US Department of Health and Human Services. Strategies to control tobacco use in the United States: a blueprint for public health action in the 1990s. Rockville, MD, National Institutes of Health, 1993.

Глава 4 Организация поддержки контроля над табаком 

К содержанию

 

Hosted by uCoz