главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг

Само понятие интернет-зависимости впервые было введено психологом Айваном Голдбергом и описывало патологическую, непреодолимую тягу к веб-серфингу. Многие симптомы в описании "по Голдбергу" совпадают с описаниями алкоголизма.(1)

Несмотря на то, что моё мнение может коренным образом отличаться от мнений авторов приведённых  публикаций, я решил разместить их с целью демонстрации разногласия взглядов на одну и туже проблему разных людей. Нет сомнения в том, что эти материалы написаны людьми этой проблемой захваченными и рассчитаны на тех, кого это волнует.

Заразен ли Интернет?

O симптомах зависимости

Каковы масштабы Internet-аддикции?

Слабо протестироваться на наличие зависимости?

Интернет разрушает семьи

О зависимости (Случай из жизни)

5 типов интернет-зависимости

 

 

 

Виртуальна ли реальность?

Велик Internet  и могуч. Несметное количество людей прокладывают по нему тропинки, дороги и многополосные шоссе. Так что же это такое: новый мир, пришедший на смену привычному или же иллюзия, розовый туман, карамельно-леденцовая паутина, захватывающая с каждым днём всё большее и большее количество жертв?

Это расширение наших возможностей или бегство?
Лично Вы, что делаете здесь? И довольны ли Вы тем, что происходит?
Что же такое способен дать Вам
Internet, чего нет рядом с Вами?
Человеческий ум привык разделять целое на части: события, на хорошие и плохие; истину на правду и ложь; мир на материю и дух, реальность и виртуальность. Тем самым он защищает нас от дезориентации в бесконечно многообразном мире и в тоже время вводит в ощущение амбивалентности, противоречивости. Между тем мы редко задумываемся над тем, насколько условно это разделение, созданное в целях нашего удобства.

Новорожденный ребёнок подобен чистому листу бумаги, для него весь мир заключен только в нем самом. Человек взрослый вооружён уже сложного вида масштабной картой с множеством значков, линий, пограничных столбиков, координатных сеток. Это - его версия реальности.
Наверное, очевидно, что двух одинаковых версий реальности не существует, как и людей полностью идентичных по мировосприятию.

Для Вас реально сделать сальто в три оборота в воздухе? Ничего смешного, для артиста цирка - это повседневка. Вы можете развести огонь, не имея спичек или линзы? А для дикаря из племени Туаму - это не проблема… Что? Вы выполняете ответственную работу, Вам не до глупостей? Абсолютно верно, для «дядь-Васи» из соседней квартиры - совершенно непостижимо, как Вам это удаётся. Зато «дядь-Вася»  никогда не болеет. Как? А просто «дядь-Вася» знает это твердо: он не болеет никогда, ни при каких обстоятельствах, и всё.

Если вы не знаете как - это ещё не значит, что это невозможно.
Если вы не пробовали - это ещё не значит, что это невозможно для Вас.
Если у вас нет необходимого качества - это еще не значит, что его действительно нет, что его нельзя развить, что это нельзя сделать другим способом.

Это - одна грань…
 Теперь возьмем, к примеру, двух людей: один из них глух, но зряч, другой слеп, но имеет хороший слух. Один живёт в мире образов, другой в мире звуков. Который из миров более реален?
Если вы не видите (не знаете, не слышите, не чувствуете, не верите…) - это ещё не значит, что это не существует. Прав был старик Эйнштейн, всё в мире относительно. И относительность эта обусловлена нашими с Вами личными качествами, желаниями и возможностями. И нашим выбором.
Реальность подвижна во времени. Если взять за точку отсчёта настоящий момент, то из того, что и как вы думаете, чего хотите, и что для этого делаете, выстраивается модель следующей минуты вашей жизни. Каждым своим шагом, каждой мыслью, каждым желанием вы выстраиваете сою собственную уникальную реальность. Даже если Вы просто сидите на диване, глазея в потолок, весь мир у Ваших ног.
Чего желаете, сударь (сударыня)?

Вот Вы сейчас сидите перед монитором Вашего компьютера. Не знаю, что привело Вас сюда, но мы уже встретились, общаемся… "Здравствуйте, незнакомец!"
Скажите, вот этот текст, который вы только что пробежали глазами - это виртуально?
Он существует, или это плод Вашего воображения?
И я…в некотором роде автор, существую? Кстати, у меня есть имя. Впрочем, неважно, ведь я написала это для Вас… И не имеет значения в какой момент времени вы это прочитаете. Это как письмо, до востребования…
Одной из целей было выяснить: что такое виртуальное общение, насколько оно "реально", возможна ли психотерапия в
Internet, захотелось попросту расставить ,наконец, все точки над «i» Поможете?
Что интересно, практически все в один голос утверждают, что
Internet - это не иллюзия и не альтернатива реальной жизни. Это инструмент, расширяющий наши жизненные возможности. Иначе говоря - один из многих способов коммуникации и получения информации, на данный момент наиболее удобный. А еще - инструмент для реализации собственных возможностей, для обучения, развития.
Так если есть реальные возможности и есть реальное общение с живыми людьми, в чем, собственно говоря, виртуальность?

