Самооценка и сопротивление работе

 

Содержание:

 

Хороший человек

О самооценке высокой и низкой, как она получается

Начинать день с сопротивления работе

Муторность от работы

Подсознательное условие не выполнить работу

Бросать работу на полпути

Показная деятельность в работе

 

Зависеть от оценки других

"Я не целковый, чтобы всем нравиться".

В.В. Маяковский

В раздел ПСИХОЛОГИЯ

Хороший человек

       Это правда: человек не рождён, для того чтобы всем нравиться, главное, чтобы он нравился самому себе. Еще ничего для себя не сделав, не осознав себя, мы очень рано бросаемся в объятия другого и… немедленно теряемся в этих объятиях. Мы не создали себя и потерялись.

Ничего не поделаешь, мы, так или иначе, зависим от оценки других людей. Когда нас оценивают хорошо, мы возносимся, становимся большими, красивыми, умными, мы приняты собой, потому что судим о себе с чужих слов. А когда нас чернят, говоря, что мы плохие, нехорошие, топают на нас ногой, покрикивают - немедленно возникает испуг и наше "Я" внутренне сотрясается. Оказывается, мы не соответствуем чьим-то представлениям о том, каким должен быть хороший человек.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы "примеряет" на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку. Таким образом, самооценка – это не статическое и «мёртвое» понятие, а живой, постоянно изменяющийся механизм, подверженный постоянным внешним влияниям.

Под термином самооценка принято понимать оценку личностью самого себя, своих качеств и своего места среди других людей. Вот и здесь вопрос? Реально ли человек всё это представляет? Оказывается – всегда не реально. Субъективно.

Соотношение между "Я - реальным" (кто Я есть на самом деле) и "Я - идеальным" (тот, кем Я вижу себя) и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

Я реальное : Я идеальное = Я адекватное(самооценка)

Числитель – наш реальный социальный статус (прошу не путать с представлениями о нас некоторыми другими людьми). Числитель, несомненно, изменяется. Вопрос: как сделать его изменения прогнозируемыми, положительными и постоянными?…и от чего зависят эти изменения? Весь фокус в том, что Я реальное вплотную зависит от двух других Я - компонентов этой дроби. О них и речь.

Естественно, при завышении и занижении знаменателя этой дроби (при временной константности «Я – реальное») соответствующим образом изменяется и результат – «Я адекватное» - самооценка, оно может колебаться в весьма широком диапазоне. Этот диапазон называется конгруентность. При высокой конгруентности, то есть, «скачках» самооценки можно говорить о степени невротизации психики человека и наоборот, низкий временной разброс значений самооценок, говорит о психическом благополучие. «Я адекватное» желательно чтобы было =1, но это только приближение. Но какое необходимое?

Начало документа

О самооценке высокой и низкой, как она получается

Любовь. Другой человек говорит: "Как ты хороша! Как ты хорош!", и наша жизнь начинает приобретать яркие краски. Стоит услышать "хорошо" в свой адрес, и мы на этом не останавливаемся. На следующий день, если другой сказал один раз "хорошо", он должен будет сказать нам два раза "хорошо", потом три... В уме не рождается понимание, что все имеет две стороны. Если нам говорят "хорошо", вопрос в том, когда другой выдаст вторую часть. Обязательно, в следующий раз, или через раз, или через десять раз, все равно нам будет показана вторая часть. Там, где "хорошо", там, где восторг и обожание, там прячется и вторая часть. Находясь в восторженности, мы не подозреваем об этом, и как бабочки летим на огонь этого "хорошо".

После "хорошо" приходит "плохо". Никто так остро не ссорится, как влюбленные, как возлюбленные (как много кроется в приставке «воз»); те, кто так много обещал друг другу. Когда достигается пик восторга, мужчина восхищается женщиной, женщина восхищается мужчиной, теперь они должны осуществить свою жизнь за счёт друг друга, они должны поддерживать этот восторг, они должны прожить всю жизнь вместе и умереть в один день. И вдруг, спустя какое-то время, они видят, что все не так здорово, не так, как они себе представляли. Начинаются мучения. Нам сказали "плохо", и мы уже не такие: нас просто не хвалят, нас не любят, нами не интересуются и так далее. Если мы не знаем ничего о себе, то слова другого о нас - это вся наша жизнь. Просто слова другого. Мы ничего не видим за словами. Он говорит "хорошо" - и полёт, он говорит "плохо" - мы летим в бездну и разбиваемся. Все зависит от мнения, слова, взгляда другого, но только тогда, когда мы являемся незнакомцами для самих себя.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.

Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по - разному.

