Общая цель усилий по контролю над табаком должна состоять в сокращении смертности и заболеваемости, которые вызываются потреблением табачных изделий. Эта цель может быть достигнута путем комбинации следующих действий:
Примеры структур планирования и успешных планов контроля над табаком, которые приводятся в этой книге, не нужно воспринимать, как инструкцию, которой необходимо в точности следовать. Вместо этого они должны служить (наряду с примерами успешных действий других стран и организаций) рекомендациями в процессе планирования. Тем не менее, план строго обязательно должен быть практичным и действенным в стране, для которой он подготовлен. Это означает, что он должен быть тщательно адаптирован к уникальным особенностям культуры данной страны. Создание формальной структуры или планирование и создание возможностей сами по себе не должны быть целью. Они, скорее, являются лишь инструментом достижения значительных действий и должны быть строго направлены на достижение цели. Они имеют ценность лишь постольку, поскольку служат достижению этих целей. Наибольших изменений часто может добиться неформальная группа людей; хотя их усилия нуждаются в поддержке.
В следующем перечне, основанном на резолюциях Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, а также на рекомендациях других международных и межправительственных организаций, перечислены элементы, которые должны быть включены в национальные программы всестороннего контроля над табаком. (Они даны не в порядке важности).
1. Создание и поддержание активного национального координационного центра для стимулирования, поддержки и координации действий по контролю над табаком.
2. Создание адекватно финансируемой и укомплектованной квалифицированными кадрами национальной координирующей организации по вопросам табака и здоровья.
3. Мониторинг тенденций развития курения и других форм потребления табака, распространенности связанных с курением табака заболеваний и эффективности национальных действий по контролю над табаком.
4. Эффективные программы просвещения и пропаганды, нацеленные как на предотвращение, так и на прекращение курения.
5. Эффективная защита от невольного пассивного курения в транспортных средствах, общественных и рабочих местах.
6. Работники и учреждения здравоохранения должны подавать хороший пример - не курить, запретить курение в своих учреждениях, а также посредством обучения, консультаций и пропагандистской деятельности подчеркивать преимущества жизни без табака.
7. Налоги на табак, которые повышаются быстрее, чем растут цены и доходы.
8. Часть суммы налогов должна использоваться для финансирования мер по контролю над табаком и спонсирования спортивных и культурных мероприятий.
9. Запрещение всех форм табачной рекламы, пропаганды и спонсорства.
10. Законодательные требования строгих и разнообразных предупреждений на пачках сигарет.
11. Ограничение доступа к табачным изделиям, включая запрещение продажи табачных изделий молодым людям.
12. Эффективная и широко распространенная поддержка тем, кто бросает курить.
13. Ограничение допустимых уровней смол и никотина в выпускаемых промышленностью сигаретах.
14. Обязательная информация об уровнях токсичных составляющих в дыме промышленных табачных изделий.
15. Стратегии предоставления экономических альтернатив для сельскохозяйственных рабочих табачной отрасли.
Примеры реализации политики контроля над табаком являются сейчас достаточно многочисленными. Один из таких примеров, пример Непала, описывается в Рамке 1, где объясняется, как из вышеперечисленных элементов страна выбрала те, которые соответствовали национальной ситуации.