С одной стороны: "…виртуально (т.е. нереально) лишь то, что незначимо, что не задевает наши чувства. Ситуацию, как угодно эмоционально окрашенную уже нельзя назвать виртуальной". С другой стороны многие и многие люди пугаются возникающих в процессе общения привязанностей, зависимостей, предпочитая назвать происходящее несуществующим, иначе говоря, попросту спрятать голову в песок. Всё это происходит, на мой взгляд, из за того, что разум исходит из установки, что общение виртуально, в то время как сердце и интуиция твердят обратное. Недаром говорят, что общение в Internet даст 100 очков вперёд по степени искренности и открытости общению в повседневной жизни. Почему? А всё потому же… Уверяя себя в том, что собеседник в чате (форуме, аське, по e-mail) не вполне существует, мы обманываем свой страх быть обманутыми… Вот такая вот тавтология…

Обманываем свой страх не понравиться, быть отвергнутыми, слыть неинтересным собеседником, прийтись не ко двору… "интернет как дневник, которому можно сказать все". А ещё он как Памперс, даёт чувство защищённости. Не надо только забывать, что рано или поздно стоит всё ж таки научиться писать, говорить, общаться "по-взрослому"…

Кстати, в письме, объясняя другому человеку свои мысли и чувства, излагаешь их наиболее последовательно и доступно, в результате и в собственной голове они раскладываются по полкам вместо того чтобы пребывать там в виде размытых ощущений и объёмных картинок. Здесь мы учимся быть понятными, в награду получая понимание.
Хотелось бы ещё замолвить слово о бегстве. Можно бегать от
Internet, а можно сбежать в Internet от реальной жизни. Особой разницы не вижу. Разница лишь в том, где в настоящий момент находится объект, на который направлен наш страх. Причины бегств, и прочего надо искать не в  Internet и виртуале, а в человеке.

в начало документа

Заразен ли Интернет?

Дмитрий Красножен

Все чаще и чаще можно услышать мнение, что Internet разрушает психику человека, вызывает болезненное пристрастие, нарушая обычный жизненный ритм, замыкая человека в определенный круг - компьютер -  Internet - сон - туалет- компьютер - Internet . Так вот, хочу сразу возразить: ни компьютер, ни Интернет не могут сами по себе вызывать пристрастия. Причина его находится внутри человека, в мозгу, а не в бездушных вещах. Что такое аддикция? Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающее почву для развития психических заболеваний.

Откуда взялась Internet-аддикция?

Сам термин появился одновременно с широким распространением Internet . Благодаря публикациям в популярной прессе (в 1996 году в Seattle-Times была напечатана статья Хендерсона: "Я вебоголик: использование онлайновых служб может приводить к аддикции"), психиатры, социологи и психологи стали изучать это явление и дали ему название Internet -аддикция. Internet -аддикция относится к группе техногенных аддикций, куда также входят гэмблинг - игровая аддикция, slot-maсhine-аддикция (постоянное желание играть на автомате типа однорукого бандита) и многие другие. Вы видите, что для некоторых явлений нет русских названий, так они молоды.

Почему человека так тянет в Internet?

У каждого из нас есть определенная склонность впадать в зависимость от каких-либо вещей, определенных действий или деятельности. Называется все это простым словом "интерес". Сила такой зависимости может быть абсолютно разной - от простого увлечения до аддикции. Грубо можно поделить интересы людей на гуманитарные, технические, гуманитарно-технические и наркоманические. Интернет и компьютеры, как вы понимаете, относится к техническим интересам. Интересы человека формируются на основе темперамента, характера, интеллекта, жизненной философии и многих других факторов, в том числе социальных.

Что плохого в зависимости?

Сила интереса может повлиять на всю жизнь. Некоторые люди, имеющие определенный склад ума и соответствующие интересы, умело распределяя свои силы и правильно расставляя приоритеты, становятся Биллами Гейтсами, а другие так и остаются бедными талантливыми программистами. Интерес может перерастать и в пожизненное хобби, например рыбалку, коллекционирование марок, значков (программ, иконок) и т. п., а при удачном совпадении с интересами общества и рынка, превратиться еще и в доходное дело. В последнем случае работа не бывает тяжелой (тяжела она может быть только тогда, когда не нравится). Вывод из всего этого один: увлечение не может вредить человеку, если он относится к нему здраво, если оно помогает ему в работе и отдыхе, еще лучше, если приносит денежный доход.

Кстати, существует аддикция к постоянному зарабатыванию денег или к их постоянной трате. Примеров множество. Чем опасна аддикция? Аддикция, или патологическое влечение к чему-либо, потому и называется патологической, что отрицательно влияет на жизнедеятельность человека, вытесняет из его жизни многие необходимые для жизнеобеспечения виды деятельности. Например: увлекшись алкоголем, рыбалкой, Internet - люди склонны изменять свой образ жизни. Вернее – не сами, аддикция изменяет его до неузнаваемости. Такие перемены, в зависимости от тяжести пристрастия, могут быть разными: от потери аппетита до паразитирующего образа жизни. Изменение характера, смещение жизненных принципов, замкнутость или, наоборот, излишняя раскованность т. д.  Характерной особенностью аддикции является снижение продуктивности, то есть жизнь носит скорее созерцательный характер, нежели приносит какие-то плоды. Со временем, становится двухцветной: есть Internet (рыбалка, наркотики и т. д. – норма; нет Internet (рыбалки, наркотиков и т. д.) – жажда. Первая половина вызывает эйфорию и прекрасное настроение, вторая - депрессию и апатию ко всему другому.

