Ребёнок должен
быть воспитанным и послушным. Именно эта мысль внушается родителями своему чаду
с самого раннего детства. Чем же они руководствуются? Увы, усвоенными ими же
самими в детстве стереотипами хороших, заботливых родителей. Таким образом, с
детства подавляется воля, самостоятельность и эмоции ребёнка. В результате он
не умеет спокойно и достойно противостоять чужому влиянию, не способен сказать
«нет». Приложением к журналу «Педология» несколько лет назад вышла книжка
«История маленького „нет“», где в форме комиксов показаны реакции ребёнка на
нарушение его личной территории.
Он лишается
собственного мнения и возможности отстаивать собственное «Я». Мы здесь не
говорим об истериках и топании ногами, а о цивилизованных и достойных способах
противостояния. Он лишается права быть выслушанным, понятым и принятым таким,
каков он есть. Многие, как наши, так и зарубежные, исследователи подчёркивают,
что дети-наркоманы появляются именно в авторитарных семьях (или в семье, где
авторитарен один из родителей). В данном случае бегство в зависимость —
незрелая, несформированная и нецивилизованная форма протеста. Попытка вырваться
за территорию, контролируемую родителями.
Родители поощряют
подчинённую, зависимую позицию ребёнка. В данном случае, зависимость от себя и
системы собственных ценностей, взглядов и способов решения проблем. И неважно,
какой род зависимости при этом выбирает ребёнок (компьютерную
интернет-зависимость, зависимость от любимого человека или любую другую), важно
то, что он выбирает Несвободу, в любом её проявлении.
Родителям только
кажется, что он научился слушаться и достойно себя вести, усвоил, «что такое
хорошо и что такое плохо». Он научился прятаться и приспосабливаться, подавлять
собственные чувства. Загнанные внутрь эмоциональные проблемы и конфликты,
неотреагированные эмоционально значимые ситуации идут дальше по жизни вместе с
ребёнком, срабатывая, как мина замедленного действия. И если в западной, а
особенно американской культуре, визит к психоаналитику, который в ходе
психотерапии может осуществить коррекцию опыта первичной семьи через катарсис
(интенсивное выражение ранее подавленных, скрываемых чувств, ведущее к
освобождению и расслаблению) является нормой, то поход к психиатру в России
является скорее внутренним признанием её отсутствия.
Результат такого
стиля отношений в семье проявляется ростом агрессии у ребёнка, поскольку, по
мнению психолога Л. Берковитца и ряда других исследователей, «склонность к
агрессии индивида связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением». А рост
агрессии является, в свою очередь, одной из причин ранней наркотизации.
Ещё одной
«подножкой» на пути развития личности является гиперопека и гиперконтроль,
проявляемые авторитарными родителями. Все решения в семье принимают они, ставя
ребёнка перед фактом, причём такое поведение распространяется и на решения,
касающиеся только самого ребёнка. Безусловно, родители при этом
руководствуются благими намерениями, ведь они лучше знают, как «нужно» жить,
стремятся застраховать ребёнка от необдуманных шагов и поступков. Но результат всегда
оказывается обратным: отсутствие ответственности и самостоятельности, желание
«вырваться на свободу», «глотнуть свежего воздуха» и ...переложить
ответственность за последствия своих поступков на плечи всё тех же родителей.
Зависимость,
возникшая дома, подкрепляется в молодёжных компаниях и тусовках. Она даёт
подростку ощущение свободы и микромира, в котором никто тобой не манипулирует,
где ты сам отвечаешь за всё, где ты диктуешь правила игры. На самом деле все
подростковые группы жёстко иерархизированы, там есть свой «вожак стаи», и свои
заданные роли, а бороться за статус в них подросток не привык, он вообще не
умеет бороться, противостоять и отстаивать собственные позиции. Таким образом,
групповое давление оказывается ещё одной иллюзией освобождения, в реальности
проявляющейся просто сменой «группы давления» с семейной на подростковую.
В случае, если
родители и в подростковом возрасте сохраняют высокую степень опеки и контроля в
отношениях с ребёнком, не обладая необходимой степенью гибкости в построении
семейной иерархии, и не желая отказываться от привычных стереотипов, то
подросток реагирует на это любыми формами девиантного (отклоняющегося)
поведения: от вынужденной беспризорности, через употребление наркотиков до
склонности к самоубийству.
Поскольку ранее
скрываемые эмоциональные реакции и состояния остаются подавленными, выражение
открытой агрессии по отношению к родителям невозможно из-за обсуждаемых выше
семейных стереотипов, страха наказания и неодобрения, единственным способом
разрешения семейного конфликта становится аутоагрессия — агрессия,
направленная на самого себя.
Причем формы её
могут варьироваться от обычных (иногда демонстративных) попыток самоубийства до
наркотического саморазрушения, а иногда и сознательного стремления к
передозировке. «Красивая» и, по мнению многих подростков, «героическая» смерть
в рамках приличия, дающая возможность родителям сказать фразу: «Мой ...
(самый-самый) ребёнок трагически погиб», избегнув при этом, так долго
подавляемого им самим чувства вины, стыда и комплекса родительской
неполноценности и несостоятельности, скрытого за вполне благополучным и
благопристойным фасадом семьи.