Рамка 1. Планирование контроля над табаком в НепалеВ Непале удалось осуществить многие элементы очень практичного национального плана контроля над табаком спустя три года после его подготовки. Там создан активный национальный центр по табаку, а также эффективная защита от невольного пассивного курения в учреждениях здравоохранения, в общественных и рабочих местах и в общественном транспорте. Кроме того, созданы улучшенные программы укрепления здоровья и просвещения, направленные на профилактику курения и прекращение курения, а также был введен специальный налог на табачные изделия, при этом новые доходы используются в целях улучшения общественного здоровья. Для большинства этих возможных элементов национальной программы всестороннего контроля над табаком были определены действия, расписание и необходимые ресурсы. Тем не менее, было решено, что в Непале, одной из беднейших стран мира, отсутствует разветвленная инфраструктура, необходимая для реализации, мониторинга и поддержания действия по пунктам 7, 11, 13 и 14. Поэтому было решено, что по этим четырем элементам никаких действий предприниматься не будет, и вся деятельность вместо этого будет сконцентрирована на других элементах, где возможно достижение реального прогресса. |
Усиление политики контроля над табаком является сложным и серьезным делом. Чтобы достигнуть успеха, необходимо тщательно планировать и следить за своевременностью выполнения плана. Программа Штаб-квартиры ВОЗ "Табак или здоровье" вытекает из Плана действий, который был принят Всемирной Ассамблеей Здравоохранения на период с 1988 по 1995 год. В мае 1996 года 49 Всемирной Ассамблеей Здравоохранения был принят План действий "Табак или здоровье" на период с1996 по 2000 год, который служит руководящим планом деятельности ВОЗ в глобальном масштабе по усилению контроля над табаком.
В Плане действий Штаб-квартиры ВОЗ вкратце определены задачи, подходы и действия по трем основным компонентам программы:
1 Компонент программы: национальные и международные программы контроля над табаком
Задача: Способствовать разработке и усилению национальных и международных программ контроля над табаком с целью предотвращения и сокращения потребления табака.
В плане представлены дальнейшие детали о трех подходах и шести видах деятельности, которые необходимо осуществить для выполнения данной задачи.
2 Компонент программы: Пропаганда и информация для общественности
Задача: Укреплять концепцию общества без табака.
В плане представлен подход, который необходимо использовать для пропаганды и информации для общественности, а также 9 видов деятельности по его осуществлению, включая регулярную публикацию бюллетеня Tobacco Alert.
3 Компонент программы: Центр исследований и информации по вопросам табака или здоровья
Задача: Собирать, сопоставлять, подготавливать и распространять важную информацию по эпидемиологии проблемы табака или здоровья и по стратегиям контроля над потреблением табака.
В плане представлен один подход и четыре вида деятельности, которые необходимо осуществить для достижения данной задачи.
Некоторые Региональные бюро ВОЗ также активно пересматривают и модернизируют региональные планы действий по вопросам табака и здоровья.
Партнерство является краеугольным камнем Латиноамериканского Совместного Плана действий по вопросам табака и здоровья. Вступивший в действие в 1995 году, этот план опирается на ресурсы всех агентств - партнеров - Всеамериканской организации здравоохранения (РАНО), Латиноамериканского Координационного комитета по контролю над табаком (CLACCTA), Центров контроля заболеваемости и профилактики (CDC), Национального института рака США (NCI), Американского общества рака (ACS), Международного союза против рака (UICC) и организации "Здоровье Канады". Цель плана состоит в обеспечении технической поддержки странам-участницам, чтобы усилить действия данных стран по контролю над табаком. В задачи этого плана входит определение основных критериев диагностики в шести странах; создание, мобилизация и оптимизация коалиций внутри стран для осуществления надлежащих национальных и международных программ; разработка методов оценки и системы мониторинга прогресса и результатов программ.
В Совместном Плане действий достаточно детально описывается, как будет осуществляться первая стадия. Описываются три ожидаемых результата, 11 показателей результатов, восемь конкретных видов деятельности и бюджет для всех видов деятельности. В Плане предоставляется отличная схема реализации и мониторинга прогресса по контролю над табаком. С течением времени видно, что есть все причины для оптимизма, что это приведет к усилению контроля над табаком во всей Латинской Америке.