Как проявляется Internet -аддикция? Теперь, когда стало понятно, что такое аддикция, самое время подробно остановиться на

симптомах:

·        поглощенность Internet (постоянные размышления о нем);

·        постоянный рост времени пребывания в сети, необходимого для достижения удовлетворения;

·        безуспешные попытки контролировать или прекратить использование Internet;

·        плохое настроение, депрессия, беспокойство при отсутствии возможности работать в Internet;

·        - полное игнорирование семьи и друзей, впоследствии и работы, - попытки скрыть свое чрезмерное   увлечение, отрицание аддикции;

·         Internet используется как способ ухода от проблем, улучшения настроения.

 

Помимо симптомов со стороны психики есть также соматические симптомы, которые обусловлены длительным нахождением перед компьютером:

·        карпальный туннельный синдром (боли в запястьях, пальцах рук);

·        боли в спине;

·        нерегулярное, быстрое питание и как следствие этого дискомфорт в желудке;

·        головные боли по типу мигрени;

·        конъюнктивит (воспалённые глаза);

·        бессонница.

 

5 типов интернет-зависимости

 

Кроме того, американские психологи выделили в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые характеризуются следующим образом:

в начало документа

Каковы масштабы Internet-аддикции?

 

С Интернетом работают очень много людей с психическими отклонениями - не только Internet-аддиктов, но и графоманов, невротиков и др. Американский опрос 18000 пользователей Internet в 1998 году показал, что 6% из них - безусловные аддикты. В России подобных исследований не проводилось.

 

Способы лечения.

Конечно, любую аддикцию можно попробовать лечить. Труднее всего справиться с наркоманией, поскольку помимо психотерапевтического воздействия необходимы меры по избавлению человека от физической зависимости. Ведь при отказе от пагубной привычки человек испытывает боль или развивается психоз. Если причиной возникновения Интернет-аддикции является какие-либо социальные или психологические проблемы, то необходимо обратиться к психиатру или психологу. Если серьезных причин для возникновения аддикции нет, то, как правило, срабатывают защитные механизмы организма и происходит самоизлечение в течение 90 дней после выхода в Интернет. Если вы не относитесь к Интернет-аддиктам, но считаете, что в последнее время стали больше проводить времени в Сети, то попробуйте заработать реальные деньги на своем хобби. Как знать, может быть, хобби и разонравится.

А при чем здесь рыбалка? Да просто рядом с моим домом есть небольшой прудик, заросший тиной и водорослями, куда обычно прохожие бросают мусор. Так вот сидят у этого прудика рыбаки и чего-то пытаются выловить. Каждый раз, проходя мимо них, я думаю: "И что они надеются там поймать?", а потом сам же и отвечаю на вопрос: "Так это же рыбалка-аддикция!"

Marlatt, Baer, Donovan, Kivlahan. Addictive behaviors: etiology and treatment. Annual Review of Psichology, 39, 223-252.

Юмор на тему: Маленькая девочка подходит к своему отцу, увлекающемуся Интернетом, и спрашивает:

- Пап, во что мне одеваться? Посмотри, какая сегодня погода за окном?

в начало документа

главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг

 

Кстати, а когда вы в последний раз выключали модем?

Слабо протестироваться на наличие зависимости?

Тест для самоопределения Internet-зависимости

1.  Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2.  Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3.  Были ли у вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование интернета?

4.  Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5.  Находитесь ли вы он-лайн больше, чем предполагали?

6.  Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

7.  Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

8.  Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

в начало документа

Если вы дали пять или более положительных ответов на эти вопросы,

то мы вас поздравляем: у Вас интернет-зависимость!

Четыре тезиса постороннего

(Заметки  о кибер-спорте)

    Прежде всего – необходимое замечание. Автор не имеет никакого отношения к киберспорту. Все мои спортивные достижения в этой сфере закончились на старом «Вольфенштейне» и таком же «Варкрафте». Поэтому любители выяснять, подобно М.С. Паниковскому «А ты кто такой???» могут сразу прокричать свою любимую речёвку про «оборзевшее ламерье» и отправляться восвояси.

    Всем остальным сообщаю, что отсутствие интереса к играм как таковым, не мешает мне интересоваться киберспортом как социальным явлением. И, честно говоря, не так давно меня изрядно удивили масштабы реакции на статьи типа «Каков наркотик для киберспортсмена?», «Киберспорта не существует», «Нужен ли им киберспорт» и тому подобным. Насколько я понял, последствия киберспорта и его перспективы – больная тема для «околоспортивной общественности».

Набравшись наглости, я решил высказать свои мысли по поводу тех тезисов, которые постоянно озвучиваются в подобных статьях. Начнем по порядку.

