главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг

 

Психологические аспекты лохотрона

Дмитрий Устинов

Карточные мошенники

При словах «карточный шулер» обычно возникает образ завсегдатаев игорных домов. Все они имеют бледный нездоровый вид, собираются поздним вечером в затемненных прокуренных комнатах, за зеленым сукном, и играют в малопонятные английские игры с какими-то ставками и жетонами. Поэтому может показаться, что шулерство - весьма экзотический и даже очень старинный вид отъема денег, совершенно нераспространенный в современном мире. Однако личный опыт автора этих строк и рассказы очевидцев доказывают, что этот способ изъятия ценностей остался не только в кинофильмах в стиле ретро, но еще практикуется нашими современниками.

История эта произошла в поезде, в вагоне которого я перемещался в края с более подходящим для жизни климатом.

ГЕНЕРАЦИЯ ДОВЕРИЯ. Со мной в купе еще ехали два моих товарища. Путь долгий, после обычных дорожных развлечений – разговоров, чая, журналов - от нечего делать мы стали перекидываться картишками – просто так, на интерес. Было жарковато, купе открыто – и к нам из коридора обратился гражданин в зрелом возрасте в потрепанном тренировочном костюмчике - можно ли с нами скоротать дорожный вечерок за картами. Мы согласились, пригласили в купе – это же наш брат, пассажир, так же скучает и так же переносит дорожные неудобства. Тем более как раз не хватало партнера для игры вчетвером. Только единственное, что он попросил – не закрывать дверь в купе, потому что здесь у него по коридору бегает дочка.

·        Как вы думаете, почему я упомянул про костюмчик и про дочку? Потому что это «жжж…» неспроста. Это часть тщательно продуманного жуликами плана, и являются манипулятивными элементами, направленными на то, чтобы втереться в доверие к пассажирам. Во-первых, многие в дальней дороге переодеваются для удобства в тренировочные костюмы. Поэтому мы сразу приняли его «за своего». А дочка… Для большего доверия тоже, но не только. Следите за развитием сюжета…

СИМволические деньги. Поначалу мы сыграли несколько партий в «дурака». Потом в «буру». Потом в «буркозла». (Это игры такие). Когда эти игры порядком надоели, наш новый спутник предложил сыграть в новую для нас игру: «сику». Игра эта практикуется в блатном мире, и главный смысл ее - в умелом блефе со своими картами. При этом без ставок играть в нее невозможно и наш «учитель» предложил сделать символические ставки – по 1 рублю «в банк». Здесь был первый тревожный звонок. Засомневались мы что-то играть на деньги. А потом махнули рукой - деньги небольшие, ладно. На руки раздается всего две карты, с ними ты и блефуешь, делая вид, что они выигрышные. По ходу освоения этой игры выяснилось, что при каждом новом коне, которых за игру проходит порядочно, необходимо докладывать ставку большую, чем сделал предыдущий партнер. Или ты выходишь из игры, бросаешь карты, но тогда твои предыдущие ставки сгорают. А точнее - остаются в призовом фонде (банке). Однако все равно пока на кону собирались «копейки», точнее рубли: три, пять, десять, тридцать. По ходу игры отваливались все игроки, кроме самого удачливого - лучшая карта подвалила нашему товарищу Игорю – он и выиграл банк.

Пошутили. Посмеялись. Решили продолжать – нехорошо так заканчивать без реванша. Конечно, деньги вернем потом – думали мы. Дальше хорошая карта подвалила мне. Я смело продолжал игру, добавлял ставки. Все игроки по ходу перестали блефовать и отвалились – выигрыш достался мне (а накопилось незаметно уже около 100 рублей или 5 долларов). И тут второй раз меня посетило смешанное чувство: выиграть приятно, но выигрывать у своих товарищей как-то неловко.

·        А теперь вопрос. Случайно ли повезло Игорю и потом мне? Правильно - неслучайно. А для того чтобы расшевелить, пробудить азарт, усыпить осторожность. А почему же нам везло, если карта раздается вслепую? А потому что важно не как раздается карта, а кто ее раздает. Ну, а кто был на раздаче – вы уже догадались…

ПОдключение сообщника. Пока мы играли эти партии – мимо нашего купе проходил молодой улыбчивый простодушного вида парень и с провинциальным акцентом поинтересовался – где тут вагон ресторан? Ответили. Потом он вернулся и также улыбчиво сообщил, что вагон – ресторан, к сожалению, закрыт, и что сам он «из Рязани» и попросился поиграть с нами. Ну, ладно, пустили, объяснили правила.