Компоненты плана действий по вопросам табака и здоровья в странах Восточного Средиземноморья:
Пункты действий на уровне нескольких стран или региона:
В текущем региональном Плане действий по борьбе с потреблением табака в Европе предлагается несколько конкретных проектов, которые можно подразделить на шесть направлений деятельности:
Региональное бюро Западного Тихоокеанского региона подготовило План действий по вопросам табака и здоровья на период 1995-1999 годы, включающий в себя пять задач с соответствующими подзадачами, видами деятельности, расписанием реализации. Предлагаются следующие пять задач:
1. разработать, реализовать и усиливать всестороннюю национальную политику и программы по контролю над табаком;
2. собирать данные по потреблению табака;
3. поддерживать пропаганду, просвещение и информацию по вопросам здоровья;
4. способствовать выполнению соответствующих юридических актов; и
5. добиваться в регионе таких мер ценовой политики, которые бы препятствовали потреблению табака.
Часто говорят, что о вреде потребления табака настолько хорошо известно, что нет необходимости сообщать людям эту информацию. Но даже в развитых странах имеет место недостаточная оценка величины риска потребления табака, а также преимуществ прекращения курения и получения помощи для этого. В результате огромное количество людей не может сделать полностью информированный выбор в отношении своего здоровья. В развивающихся странах отсутствие достаточной ощущается информации еще острее. Необходимо прилагать значительные усилия, чтобы добиться того, что соответствующая информация постоянно и регулярно предоставляется общественному вниманию во всех уголках планеты. В дополнение к этому обязательно должны существовать возможности, посредством которых дети могли бы узнать об опасности потребления табака для здоровья. Как описывается более детально ниже в этой главе, следующим основным компонентом всесторонней политики по табаку будет законодательный аспект, включая соответствующие изменения в финансовой политике. Так как бюджетные ограничения часто обуславливают необходимость совершать выбор, наиболее хороший план будет включать в себя оптимальный набор соответствующих данной культуре и затрато-эффективных стратегий. Подобный набор может быть подобран из различных категорий действий, обсуждаемых ниже.
Всемирная организация здравоохранения проводит ежегодный Всемирный день без табака (31 мая), для которого выпускаются разнообразные материалы, отражающие тему, выбранную на этот год. Проведение такого дня, а также других национальных дней, недель и месяцев без табака в некоторых странах, как показала практика, является успешным средством привлечения внимания общества и средств информации к вопросам по табаку, а также подходящим моментом для оглашения политических решений по связанным с табаком вопросам. Даже в странах, где мало что реально можно сделать в плане усиления контроля над табаком, все равно стоит проводить Всемирный день без табака. В той степени, в какой данные мероприятия используются, как средство продвижения вперед действий по всестороннему контролю над табаком, они могут быть чрезвычайно полезными. Это особенно верно для продвижения долгосрочных политических мер, касающихся темы данного события.
Новости по вопросам табака и здоровья представляют огромный потенциальный интерес для средств массовой информации. Таким образом, можно предоставить им интересную информацию и побудить к подготовке новостей, обзорных и выражающих различные точки зрения статей по этой теме. Тем не менее, более полное освещение вопросов по табаку и здоровью не возникнет само по себе. Работники общественного здравоохранения должны способствовать этому. К счастью, существует достаточное количество опыта и рекомендаций относительно того, как это можно сделать.
Важно понимать, что средства массовой информации, сообщающие о новостях, прежде всего, заинтересованы в новостях; таким образом, самый верный способ добиться освещения вопросов по табаку в средствах массовой информации - это представить материал в интересном для новостей виде. Это может быть новая информация, новый вид деятельности или событие, о котором быстро и эффективно сообщается в средства массовой информации, и это событие может привлечь их внимание. Можно также использовать влиятельных или известных людей для создания событий-новостей. Работники общественного здравоохранения должны постоянно пытаться проводить новые опросы, новые доклады, организовывать новые виды анти-табачной деятельности, новые политические инициативы, новые мероприятия против табака и обязательно контролировать, чтобы информация о них быстро доходила в средства массовой информации. В этом случае, внимание общественности может постоянно привлекаться к вопросам табака и здоровья при небольших затратах или вообще при отсутствии таковых.