Тезис первый: «Является ли киберспорт спортом?»

Упреждая фырканье, сразу объясню, зачем я собрался доказывать столь очевидную истину. Причина тривиальна – кое-какие тезисы мне понадобится ниже.

Итак, является ли компьютерный спорт спортом? За свою историю человечество создало огромное количество игр, но далеко не все игры могут именоваться спортивными. На мой взгляд, чтобы с полным обоснованием именоваться спортом, игра должна удовлетворять всего четырем условиям:

1.     Агонистика. По-русски – состязательность. Есть множество игр, где смысл игры не в выигрыше, а в процессе игры. Дети, играющие в «дочки-матери», не соревнуются. Когда они же, повзрослев, играют в «бутылочку», они тоже не собираются выяснять – кто сильнее. Из компьютерных игр к этой группе ближе всего Sims – та же самая игра в куклы, только для взрослых.

2.     Четкие критерии выигрыша. КВН, к примеру, состязательная игра, но не спортивная. Потому что нет критериев, по которым можно объективно определить выигравших и проигравших. Мнение жюри, извините, объективным быть не может по определению - кто-то любит арбуз, кто-то свиной хрящик. Именно в этом причина непрекращающихся скандалов в фигурном катании и т.п. Не случайно все чаще и чаще звучат требования исключить фигурное катание из Олимпийских игр, несмотря на то, что физическое развитие оно дает и еще какое.

3.     Равенство условий. Почему шахматы – спорт, а покер – не спорт? И там, и там есть состязательность, есть четкие критерии выигрыша. Ответ прост – в картах слишком значим элемент случайности. В спорте поначалу все должны быть в равных условиях. У всех по 16 фигур, по 11 полевых игроков, все едут по одной трассе и т.п. Именно отсюда требования баланса карт, рас и т.п.

4.     Полезность. Спорт должен развивать в людях полезные и одобряемые в обществе умения или навыки, иначе и любимую русскую забаву «Кто больше выпьет без закуски» можно объявить спортом. Полезен ли киберспорт? А вот об этом – в следующем тезисе. Переходим к доводам оппонентов.

Тезис второй: «От киберспорта нет никакой пользы»

В подобных статьях постоянно муссируются следующие утверждения: «На игрушки вы тратите лучшие годы, а ничего взамен не получаете, кроме умения быстро кликать, пользы от этого в реальной жизни – хрен и еще маненько. Самые лучшие еще могут какие-то деньги срубить, но 99% останутся в итоге с тем самым хреном в руках и с красными глазами».

Ну, во-первых, утилитарность спорта, то есть применимость в реальной жизни часто преувеличивается. Скажите, часто ли в реальной жизни современного горожанина ему требуется умение прыгать с вышки, бегать на лыжах или толкать ядро?

«Сравнил – скажете вы – это физическое развитие. А какое физическое развитие в игрушках?». Хорошо, каким образом физически развивают шахматы?

В том-то и дело, что любой спорт – это неразрывный сплав физического и умственного превосходства. Всякий, кто занимался спортом, подтвердит, что на одной мускулатуре не выиграешь. Нужна техника, в командных играх – сыгранность, тактика и стратегия победы. Везде выигрывают не мышцой, а головой. Везде – даже в штанге и армреслинге. То же самое – и в компьютерных играх. Не мне вам рассказывать, что ни меткой стрельбы, ни «чумовой кликабельности» недостаточно для того, что бы стать «папой». «Отцом» становятся думая, а не стреляя.

Что предметно дает человеку увлечение компьютерными играми? Как и в любом виде спорта – развитие физических и психологических навыков (здесь и далее я имею в виду спортсменов, а не тех, кто упившись пивом до свинячества или обдолбанный как дятел расстреливает время за компом). Физические лежат на поверхности – быстрота реакции, меткость, виртуозное владение кистевой мускулатурой. С психологическими навыками – чуть глубже. Они менее очевидны, но более востребованы обществом.

Во-первых, и «реал-тайм» стратегии, и шутеры являются пожалуй, оптимальным симулятором для обучения управлению сложными системами. Что я имею в виду? В последнее время все больше и больше профессий требуют умения работать в жестком ритме, заданном особенностями технологического процесса. Как пример можно привести авиа-диспетчеров, которые вынуждены одновременно «вести» до десятка самолетов. Компьютерные игрушки развивают в человеке умение разумно действовать в условиях высокого нервного возбуждения и дефицита времени.

Во-вторых, можно выделить такое весьма востребованное обществом умение, как системная аналитика. И в шутерах, и в стратегиях игрок обычно видит только ничтожно малую часть карты. Как следствие – ему постоянно приходится «держать» карту не на мониторе, а в голове. Более того – он должен не просто помнить, но и все время прогнозировать – что делается на тех частях карты, которые остаются за пределами экрана монитора. Как следствие – человек в процессе игры становится системным аналитиком. Он обучается быстро и правильно извлекать нужную ему информацию и на ее основе строить и использовать образ, превышающий объем сознания.