·        Вы уже догадались, что такой образ сообщника выбран неспроста? Над таким провинциалом и улыбнуться можно, и никакого опасения он не вызывает – «деревня», одним словом.

НАКОПЛЕНИЕ БАНКА. Следующая игра пошла уже всерьез. Все так упорно не хотели сдаваться по ходу игры и так упорно докладывали ставки, что банк стал расти уже весьма ощутимо с каждым кругом. Почему же не хотели сдаваться? Да потому что в результате умелой раздачи нашего первого спутника (и основного жулика) мой товарищ Игорь получил практически беспроигрышные карты с тузами. Я получил неплохие, но похуже – поэтому, когда ставка сильно возросла, благоразумие взяло верх перед азартом и я вышел из игры, оставив на кону около 30 дол. Потом вышел из игры наш первый попутчик («с дочкой»), сокрушенно оставив на кону свои 200 дол., и золотое кольцо в придачу. В итоге борьба велась только между Игорем и молодым провинциалом из Рязани. Игорь постепенно выкладывал все наличные деньги из карманов, потом из кошелька, потом из «загашника», потом занял у нашего третьего друга Сергея – в итоге он выложил на кон около 900 дол. в пересчете на валюту. И делал это уверенно – потому что карта на руках была почти беспроигрышная.

·        Почему «почти» беспроигрышная? Потому что была очень маленькая вероятность, что из двух карт на руках у оппонента будет «джокер» (шестерка пик), который бьет тузы, но… Посчитайте такую вероятность. К тому же это правило про джокер было мудро упомянуто «учителем» настолько между делом, «вскользь» - что никто на него не обратил внимание.

Рязанский молодой человек тоже не хотел сдаваться. Этот милый юноша, наивно улыбаясь и иронизируя над своей простодушной провинциальностью, все доставал и доставал деньги. Причем каждый раз казалось, что это последние его деньги – и больше у него нет. Доставал же он эти деньги тоже по провинциальному смешно – из какой-то потайной мошны то ли в штанах, то в трусах - на самом интимном месте, ужасно смущаясь при этом, краснея и виновато улыбаясь. Поэтому мы, чтобы окончательно не смущать парня, вежливо отворачивались в окно поезда.

·        Зачем нужен этот элемент шоу? Кто догадался – умница. Мы догадались значительно позже. В момент искреннего смущения молодого провинциала главным жуликом и был незаметно для нас передан тот самый джокер, шестерка пик, припасенная им заранее. А лишнюю карту провинциалу спрятать уже не составляло никакого труда.

Изъятие банка. В момент, когда сумма на кону и напряжение игры достигли своего пика – карты раскрылись. Игорь открыл свои тузы, а молодой рязанский провинциал резко вскочил и решительно бросил на стол свои карты с джокером, бьющим его козыри. С возгласом «Я выиграл!», он схватил весь денежный банк в охапку и вылетел из открытого купе.

·        Быстрота и резкость нужны для того, чтобы выиграть несколько секунд, пока остальные игроки придут в себя от такой прыти.

ОТХОД под прикрытием. Одним из прикрытий служил главный жулик в тренировочном костюме (с «дочкой»). Он растерянно поднялся, как один из сильно проигравшихся, и перекрыл проход из купе, как бы размышляя, что делать и куда бежать – предлагая и нам немного порассуждать на эту тему. Но что надо бежать очень быстро – мы уже сообразили. Бросились по коридору в сторону предполагаемого движения провинциала – но наткнулись в проходе у двери на какого-то сурового молодого человека, который закрыл перед нами тамбур со словами:

- Сюда нельзя – спецвагон! Проход запрещен!