В жизни все происходит не так, как представляется в уме человека. В результате, урон наносится немедленно, с первой же неудачной, несостоявшейся любовью: поцарапанное, побитое эго, потрясение, потому что получилось не так, как ожидалось. Последствия этого иногда растягиваются на всю жизнь. Человек от боли, от страха, оттого, что потерпел такое фиаско, больше не вступает в глубокие отношения. Его психическая самозащита работает таким способом, что в любви он движется, чуть ли не по-пластунски, исподтишка, заглядывая и так, и этак, измеряя и соизмеряя - ему кажется, что еще раз такой боли он не вынесет.

Когда человек учится осознавать себя, он остается во внимании к себе, он проходит через первую любовь, через боль разрушающих проекций, и многое открывается перед ним по иному. Он видит, что первое, из-за чего болеет человек - это не душевная боль, а боль, связанная с разрушением проекций, с разрушением представлений о чём-либо.

Чаще всего к психологам обращаются люди с заниженной самооценкой (или их родственники, или если речь идет о детях), но случается и наоборот. При этом важно учитывать уровень притязаний индивида. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.

В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения.

Второй случай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Такая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название "аффект неадекватности". Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности в любом вопросе оценивается ими как угрожающая, и часто оказывается очень болезненной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, всегда не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим, в дальнейшем расхождении между желаемым и возможным. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность. Эти люди, часто, уже не высказываются о собственном не признании себя окружением, но поступками и всем поведением в социуме дают понять: я – не тот, за кого вы меня принимаете; и доказывает это постоянно и подчёркнуто.

Человек приходит в жизнь, и в его представлении ему обещано счастье на все оставшиеся годы. Он даже не подозревает, через что ему придётся пройти, сколько потерять, сколько найти, какое видение ему понадобится для того, чтобы прожить свою собственную жизнь. Он не подозревает, не представляет, и с детства пытается вписаться в огромность жизни с уже готовым обещанием самому себе, что все будет хорошо. И вдруг - крушение. Ну, кто тут не сломается? И мы ломаемся…и мы молчим.

Главным для человека всегда будут отношения с другими людьми. Но живые отношения не строятся по заранее заказанному проекту, результат будет одним и тем же: фрустрация (запрет на желаемое) и разочарование по поводу встречи.

Есть расхожее мнение: самые счастливые любовники те, которые не встретились. Разочарование можно скрыть от себя, подавив в бессознательном, а можно признать, что оно есть, и жить с ним. Тогда двери для нас не закрываются, мы сможем выйти из этих отношений, мы будем открыты для новых встреч, для новых отношений. В противном случае двери закрываются, и мужчина с женщиной просто влачат существование, боясь признаться даже себе, что взаимоотношения зашли в тупик и закончились. Истинное счастье - это когда мы не упускаем жизнь, а идем вместе с ней, не закрывая глаза, а, значит, обучаемся видеть реальность и жить с реальностью, даже чувствуя боль расставания и неудач. Это - взрослая жизнь.

 Начало документа

НАЧИНАТЬ ДЕНЬ С СОПРОТИВЛЕНИЯ РАБОТЕ

Это вопрос начала дня в целом. Если день начинается с сопротивления чему-либо, человек не проживает его нормально и полноценно.

Сопротивление - это расщепление. В этот момент мы недовольны, угасшие, погасшие, у нас упадок духа, в нас нет целостности энергии, в нас нет ничего для того, чтобы идти работать. Мы собираем себя по частям, и идем, с сопротивлением, изнеможением, тратя, теряя энергию, напоминая старый грузовик, из которого на ходу сыпятся гайки, хотя энергия - это ценность всей человеческой жизни.

Поэтому, если вы просыпаетесь с большим сопротивлением (нужно подниматься, нужно открывать двери, нужно выходить в мир) - наблюдайте. Видите сопротивление? Ничего страшного, смотрите - вы и есть сопротивление, вы и есть двойственность, вы и есть расщепление. Смотрите на это совершенно чистыми глазами, не поддерживая. Вы ни "за", ни "против". Вы ни против сопротивления, ни против того, что нужно идти на работу, вы не моралист, не ханжа, не лицемер, вы не говорите, что должно быть по-другому, вы знаете, что у вас это так - ну не хотите вы. Вы смотрите на свое "не хочу", смотрите изо дня в день, столько, сколько длится ваше "не желаю", "не хочу".