Есть одно интересное следствие этих двух умений, которое не имеет прямого отношения к обсуждению темы и этот кусок желающие могут не читать. Разумеется, оба навыка – и умение быстро действовать в условиях дефицита времени и умение обрабатывать большие массивы информации и находить правильное решение в играх очень взаимосвязаны. Объемы современных игрушек столь велики, что они вступают между собой в некоторое противоречие – совместить и то, и другое иногда очень сложно.
СОЗНАТЕЛЬНО прогнозировать действия мозг просто не успевает. Вряд ли хороший игрок сможет логически объяснить – почему он поступил именно так, а не иначе. Решения принимаются большей частью бессознательно, инстинктивно, на уровне подкорки. Кстати, некоторые психологи полагают, что именно это является одной из причин, по которой взрослые проигрывают детям в компьютерные игры – взрослые думают лучше, но медленнее, они привыкли ЛОГИЧЕСКИ обосновывать свои действия, не только анализировать информацию, но и все время «проверять правильность ответа» с помощью разума, в итоге проигрывают в скорости.
Еще раз подчеркну – и те и другие не принимают решения «наобум». Просто дети обходятся без «проверки ответа». Самое главное для молодых игроков – не забыть научится этому, ибо такая аналитика намного надежнее, а в реальной жизни время на это чаще всего есть.

Это о тех навыках, которые дает киберспорт. Переходим к следующему любимому тезису критиков киберспорта.

Тезис третий: «Компьютерные игры это наркотик».

Прежде всего замечу, что употребление термина «наркомания» свидетельствует только о безграмотности авторов этих статей. Наркомания предполагает ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ зависимость. У любителей компьютерных игрушек зависимость чисто психологическая, никакого физиологического привыкания не происходит. Так что о наркомании не может быть и речи.

Но погодите радоваться. Думаю, каждый из вас, если не будет врать сам себе, согласится с тем, что тяга к игрушкам много сильнее, чем ко многим другим способам времяпрепровождения. То есть мы с полным основанием можем говорить о игровой психологической зависимости или, выражаясь научно, аддикции. Тем более, что давно известны нефизиологические зависимости – тот же гемблинг (паталогическая страсть к азартным играм, обычно на деньги. Те, кто смотрел фильм «Страна глухих», без труда вспомнят любимого главной героини Чулпан Хаматовой).

Что мы можем сказать об этой зависимости? Мне хорошо запомнилась реплика Asmodey при обсуждении статьи «Каков наркотик для киберспортсмена?» – «Вообще раз уж запустили эту индустрию в мир людей.. наверно психологи долго пытались понять, что же будет с людьми. Увидим.. =)». Эх, уважаемый Сергей, мне бы Вашу уверенность…

Увы, но суровая правда жизни состоит в том, что никто толком не знает, «что же будет с людьми». Психологи, социологи, педагоги, медики и другие ученые только в последние годы начали всерьез интересоваться этой проблемой. Но, как это и бывает обычно на начальном этапе изучения, результаты исследований не всегда внушают доверие. Более того – часто ученые приходят к диаметрально противоположным выводам как, например, исследователи из Tohoku University и European Leisure Software Publishers Association, занимавшиеся изучением влияния компьютерных игр на развитие личности. Поэтому, за невниманием ученых, обычно феномен компьютерных игр рассматривается на уровне «многомудрых» журналистских статей, авторов которых можно подозревать в чем угодно, но только не в том, что они разбираются в проблеме.

По крайней мере, в России мне известно мне известно только одно исследование зависимости от компьютерных игр, но и оно было проведено студентом-психологом - http://www.flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml.

Почему возникает эта зависимость? Мое мнение не отличается оригинальностью. На мой взгляд, игровая зависимость (как и интернет-зависимость) возникает оттого, что человеческая деятельность протекает в виртуальном мире, конструируемом не только компьютером, но, в первую очередь, самим игроком.

Игра в компьютерные игры это не просто развлечение, это РЕАЛЬНАЯ жизнь, проживаемая в НЕРЕАЛЬНОМ, иначе организованном мире. Мир игры – это не реальный мир, но человек наполняет его самым реальным содержанием – радостями и огорчениями, общением и настоящей дружбой с людьми, которых никогда не видел и т.п. И этот мир очень ИНТЕРЕСНЫЙ, поэтому и затягивает людей, подростков – в первую очередь.

Да, этот мир проще, чем реальный, но многих именно это и привлекает. К примеру, твой статус в реальном мире зависит от множества вещей – возраста, ума, силы, остроумия, внешности, наличия денег в кармане и т.п. В игровом мире основное мерило статуса – твое умение играть. Никого не интересует, сколько тебе лет и как ты одет, главное – «отец» ты или «бот». В этом мире проще ориентироваться, проще реализовать себя, а вознаграждение за это – самое настоящее.

Насколько опасна эта зависимость? Притягательность компьютерных игр как таковая – это не хорошо и не плохо. Хорошей или плохой ее делают люди. «Вредоносность» того или иного явления зависит в первую очередь от самого человека. Автомобиль может облегчать человеку жизнь и может убить человека. Компьютерные игрушки могут быть по настоящему интересным развлечением и навязчивой манией. Все зависит от того, кто сидит за рулем или за монитором.