И действительно, наш спутник «с дочкой» упоминал между делом, что в нашем поезде везут еще в соседнем вагоне то ли солдатиков, то ли осужденных – это был еще один удачный подготовительный для отхода ход (простите за каламбур). Бросились в другую сторону – и через пять минут поняли, что двигаемся не туда. Когда вернулись к первой двери «спецвагона» – открыть ее не можем (и даже проводник не помог) – замочная скважина и дверь намертво заклинены вставленной туда мелкой металлической монеткой. Тем временем наш спутник в тренировочном костюме куда-то пропал, мы поняли, что именно за эту дверь тамбура – и полная картина произошедшего прояснилась. А именно.

Жуликов было трое. Главный в трениках – отвечающий за организацию шоу. Провинциал из Рязани – отвечающий за изъятие. И суровый молодой человек в дверях вагона – основной отвечающий за отход и прикрытие группы.

·        Восхищает схема операции и мастерство мошенников. Обаятельные образы жуликов, тонкое втирание в доверие, умелые манипулятивные ходы, использование азарта и эмоций игроков для отключения благоразумия, грамотная схема отхода – все хорошо продумано, отрепетировано и, очевидно, неоднократно реализовано. Даже фраза «дочка тут бегает» - тоже неспроста и имеет свой смысл. Во-первых, чтобы усыпить бдительность клиентов – всего лишь безобидный пассажир с маленьким ребенком. Во-вторых, оставить купе открытым для ненавязчивого вступления в игру сообщника «из Рязани».

Собственно, поучительная часть истории на этом заканчивается. Дальше была:

Развязка. Окончание этой истории происходило в лучших традициях кинобоевиков. Представьте картину. Абсолютно темная ночь. Поезд на полном ходу. Заклинившая дверь в тамбуре. Полуживой от страха проводник, от которого разозленные пассажиры требуют ее вскрыть. И все деньги, взятые на отдых, оставшиеся в руках жуликов, которые едут где-то по ту сторону этой двери. Правда, лично я-то почти ничего не потерял, но желание помочь товарищам двигало на подвиги и даже на безрассудство.

Хотели сначала перелезть по крыше вагона. Потом хотели тормозить стоп-краном. Потом представили себя на месте жуликов и поняли, что прыгать на полном ходу они не будут – а дождутся ближайшей станции, минут через 10. Так и произошло. При подходе к станции в самом хвосте поезда мы сумели разглядеть в темноте соскочившие с подножки фигуры подельников и вдвоем, оставив третьего с вещами, спрыгнули за ними. На бегу увидели двух лениво покуривающих в сторонке милиционеров, которые от изумления перед такой картиной даже перестали курить. На наши дикие призывные вопли о том, что мы ловим жуликов один из ментов бросил-таки бычок и двинул вместе с нами. Второй затрусил в сторону отделения милиции, наверное, докладывать обстановку.

Дальше – бурный спринт вдоль состава за сливающимися с темнотой вдали силуэтами мошенников. В азарте погони мы с Игорем на ходу вступили в диалог со служителем порядка:

- Пушка-то есть…? – была бы она у нас, мы бы давно уже открыли огонь.

- Есть-есть…, - ответил он на бегу, расстегивая кобуру.

- Ну, доставай! – торопили мы.

- Да рано еще…, - рассуждал милиционер.

- Как рано – уйдут! – возмутились мы с Игорем.

- Не должны…, - самоуверенно отвечал тот.

- Стреляй же…! – мы увидели, что силуэты жуликов скрываются в темноте кустов.

Грохнул предупредительный выстрел в воздух. Мы аж осели слегка. Подбежали к этим кустам и увидели глухой забор – тупик. Очевидно, что жулики где-то здесь – за кустами в темноте. Разъренные погоней мы с Игорем бросились туда – и действительно – жулики затаились в колючках. Это была их единственная ошибка во всей операции – мошенники забежали в тупик, что их и подвело. Вдвоем с Игорем мы выволокли трех подельников из кустов – мы были в ярости и готовы на любой ход событий и любую схватку. Милиционер же спокойно наблюдал эту картину, убирая «Макарова».

Жулье злобно сверкало глазами, но подчинилось – оказать сопротивление представителю власти и подвести себя под другую статью УК они не решились. Дальше было привокзальное отделение милиции, вялое отбрехивание шулеров, долгое ночное составление протоколов и объяснительных, вытряхивание денег из жуликов и прочее. Естественно, поезд и наши вещи давно укатили к морю. Под утро сотрудники отделения, пожурив нас за неосмотрительность, помогли нам сесть на следующий поезд и уже скоро мы на конечной станции отыскали третьего нашего товарища, безутешно скорбящего над нашими вещами. Понятно, что он тоже провел не самую приятную ночь в своей жизни.