Например, в таких странах, как Канада, Финляндия, Гонконг, Новая Зеландия и Норвегия, где проводились широкие дебаты, которые привели к воплощению политики контроля над табаком, эти мероприятия получили широкое и длительное освещение в прессе с частыми обращениями к теме опасности табака для здоровья. Во время проведения данных политических дебатов в этих странах наблюдалось резкое снижение потребления табака, с последующим снижением после воплощения всесторонних политических мер контроля над табаком.
У средств массовой информации могут существовать и другие способы играть важную роль в санитарном просвещении. Часто средства массовой информации принимают без оплаты, или они обязаны принимать по условиям лицензирования, сообщения общественных служб. Группы работников здравоохранения могут настоять на том, чтобы рекомендациям по вопросам здоровья и табака уделялось должное внимание. В странах, где все еще разрешена реклама табака, можно потребовать создания и трансляции рекомендаций по вопросам здоровья, как условия трансляции рекламы табачных изделий.
В странах, где разрешена реклама табачных изделий, табачная промышленность обычно выделяет значительные средства на рекламу и пропаганду своей продукции. Только в США компании, производящие табачные изделия, потратили в 1993 году 6.2 миллиарда долларов на рекламу и пропаганду табака. Хотя в других странах затраты на рекламу табака могут быть скромнее, они без сомнения превышают общую сумму средств, которую органы здравоохранения могут потратить на рекламу в средствах массовой информации, которая препятствовала бы потреблению табака. Например, количество средств, затраченных только на рекламу табака в США в 1993 году, почти на пять тысяч превышает общую сумму бюджета ВОЗ на деятельность по вопросам табака и здоровья в тот же год.
Силы, действующие в интересах здоровья, вряд ли могут надеяться иметь в распоряжении такие же средства на платную рекламу, как у табачной промышленности, и возможно, не стоит и пытаться. Тем не менее, платная реклама в средствах массовой информации, при правильном ее использовании, может быть эффективным инструментом всестороннего подхода, нацеленного на снижение потребления табака. Одним из способов ее финансирования может быть выделение части налогов на табачные изделия, которая будет использоваться в данных целях.
В докладе Главного Врача США Профилактика потребления табака среди молодежи 1994 года предлагается использовать следующие принципы подготовки платных кампаний в средствах массовой информации с целью предотвращать потребление табака.
Школа представляет собой уникальное место, где можно укрепить здоровье школьников, школьного персонала, семей и местного населения. Здесь предоставляются возможности достижения значительных преимуществ в области здоровья и образования с вложением небольших ресурсов систем образования и здравоохранения. Программы, которые помогают развивать навыки противостояния социальному давлению в пользу курения, а также навыки, которые ведут к тому, что дети побуждают своих родителей бросить курить, показали свою эффективность, по крайней мере, на краткосрочном отрезке времени. Хотя значительные усилия были потрачены на проведение программ профилактики курения в школах, во многих случаях оценка долгосрочных результатов приносила разочарование. Причиной этих неудач может быть объяснение, что эти программы были подорваны социальным окружением, в котором они проводились. Тем не менее, когда эти программы проводились в контексте всестороннего воздействия на местное сообщество, были выявлены и некоторые долгосрочные результаты.
Для разработки школьных программ профилактики курения существуют методические руководства, сделанные на основе оценки предыдущих попыток. В то же время в ответственность школ должно, главным образом, входить присутствие элементов, связанных с вопросами табака и здоровья, в учебных планах всех предметов, где это представляется возможным (например, биология, общественные науки, математика, физика, химия, искусство). Школа также должна способствовать изменениям в социальном окружении, которые дополняют представленные в школе рекомендации.
Всесторонние программы укрепления здоровья, куда, наряду с сопутствующими изменениями местной политики, входит вовлечение структур сообщества, показали достаточно обещающие результаты как в развитых, так и в развивающихся странах. Этот тип программ также обладает потенциалом воздействия на детей, которые не посещают школу регулярно, что может составлять значительное количество детей в некоторых развивающихся странах. Рекомендуется также проведение особых программ, нацеленных на уличных детей
Проект на местном уровне, нацеленный сокращение курения, описывается в Рамке 2.