Всегда есть люди, для которых хобби заменяет все и люди, для кого это просто еще одна краска в разноцветье мира. И в обычном спорте есть спортсмены, для которых спорт заменяет все остальное. На девушек у них времени и желания принимать душ, последняя прочитанная книга называлась «Колобок» и поэтому в интервью они рассказывают про голову, в которую они едят. Если человеку неуютно или неинтересно в реальном мире, он все равно будет прятаться. Не в игрушки так в марки, не в марки, так в книги, не в книги, так в бутылку.

Просто необходимо иметь в виду, что риск погрузится по уши в компьютерных играх больше, чем во многих других хобби. Что действительно надо сделать, так это добиться того, чтобы люди, впервые нажимающие quake3.exe, представляли возможные последствия, как представляют их себе те, кто садится за руль автомобиля. Кто предупрежден – тот вооружен.

А для этого надо серьезно изучать этот феномен. Но, согласитесь, этим должны заниматься не 14-летние геймеры. Поэтому, на мой взгляд, «взрослому миру» надо меньше кликушествовать с требованиями «оградить детей от игровой наркомании», а заняться реальным изучением проблемы. Пока что, повторюсь, не изучены ни механизм возникновения зависимости, ни обозначены «группы риска» и т.д.

Тезис четвертый: "Киберспорт бесперспективен".

Еще один больной вопрос. Как правило, аргументация сторонников этого тезиса обычно сводится к следующему – деньги в киберспорте по сравнению с другими видами спорта крутятся смешные, фанатской базы нет, спонсоров это не интересует, зрелищности никакой, посему популярным этот вид спорта никогда не будет и вообще «никто и никогда не выставит "киберспортсмену" оценки в зачетке, будь он хоть трижды чемпион мира». Вывод – заниматься киберспортом могут только дауны в розовых очках.

Здесь я, конечно, не большой специалист, но для опровержения некоторых пассажей не обязательно быть специалистом, достаточно минимальных знаний и простой логики.

Во-первых, большие деньги крутятся далеко не во всех видах спорта, а только в тех, которые давно и прочно прописались в так называемом профессиональном, коммерческом спорте. Сами зарабатывают на жизнь очень немногие виды спорта - бейсбол, баскетбол, американский футбол, хоккей, футбол, гольф, теннис, бокс, автогонки, велогонки, шахматы, конные скачки, горнолыжный спорт.

Все.

Все остальные виды спорта, выражаясь современным языком, дотационные. Как правило, они поддерживаются государством, даже такие популярные виды как фигурное катание или легкая атлетика. Вы слышали хоть об одном коммерческом турнире по фигурному катанию? И я не слышал.

Почему их поддерживает государство? Вопрос престижа – «олимпийский вид спорта», «широкая популярность» и т.п.
Достаточно ли популярен киберспорт, что бы заинтересовать государство? Вы не хуже меня знаете, что это одно из самых массовых увлечений молодежи, которое по популярности даст фору многим видам спорта с многовековой историей. Сколько в любом провинциальном городе компьютерных клубов? А хоккейных секций? Выводы делайте сами.

Основная проблема киберспорта – он просто до неприличия молод. Первый серьезный чемпионат состоялся пять лет назад - Red Annihilation Tournament, 1997г. У нас в стране киберспорт появился всего пару-тройку лет назад – компьютерные клубы начали активно появляться в 1999 г., первая команда, которую можно назвать спортивной, а не «дворовой» - «4Z», 2000 год. Официальное признание – в прошлом году. Вы меня простите, но что три, что пять лет  – это даже не детство. Это младенчество.

Уникальность киберспорта именно в том, что он развивается неслыханно быстро. И именно эта быстрота развития и послужила причиной нытья по поводу «киберспорта не существует». На самом деле произошла очень простая вещь – темпы развития стали падать. Если раньше призовой фонд, количество турниров и т.п. увеличивались, условно говоря, в два раза за полгода, то теперь дело пошло медленнее. Поэтому и началось ворчание, которое всегда начинается, когда очень хорошее сменяется просто хорошим.

Почему произошло снижение темпов развития? На мой взгляд, и быстрота развития и его замедление вызваны одной и той же причиной – уникальностью аудитории этого спорта. Людей, увлекающихся киберспортом, оказалось очень много – и он стал развиваться быстро. Но публика эта оказалось весьма специфичной – и развитие притормозилось.
Молод не только сам спорт, молода и его аудитория. Не открою большого секрета, если скажу, что большинство людей, увлекающихся киберспортом – это тинейджеры. Им от 12 до 20 лет. Денег у них немного по определению. А следующая ступень развития киберспорта потребовало принципиально иных доходов. Спонсоры вкладывают столько денег, сколько аудитория в состоянии «отбить». Сейчас это не очень много. Но будет ли так всегда?

К счастью (или к сожалению), молодость – это недостаток, который быстро проходит. Потребители просто не успели вырасти, киберспорт их обогнал. Тем, кому к выходу первой «Кваки» (1996 г.) было 18, сейчас 24 года. Через несколько лет это будут вполне кредитоспособные люди. А это поколение уже резалось в «Квейк» и «Старкрафт» сутками. Поэтому интерес к подобным играм у них вряд ли исчезнет – в отличии от более старшего поколения эти игры не были для них мимолетным развлечением, они на них выросли.