Противоядие. Что играть на деньги в азартные игры нехорошо – мы знаем с детства. Но главное – не играйте на деньги со случайными, незнакомыми людьми: в поезде, на пляже, в санатории, в гостинице. Даже на символические. Возьмите это себе за правило и не отступайте от него. Кроме того, как объяснили нам милиционеры, вступление в несанкционированную игру на деньги тоже является правонарушением, за которое – а не только за жульничество при игре - могут привлечь к административной ответственности.

Начало документа

Лохотрон «Нажми кнопку»

В свое время был очень распространен на рынках, рядом с торговыми центрами, павильонами ВДНХ и других местах скопления людей с некоторым количеством денег на покупки. Сейчас, похоже, этот способ переехал в провинцию и курортные города. Типичный сценарий этого вида лохотрона следующий:

Просьба о помощи. Да, обычная вежливая просьба от приличного вида мужчины или женщины. Так просто и незатейливо:

- Молодой человек, простите, нам надо, чтобы независимый человек кнопку нажал, а то игроки разойтись не могут…

Неожиданный выигрыш. Вы подходите (ну, почему бы не помочь) к какому-то агрегату, похожему на компьютер и жмете на клавишу, которую вам показывает девушка за этим столиком. Собираетесь уходить, но не тут-то было. Девушка за этим комбайном вдруг радостно вскрикивает:

- Ой! Смотрите, как Вам повезло! Похоже, Вы выиграли!

Вы недоверчиво (не дурак же) присматриваетесь к экрану, пытаясь разобраться, но ничего, конечно, не понимая в мигающих на нем цифрах, а девушка продолжает вас грузить:

- Да, конечно, выиграли, это точно. Вот посмотрите на это число… Оно совпало вот с этим… Так иногда бывает. Вам очень повезло. Поздравляем вас от имени нашей фирмы. Теперь Вы можете получить выигрыш, вы согласны? Это видеокамера ПАНАСОНИК и три кассеты в придачу к ней. Только Вам придется подъехать на ВДНХ за выигрышем, павильон восемнадцать, недалеко от главного входа… Я дам вам квитанцию, по которой Вы получите свой выигрыш…

Завлечение. Вы продолжаете тупо внимать ее монологу, слегка обалдевая от привалившего счастья.

- Крайне убеждающе действуют детали в этом сценарии: число на экране, ВДНХ, три кассеты, восемнадцатый павильон налево от входа, квитанция и т.д. И это все тоже продумано.

Девушка продолжает убедительно прогонять свой текст:

- Еще маленькая формальность. Вот здесь поставьте подпись. И еще десять рублей сдайте мне. Эти деньги пойдут мне на зарплату - за то, что я здесь стою…

Ее бойкая речь парализует вашу волю, и вы ставите подпись и достаете десять рублей – за такой выигрыш не жалко.

- Это два маленьких, но эффективных манипулятивных приема. Когда вы отдали десять рублей, вам уже будет жалко просто так уйти. Хоть небольшие деньги, а свои… . Когда же вы ставите подпись на квитанции, создается полное ощущение, что все документально и без обмана…

Вот вы уже начинаете всерьез верить в свою счастливую звезду – а может правда - видеокамера…? Чем черт не шутит? Однако так черт не шутит. Он предпочитает шутить по-другому…

Появление соперника. Неожиданно рядом со столиком возникает какой-то потрепанный гражданин в стареньком пальтишке, затертой ушанке и с авоськой в руке и девушка вдруг делает озабоченное лицо:

- Только вот что я Вам забыла сказать. Выигрыш у вас на двоих с этим мужчиной, вам надо его разыграть. По правилам нашей беспроигрышной лотереи правом на приз обладает тот, кто перебивает ставку другого игрока. Но вы можете отказаться от приза в пользу этого мужчины.

