ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО
ПСИХОЛОГА
А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю.
АЛЕКСАНДРОВА
Многочисленные медицинские исследования, проведенные в
нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически
всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой
нелегко избавиться даже с помощью специалиста. Курение табака вызывает
физиологическую и психологическую зависимость и, кроме того, тесно связано
с социальными и культурными факторами.
В то время как за рубежом
профилактике курения посвящено колоссальное количество исследований, в
нашей стране этой проблеме по-прежнему не уделяется должного внимания.
Общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает", а
конкретную помощь желающим отказаться от курения должны оказывать
наркологи. Однако, поскольку табакокурение является сложным поведенческим
актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только
физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических
условий, усилий одних лишь врачей явно недостаточно. Необходимо изучение
психологических аспектов возникновения и распространения привычки
табакокурения, разработка теоретических и практических подходов к отказу
от курения, а также создания и широкомасштабного внедрения
профилактических программ.
Для всестороннего изучения
психологических аспектов курения необходимо иметь представление о
масштабах реальной распространенности этого явления в современном мире, а
также о группах, в наибольшей степени подверженных риску. Согласно оценке
ВОЗ [24], в начале 90-х гг. в мире насчитывалось около 1100 миллионов
курильщиков, что составляет около трети жителей планеты старше 15 лет. В
среднем в развитых странах курит 42 % мужчин и 24 % женщин. Впервые
проведенное в нашей стране обследование выборки населения старше 15 лет
[3] показало высокое распространение курения среди мужчин - 63,2 % (около
32 миллионов) и достаточно низкое среди женщин - 9,7 % (около 6
миллионов). В последнее десятилетие табак является причиной около 30 %
случаев смерти в возрасте 35-69 лет и еще 14 % в более старшем возрасте
[15]. Число курильщиков постоянно пополняется за счет подрастающего
поколения, поэтому задача разработки и внедрения эффективных методов
профилактики перерастает чисто медицинские масштабы и требует привлечения
специалистов иного профиля - работников социальной сферы, воспитателей,
учителей и, конечно, психологов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРИВЫЧКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Анализ
социально-психологических условий возникновения и распространения курения
является этапом разработки эффективных профилактических
программ.
Сотрудниками нашего центра в течение 12 лет (с 1986 по
1998 г.) проводился мониторинг распространения курения среди детей и
подростков 11-17 лет в двух московских округах. Было выявлено, что в этом
возрасте курит 28-35 % мальчиков и 12-25 % девочек. Число регулярно
курящих девочек за период наблюдения удвоилось. Отмечено, что в начале
экономических реформ в России, когда цены на сигареты сильно возросли, а
материальное положение населения ухудшилось, заметно уменьшилось число
регулярно курящих школьников. С относительной стабилизацией положения
частота курения вернулась к прежнему уровню, а с 1996 г. начала
возрастать. Как и в других исследованиях, отмечено увеличение
распространения курения с возрастом. Так, по нашим данным 1995 г. 9 %
мальчиков и 1,8 % девочек 11 лет были курящими, в 16-17 лет курило уже 52
% мальчиков и 43 % девочек.
По данным выборочного обследования, в
нашей стране начинают курить до 18 лет около 80 % [3]. При этом чем раньше
подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет
регулярным курильщиком, и меньше - что бросит курить. Естественно, многие
исследователи уделяют большое внимание причинам начала курения в детском и
подростковом возрасте. Тщательный анализ литературных данных [18], [23]
показывает, что наибольшей прогностической ценностью в отношении начала
курения обладает низкий социально-экономический статус и образование
родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в
обществе, курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери)1,
курение братьев и сестер, сверстников (в младших классах начало курения
нередко связано с тем, пробовал ли курить лучший друг, в средних -
пробовало ли куритьбольшинство друзей), низкая успеваемость, наличие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков), наличие симптомов
депрессии, тревожности и раздражительности, низкая самооценки, низкий
статус в группе.
Анализ причин того, почему не все дети,
пробовавшие курить, становятся курильщиками, показывает, что для последних
характерна большая вероятность иметь в своем окружении (семья, друзья)
курящих, возможность самим покупать сигареты, мнение, будто сигареты
приятны им и окружающим и меньшая вероятность считать, что курение вредно
для здоровья [7]. Лица, пробовавшие курить и не ставшие курильщиками,
через два года после первичного обследования более часто выражали согласие
с мнением о негативных последствиях курения. Интересно сообщение [21] о
том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают
вывод, почему не следует курить, но только курящие приводят доводы и в
пользу курения, в то время как некурящие не могут назвать привлекательных
сторон данной привычки. Это, по нашему мнению, является важным фактором,
используя который можно более целенаправленно развенчивать мифы о том, что
курение способствует релаксации, похудению и т.д.
Наши данные
подтверждают, что число курящих родственников в семье достоверно связано с
курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить
50,4 % мальчиков и 18,1 % девочек; в семьях, где курят три и более
родственника - 85 % мальчиков и 37,5 % девочек. Сходная тенденция
прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет
курящих родственников, курит 18,2 % мальчиков и 6 % девочек, тогда как в
семьях, где имеется три и более курящих родственника - 57,4 % мальчиков и
32,5 % девочек.
Обращает на себя внимание исследование [19], в
котором показано, что поведение людей легче объяснить, чем предсказать:
одни и те же факторы были у детей и подростков достаточно тесно связаны с
еженедельным курением и значительно хуже предсказывали курение в ближайшие
два года.
Таким образом, среди условий, влияющих на раннее
распространение привычки табакокурения, можно выделить
индивидуально-психологические, возрастно-психологические, а также
социально-психологические (влияние семьи и референтной группы). Дальнейшее
более детальное изучение психологических условий возникновения и
распространения курения среди детей и подростков специалистами-психологами
позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность
профилактики этой
привычки.
------------------------------------------------------------------------
1
Плохие отношения между матерью и ребенком приводят к большей частоте
курения как у мальчиков, так и у девочек; отношения с отцом более влияют
на курение девочек; с другой стороны, чем больше привязанность детей к
родителям, тем больше вероятность моделирования ими поведения курящих
родителей).
|