Это к вопросу о спонсорах, деньгах и продаже футболок любимой команды. Теперь о зрелищности. Аргумент, казалось бы вполне серьезный. Действительно неподготовленному зрителю сложно разобраться в тонкостях дуэли в Quake-3. Но, во-первых, впервые попавшему на футбольный матч тоже не сразу, что такое «положение вне игры», болельщика всегда надо воспитывать. А во-вторых - почему все так упорно считают, что придется объяснять тонкости игры пенсионеру Василь Семенычу, который компа в глаза не видел? Почему пенсионер, а не 30-летний менеджер, у которого и денег побольше и который, пусть любопытства ради, но играл в эту игру? Он тоже ничего не поймет?

«Пусть так - скажете вы – Но почему тогда сегодня трибуны пустые? Кто мешает этим 25-летним прийти сегодня, и за бесплатно все посмотреть?»

На мой взгляд, дело не в том, что игры не зрелищны. Вспомните финалы в Лужниках, когда к экранам прилипли все, включая «фонарных» зрителей вроде охранников. Дело в том, что сегодняшние турниры – внутреннего пользования. О них просто никто не знает, кроме геймеров. Рекламы ведь, по сути, не было никакой.

Но невнимание СМИ объясняется тем же самым – слабой покупательской способностью потенциальной аудитории. Вложенные в рекламу деньги просто не отобьются. Но будьте уверены – как только кредитоспособность потенциальных болельщиков позволит хотя бы окупить вложения – нам начнут втуливать киберспорт по всем каналам, как сейчас теннис. Ребята, которые этим занимаются, запах купюр чуют лучше овчарки и зарабатывать деньги их уговаривать не придется.

главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг

тест на Internet-зависисмость

Начало документа

 

Интернет разрушает семьи

Medafarm.ru

Психологи, социологи и прочие любители покопаться в человеческих душах и специфике социальных связей не перестают спорить на тему того, как оценивать влияние Интернета на человека и социум. Одни не прекращают твердить об опасности Сети, о том, что чрезмерная киберзависимость делает людей неспособными нормально общаться в реальной жизни и так далее. Другие уверяют, что не так страшен Интернет, как его пытаются изобразить, и что он помогает многим людям избавиться от комплексов и завести новые знакомства (которые вполне могут перейти из виртуального пространства в реальное), а также поделиться своими проблемами.

Недавно очередное исследование, посвященное виртуальной активности людей, выпустили французские ученые Луак Рош и Яник Шатлен. Их книга носит название "В постели с "паутиной": Интернет – рай для измен". Оба автора уже давно занимаются проблемой того, как новейшие технологии, в том числе компьютерные, влияют на общество и взаимоотношения людей. И они утверждают, что именно Всемирная сеть становится причиной разлада в личной жизни у тех, кто слишком увлекается виртуальными отношениями.

Авторы книги пишут, что соблазн уйти от реальной жизни в сетевое общение становится слишком велик. Люди, в равной степени и мужчины, и женщины, видят в нем панацею от проблем в реальной жизни и потому охотно идут на новые знакомства. Стремление же перенести Интернет-отношения в реальность часто приводит к слому ранее существовавших партнерских связей. Согласно статистике, только 15-20% людей, встретившихся в кибер-пространстве, решаются познакомиться в нормальной жизни. Причем, как правило, отношения, завязанные в Сети и перенесенные затем на реальную почву, редко оказываются долгосрочными.

Луак Рош говорит о том, что действие Интернета на людей сродни действию афродизиаков. Он снимает условные запреты и позволяет забыть о комплексах. В такой ситуации человеку становится значительно проще начать общение. Психолог отмечает, что человеку намного легче общаться за глаза с собеседником, которого он никогда не видел, чем просто подойти и познакомиться на улице.

Однако предупреждения психологов уже ничего в этом мире не изменят. Число людей, регулярно посещающих сайты знакомств, продолжает неуклонно расти. Кто-то приходит сюда в надежде устроить свою личную жизнь, кто-то ищет партнера на один вечер, а кому-то просто скучно сидеть дома, и он не ждет от знакомства ничего, кроме ни к чему не обязывающей онлайн-болтовни.

Марина Сипягина

в начало документа

Случай из жизни

Один китайский подросток просидел в Интернете практически непрерывно трое суток, после чего родители посадили его под домашний арест. Тогда он попытался сбежать в интернет-кафе, спрыгнул с четвертого этажа и разбился насмерть.

Чем глубже проникает в структуру общества глобальная компьютерная сеть, тем больше новых проблем и вопросов она порождает. Так было со всеми техническими новинками, особенно телекоммуникационными - телеграфом, телефоном, радио и телевидением. Возникают и новые страхи - такова уж общественная психология. Сегодня одним из основных "социальных" страхов, связанных с Сетью, является так называемая интернет-зависимость. Самое интересное, что психологи еще даже не определились окончательно, что же это такое и существует ли оная зависимость вообще. Попробуем разобраться сами, приведем аргументы "за" и "против".