Отчего это "не хочу"? У нас есть другая идея, как должна протекать наша жизнь. Но она протекает сейчас вот так и не иначе. И это не радостно для нас. Мы готовы к большой радости, к большому полету, к большой доброте, к большой красоте, если жизнь выложится согласно нашей идее. А жизнь идет своими путями, и она идет в данном случае так, как есть сейчас. Нам это не интересно, мы этого не желаем, и у нас есть двойственность. Мы смотрим на эту двойственность, но мы ни "за", ни "против", мы только наблюдатели на холме. Если мы можем помнить об этом - мы сделаем дело, мы станем самыми ответственными людьми.

Помня о том, что мы - наблюдатели происходящего, каждый станет новым человеком на земле, который не будет заниматься демагогией, который не будет лицемерить никогда. Он сделает свое дело, найдет в жизни самореализацию, и проживет свою жизнь, в которой будет только то, что есть. А если возникнет сопротивление, не проблема, он всегда будет знать то, что есть, он будет владеть собой и всегда делать свое дело.

Начало документа

МУТОРНОСТЬ ОТ РАБОТЫ

Муторность - это психогенная тошнота, когда вас мутит, мутит ваше сознание, мутит ваш взгляд. Нежелание смотреть, слышать, видеть, находиться даже в атмосфере той работы, которую нужно выполнять. "Надо" - от одного осознания, что вам надо работать, становится муторно. Муторность - это динамика, это не статика, она захватывает, она может захватить все ваше существо до обморочного состояния.

О чем это говорит? - о некой неврастеничности. Это такая форма избегания. Почему она рождена? - во-первых, вполне возможно, эта работа не соответствует вашему интересу, во-вторых, вы не знаете, где находится ваш интерес. Если вы испытываете муторность от работы, то ваш интерес обязательно должен заключатся в какой-то привлекательности, красочности, в какой-то яркой упаковке, какой-то проекции. А жизнь говорит, что вы должны находиться сейчас в данном месте, должны, к примеру, клеить пакетики, подписывать конвертики, в общем, делать какую-то незначительную работу. И ваше эго страдает. Эго, которое страдает, непременно создаст болезнетворную картину - тошноту, муторность от нежелания смотреть и видеть то, что есть, из-за идеи о себе, в которой вы не такие, ваша работа не должна быть такой, все не так, вы достойны большего и тому подобное. Результат - полная бессознательность.

Чем больше бессознательности, тем больше муторности, тошнотворности оттого, что мы делаем, или от того, с кем живем. Например, жена говорит о муже: "Меня мутит от него. Его нет - все хорошо, он пришел, и мне тошно жить". Это говорит о том, что она абсолютно бессознательна относительно своего мужчины. От кого ее мутит? Она никогда не заглядывала в глаза этого человека, она никогда, по сути, близко к нему не подходила.

Если бы вы близко, по сути, подошли к человеку, от которого вам становится муторно, вы бы заглянули в себя, заглянули в его глаза, и тут же произошел бы разрыв с этим человеком. С работой точно также, вы бы оставили эту работу, вы бы были способны искать другую, вы бы рискнули, вы бы нашли, вы бы двигались. А так вас может мутить всю оставшуюся жизнь, но вы не будете способны что-либо менять, потому что подключен рефлекторный механизм - малейшее несогласие, малейшее недовольство и вас начинает мутить. А это уже неврастения в чистом виде. И такой человек не подозревает, что практически начал работу по разрушению самого себя, то есть его борьба с жизнью превратилась в деструктивизм.

Если с вами что-либо случается в такой форме, муторной, необходимо знать, что в этот момент вы деструктивны, неврастеничны, истеричны, и нужно немедленно начать смотреть на то, от чего вас мутит. Не отказывайтесь смотреть, не доводите себя до ипохондрии.

Начало документа

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ НЕ ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ

Условия, которые мы создаем, никогда не бывают сознательными. Сознательно - это когда мы уделяем внимание работе собственной мысли. То есть мышление - сознательная часть, и в ней нам известно, что мы плохо относимся к данной работе, что мы не хотим эту работу.

Мы не обязаны ее хотеть - это естественный процесс, нам не интересно, и мы ее не хотим. Но для себя мы всегда можем решить, остаемся мы в этом, или нет. Если не остаемся, никакой проблемы нет - мы написали заявление об уходе, сказали, что работа неинтересная, или сказали, что она самая лучшая, но мы не подходим, к сожалению. И все это прямодушно, простодушно, искренне, чисто, наивно, невинно. Это очень просто, это очень простая жизнь.