Рамка 2. Проект на местном уровне, пропагандирующий жизнь без табака в НепалеВ Непале был проведен успешный местный проект в сельской местности в долине Катманду. В действия на местном уровне были вовлечены школьники, директор школы, родители, учителя, работники здравоохранения и совет деревни, все работали вместе, чтобы способствовать распространению преимуществ жизни без курения. Основной используемой методикой было общение один на один в школе и на дому. Перед воздействием 85% мужчин и 62% женщин курили. После воздействия курение значительно снизилось, оставаясь при этом на высоком уровне в той же долине там, где такое воздействие не проводилось. |
Спонсорство может производиться во многих формах. Даже группы, действующие в целях укрепления здоровья, или государственные учреждения с ограниченными средствами могут распространять свои рекомендации путем спонсорства отдельных мероприятий. Например, в некоторых случаях власти уже спонсируют спортивные команды или мероприятия, и поднять тему прекращения курения можно просто с помощью надписи на форме спортсменов. В Рамке 3 описывается случай спонсирования с целью прекращения потребления табака в Швейцарии.
Рамка 3. Усилия по прекращению потребления табака в Швейцарии.Творческое использование спонсорства в интересах здоровья также возможно в странах, где нет определенных законом ограничений спонсорства и рекламы табачных изделий. Например, в Женеве, Швейцария, в местном государственном учреждении CIPRET (Центр информации по профилактике курения) был разработан творческий подход к спонсорству в интересах здоровья. С помощью финансирования из муниципальных средств CIPRET спонсировал несколько тщательно отобранных спортивных и культурных мероприятий, включая рок концерты, команду автомобильного ралли на длинные дистанции, гоночную яхту, баскетбольную команду и участника гонки на мотоциклах. На спонсируемых мероприятиях позитивные рекомендации помогали распространять информацию о преимуществах жизни без табака. CIPRET также постоянно присутствует на всех мероприятиях местного уровня от ярмарок здоровья до автомобильных шоу. Активное участие в мероприятиях на местном уровне, таким образом, может быть очень ценной и затрато-эффективной стратегией укрепления здоровья. |
Вот другие примеры:
Хотя эти примеры отдельных действий сослужили полезную службу, где можно, страны должны пытаться проводить всестороннюю программу спонсорства, примером которой служат действия фондов по укреплению здоровья в некоторых странах (см. Рамку 4).
Рамка 4. Налоги являются источником средств для укрепления здоровья в Австралии и в Новой Зеландии.Впервые появившиеся в штате Виктория, фонды укрепления здоровья теперь действуют в нескольких штатах Австралии. Их финансирование осуществляется за счет небольшой доли государственных налогов на табачные изделия. Эти фонды обладают значительными средствами, чтобы осуществлять спонсорство всех спортивных и культурных мероприятий, которое раньше осуществлялось табачными компаниями, теперь оно осуществляется в интересах укрепления здоровья, способствует распространению здорового образа жизни, включая преимущества жизни без табака. В дополнение к этому фонды финансируют некоторые местные спортивные и культурные мероприятия и организации, а также исследовательские проекты по развитию политики по табаку на местном уровне. Создание подобных фондов укрепления здоровья привело к превращению потенциальных оппонентов всестороннего контроля над табаком (бывшие получатели денег табачных спонсоров) в сторонников политики. Имеется в наличии полная документация по созданию и работе подобных фондов укрепления здоровья. Другая эффективная стратегия спонсорства была разработана в Новой Зеландии, где было введено законодательство всестороннего контроля над табаком, которое запрещало почти все формы табачной рекламы, пропаганды и спонсорства. Они создали чрезвычайно успешно действующий Совет спонсорства в интересах здоровья, финансируемый из средств общего дохода от налогообложения, который проводит широкий спектр действий по укреплению здоровья, включая деятельность в поддержку жизни без табака. |