От куда она появилась?

Не так давно ученые подсчитали, что современный городской житель на протяжении недели получает и обрабатывает в своем мозгу столько же информации, сколько обычный житель XVI века - за всю свою жизнь. Сделали это довольно просто - средневековый житель, как выяснилось, получал за свою жизнь столько же информации, сколько содержится в одном воскресном выпуске газеты "Нью-Йорк Таймс" (довольно-таки пухлая, к слову, газетка). Но, как выяснилось, многим и этого недостаточно. Ну а Интернет, несомненно, является сегодня самым колоссальным источником информации, который когда-либо знало человечество. И не только информации, но и возможностей общения. Второе-то и становится своеобразной ловушкой - по мнению некоторых психологов, интернет-зависимых людей можно условно разделить на две основные группы: тех, кто использует Сеть для общения ради самого факта общения (91%), и тех, кто черпает из него информацию (все новую и новую, но далеко не всегда нужную) - 9%. Ко второй группе относятся почти исключительно мужчины, в первой же преобладают женщины. В принципе, это и не удивительно - достаточно сопоставить среднюю продолжительность телефонного разговора между двумя мужчинами и между двумя женщинами. :-) Однако Интернет имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными формами человеческого общения. Первая и важнейшая - анонимность (мнимая, на самом-то деле) общения. И люди, которые испытывают в повседневной жизни то, что психологи называют коммуникативными затруднениями, находят в сетевом общении своего рода отдушину - и быстро попадают в зависимость от этого вида общения. Ну а о том, насколько закомплексованы в общении наши современники, можно судить по обилию различных платных психологических курсов и служб знакомств. Само понятие интернет-зависимости впервые было введено психологом Айваном Голдбергом и описывало патологическую, непреодолимую тягу к веб-серфингу. Многие симптомы в описании "по Голдбергу" совпадают с описаниями алкоголизма. Так, веб-зависимому пользователю для достижения душевного комфорта требуется проводить в Сети все больше и больше времени; будучи оторванным от Интернета, такой человек испытывает депрессию и острый внутренний дискомфорт - "психологическую ломку". Знакомо, не правда ли? Еще один немаловажный момент - сетевая зависимость, вызванная сетевыми же взаимоотношениями полов. Не секрет, что в Интернете кипят подчас настоящие шекспировские страсти. В результате Сеть становится источником глубоких личностных переживаний. Люди в Интернете влюбляются, ссорятся, изменяют и переживают - и все это вполне искренне. Лично автору этой статьи известно не менее трех супружеских пар, познакомившихся в свое время в онлайне. Что уж говорить про обычные, набившие уже всем оскомину, "сетевые романы". А ведь из-за них люди порой сутками не отходят от мониторов и клавиатур: замкнутый круг, словом.

В целом же, американские психологи оценивают общее число интернет-зависимых в объеме от 1 до 5% пользователей Сети. При этом замечена вполне определенная закономерность: компьютерщики и специалисты по сетевым технологиям "заболевают" гораздо реже, чем гуманитарии и люди без высшего образования. Иммунитет, наверное:

Впрочем, американских (и не только) психологов, громко рассуждающих об интернет-зависимости, тоже можно понять. Если есть болезнь, то от нее можно лечить, а значит - получать немалые деньги. Но не меньше психологов уверены, что на самом деле никакой интернет-зависимости не существует. Интернет в данном случае - лишь подвернувшийся под руку "инструмент" ухода от реальности. Если бы его не было, тот же самый человек нашел бы себе что-либо иное. А то, что называют "интернет-зависимость", - явление того же рода, что и прочие виды зависимостей, включая никотиновую, алкогольную, наркотическую или же любую "нехимическую" зависимость - вроде пристрастия к азартным играм. Человеку хорошо в Сети, причем хорошо настолько, что он не хочет покидать Интернета. Кто-то другой по той же причине не может бросить пить, а кто-то - оторваться от просмотра телесериалов.

Действительно, посмотрите, насколько схожи симптомы интернет-зависимости, описываемые психологами, и элементарной разлуки с любимой девушкой! Те же апатия, душевный дискомфорт, радость и эйфория при встрече и т.д. Так что давайте не перегибать палку. Тем более, что многие наблюдатели вполне справедливо отмечают: людей с явно выраженной интернет-зависимостью стоило бы обследовать еще до постановки этого диагноза - скорее всего, определенные отклонения в поведении у них были и прежде. Как сказал один врач-психиатр с многолетним стажем, "не бывает здоровых людей, бывают необследованные".

Плотно занимающиеся проблемой интернет-зависимости психологи выделяют две группы симптомов этого нервного расстройства. Вот они.

Начало документа

главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг

 

Несмотря на то, что моё мнение может коренным образом отличаться от мнений авторов приведённых  публикаций, я решил разместить их с целью демонстрации разногласия взглядов на одну и туже проблему разных людей. Нет сомнения в том, что эти материалы написаны людьми этой проблемой захваченными и рассчитаны на тех, кого это волнует.

 

Hosted by uCoz