Подсознательно создавать условие не выполнить работу - означает внутренне препятствовать выполнению работы. Например, человек работает, ничего не подозревая: точит, пилит, шьет, торгует и так далее Он не знает о своем внутреннем условии, не знает о своем сопротивлении. Из-за чего он может подсознательно сопротивляться? - он боится результата, боится оценки окружающих, боится, что скажут - плохо выполнил, не заплатят и тому подобное. И внутреннее начинает проявляться во внешнем. Он становится инфернальным - ломается оборудование, разрушается уже сделанное или наносится травма себе.

Это конкретный пример, касающийся работы, но в жизни все точно также. Когда касается нашего личного счастья, всего, чего мы от жизни хотим, мы всегда - "за". Но иногда оказывается, маленькая сознательная часть "за", а очень большая подсознательная часть - "против". Никто об этой "против" не догадывается, и когда мы говорим - "за", все смотрят на нас, понимая буквально. Нет осознанного взгляда, чтобы видеть, как мы всем своим подсознанием - "против", то есть далеко не "за". А это, значит, быть инфернальным, быть деструктивным - то одно, то другое, но обязательно что-нибудь случается, и намеченное не получается никогда.

Когда мы говорим, что у нас что-либо не получается, необходимо сразу наблюдать ту маленькую часть, которая "за", и ту большую, тяжелую, которая "против". Может, мы боимся, что у нас все получится, а мы окажемся неспособны этим распорядиться, что тогда мы будем делать?

 До всего есть дело

Социальный снобизм человека, заключается в бурной социальной активности. Она выражается в том, что ему до всего есть дело.

Яркий пример - общественные работники, похожие на Шурочку из бухгалтерии, персонаж кинофильма Эльдара Рязанова "Служебный роман". Вот ей было дело до всего - всех оббегать, везде отметится, всюду нос засунуть, лишь бы ничего не делать, лишь бы не выполнять свою работу. Почему? Потому, что за свою работу надо отвечать.

И социальный сноб интересуется всем. Снобизм - это интерес ко всему новомодному. А в данном случае, человеку есть дело до всего и до всех, лишь бы не сидеть на своем месте, потому что энергии на выполнение собственной работы уже нет, а за нее, в любом случае надо отвечать. И этот человек неуловим - он везде пробежался, и день прошел. В советское время эта система процветала - я пошла туда, я пошла сюда, я пошла в исполком, я пошла к соседнему начальнику, я пошла в министерство. И нигде не найти. Кто в бане, кто в кино, кто дома - все успевали сделать свои дела во время работы.

Тот, кто интересуется всем - по сути, не интересуется ничем. Главное, завоевать доверие, оббежать всех услужливо, всем заглянуть в глаза, в лицо, чтобы ничего не делать и иметь прибежище среди людей. Этот человек боится. У него есть страх, что его просто выгонят из-за неспособности к работе, неспособности быть в коллективе. И ему приходится крутиться волчком для того, чтобы всех приручить, прикормить, сделать ручными, обязать по отношению к себе, оказать услуги, связав все таким образом, чтобы другие чувствовали себя обязанными, испытывали неловкость, вину и так далее.

Никогда вы не найдете этого человека там, где он должен быть, он находится где угодно и занимается чем угодно. Нужны такие люди? - безусловно, нужны. Они тоже вносят свою гамму в человеческие отношения. Люди разные, и вот игрой ума, именно игрой ума они вносят свою гамму, свою тональность в человеческие отношения. В "Служебном романе" образ Шурочки - не последнее звено, актриса сыграла гениально, вызывая в какие-то моменты просто отвращение.

Но, тем не менее, если не будет таких Шурочек, никто не увидит, что они собой представляют. Их необходимо видеть, потому что на таких Шурочек падки люди, которые несут в себе то же самое.

Начало документа

БРОСАТЬ РАБОТУ НА ПОЛПУТИ

Бросать работу на полпути - означает бояться плохого конца. В чем он заключается? - в том, что ваша работа будет отражена другими людьми, как плохая. Вы прошли небольшой участок в своей работе, и уже не верите, что справитесь. Вы уже знаете, что ее могут отразить плохо, и боитесь такого отражения.

Когда вы завершите работу, это будет являться результатом. А результат - это завершенность, это единство. С единством ничего сделать нельзя - вас обязательно отразят. Придет начальник, придет подчиненный, придет коллега, и, увидев результат, они скажут, хорошо это или плохо.

Боясь плохого отражения, человек знает - до результата доводить нельзя, потому что если он доведет до результата, ему будет поставлен диагноз, могут сказать, что он плохо выполнил работу. И он бросает ее на полпути, говоря, что у него пропал творческий пыл, он заболел, и тому подобное. У него может начаться ипохондрия, он станет ходить по врачам, он сляжет, он будет скрываться и так далее. Ведь результат рассматривают другие люди, и по результату выносят свой приговор.

Они могут сказать: плохая работа, некачественная работа, спросить, почему она так плохо сделана. И человек находится в тревожной мнительности, из - за нетерпимости к такому отражению. Он в страхе, что о его работе, скажут, что она низкого качества, что она не сделана до конца и тому подобное. И конечно этот человек извивается, изворачивается как угодно. Он становится угрем, он становится ужом, он становится неуловимым, стараясь ничего не довести до конца.

Можно увидеть людей, работа которых все время обрывается. Особенно это касается творческих работников, которые любят поговорить о планах на будущее, подчеркивая свою гениальность, но никогда не показывают конечную работу. Потому что пока они в пути, они говорят о том, как они нарисуют, как они напишут, как они создадут, как они издадут. Ведь конечной работы нет, и они могут домысливать это как угодно.

По конечному результату человек обнажается - есть конечный результат, и каждый может подойти и сказать что - либо. У других людей могут быть разные впечатления об этом, у кого хорошее, у кого плохое, это может вызвать интерес или негодование. По конечному результату, собственно, человек рассматривается и оценивается другими.

Поэтому, многие вообще никогда ничего до конца не доводят. Они так и разговаривают - ничего конкретного. Вы как будто должны догадаться, о чем такой человек думает. Это чтобы вы не узнали, о чем он говорит, и не смогли его спросить о конечном результате.

Все это следует рассмотреть и в себе, и в других. Когда вы видите, что работа бросается на полдороги раз, на полдороги два, на полдороги три - вы имеете дело с тревожной мнительностью, которая боится своего отражения, боится выдавать результат. Она не в состоянии что - либо завершать в силу страха и внутренней скованности, поэтому у нее хватает энергии только на короткий заплыв, на короткую дистанцию.

Начало документа

ПОКАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ

Показная деятельность в работе - это афиширование себя тем или иным способом. Такой человек - афиша, и он не подозревает об этом. Обычно это демонстративная форма человека, возбужденная, он всегда на подиуме, он показывает: "Это я работаю! Это я делаю!", подчеркивая свои достоинства. Он смотрит на отражение, собирает урожай одобрений, работает дальше и снова идет к другим людям за отражением, снова смотрит, как его оценили, и так по кругу. Его нужно поощрять, нужно одобрять, нужно хвалить, потому что все, что он делает, делается им ради отражения, ради одобрения, одобрения и еще раз одобрения. Это инфантильная, детская форма человека, живущего без понимания действительности, без уважения к своей жизни, к самому себе.

Если вы что - либо делаете, делайте на все сто! Всё делайте на ять, если чего - либо хотите от жизни. Это не означает "добиваться". Если чего - либо в жизни добиваются, то какой ценой? - цены обычно разрушающие. Нужно не добиваться, а просто так жить, просто делать все, что от вас зависит, потому что вы по - другому не можете. Дойдите до максимума, сделайте предельно все, что вы можете сделать и отдыхайте.

А показная деятельность - это жалкая участь, хотя внешне проявлена демонстративно, сильно, ярко. На самом деле этот человек постоянно попрошайничает - просит внимания, существуя за счет чужой энергии. Он все время на глазах. Это дешево и чревато неприятностями, потому что обычно вызывает аллергию на такого человека, его не любят. Об этих людях говорят, что они карабкаются по головам, идут по трупам, так как предела их демонстративности и подчеркнутости нет.

Будьте скромны, делайте свое дело и радуйтесь ему. Это такая привилегия, делать свое дело и знать, что оно доподлинно твое. Цвести в этом - невероятно, вы раскроете неимоверные возможности из сокровищницы самого себя. Не демонстрируйте это бессознательно, оставляйте энергию себе. Делитесь с другими, безусловно, делитесь, но разговаривайте спокойно. Показывая спокойное лицо другому человеку, показывая свое уважение ему, вы увидите, что и другой будет уважительно разговаривать с вами. Вы будете спокойны за то, что вы делаете, и не будете зависеть от оценки, потому что уверены, что выложились полностью. Когда вы знаете, что это было предельно, вы не зависите от оценки других.

Вы зависите от оценки других только в том случае, если энергия задействована частично, то есть часть ее осталась не вовлеченной, а значит, вы делали дело наполовину, делали едва - едва. И главным стало скрыть это, внешне показывая деятельность и ожидая чужого одобрения. Пусть вас одобрили, но это развеется как дым, а ваша ущербность усилится.

Начало документа

В раздел ПСИХОЛОГИЯ

 

 

 

 



Hosted by uCoz