Изъятие денег. Как это - отказываться от того, что уже в кармане? Да и какие могут быть деньги у этого бомжа? Еле на пиво у него наскребется – и то, вряд ли. Как бы в подтверждение этих мыслей потрепанный жизнью гражданин начинает растерянно рыться в карманах и собирать там какую-то мелочь…

- И такому – мою видеокамеру! – мысленно возмущаетесь вы, - Не бывать этому!

Вы гордо достаете сто рублей и вручаете жрице игры. Слегка покопавшись, откуда-то из-за старой подкладки потрепанный гражданин извлекает, наконец, очевидно громадную для него сумму в двести рублей - и вот он уже фаворит в этой игре. Ну, нет! – говорите вы себе и докладываете еще сто пятьдесят.

- Надо бы выйти из этой игры – смутно догадываетесь вы – да вложенных денег-то жалко. Ну, поиграем еще немного…

А потом еще немного…. А потом еще…. И каждый раз, гражданин с авоськой растерянно вытаскивает из своего тряпья требуемые суммы с таким видом, как будто это самые-самые последние его деньги. Вокруг столика внезапно собираются несколько зрителей и болельщиков. И это тоже подставные участники лохотрона. Они подбадривают, подначивают, дают советы, создают шум, мешающий вам подумать и опомниться. Вот кто-то из них, видя ваши сомнения и затруднения, предлагает вам свою финансовую помощь в обмен на долю выигрыша.

- Зачем, спрашивается, предлагать помощь? А затем, чтобы повысить вашу ответственность в этой игре – чтобы вы не свалили, пока не выложите всю имеющуюся в наличии сумму. Ведь вы уже вдвоем играете! И теперь отвертеться от очередного вклада уже сложнее. Теперь ваш вкладчик и «партнер» будет уже вполне полноправно на вас давить, требуя, чтобы вы отыгрывались еще и за его деньги.

Чем дальше заходит игра, тем обиднее вам оставлять вложенные деньги. В результате вы выкладываете все, что есть в карманах – и как только это случиться, весь этот театр исчезнет. Исчезнет мгновенно и неожиданно, как разношерстная и безумная свита Воланда из романа Булгакова. Исчезнет вместе с потрепанным мужчиной с авоськой и девушкой за столиком, шумными болельщиками и вашим «благодетелем» - помощником. И даже от столика со старым компьютером останутся только вмятины на грунте.

- Растащить в разные стороны и покидать в автомобили (или спрятать в соседних палатках) свой театральный реквизит нескольким лохотронщикам дело пяти с половиной секунд.

И, самое неприятное, вместе с лохотронщиками, исчезнут ваши деньги, которыми вы пытались добыть себе халявную видеокамеру. Я знаю случаи, когда люди оставляли тысячу долларов наличными – не всякая камера столько стоит, но жадность берет верх над благоразумием. Вернуть уже ничего не получится, даже если вы этих жуликов здесь потом найдете. Вас не помнят, ничего про ваши деньги не знают, и видеокамеру вы себе нафантазировали. Местная милиция уже давно на проценте.

Противоядие. Два достаточно универсальных пункта:

1. Не верить в чудесную халяву, принесенную не ангелами с неба, а гражданами из плоти и крови, которые не меньше вашего хотят денег.

2. В любой игре, как только появляется намек на необходимость вложения средств, хотя бы и жалких десяти рублей – это сигнал! И никогда никаких денег в такие игры не вкладывайте. Вложили хотя бы мелочь – вы уже на крючке.

Лохотрон «вытащи карточку»

По сценарию это вариант практически аналогичный предыдущему «компьютерному» виду лохотрона. Разница только в реквизите, используемом мошенниками - здесь вместо электроники применяется обычное вытаскивание карточек с числами со стола и сравнение их с таблицей типа «лото». Таблица из цифр: большая, цветная, красивая и непонятная. Думается, ее рисуют фломастерами совершенно «от балды». Вся остальная технология разводки клиента на деньги такая же, как с компьютером, а именно:

Просьба. Вытащить карточку со столика на улице, потому что нужна «другая рука».

Неожиданный выигрыш. Оказывается, вы вдруг вытащили очень удачную карточку и теперь вам предстоят хлопоты по доставке видеокамеры к себе домой.

Завлечение. Завораживающий монолог, десять рублей на зарплату девушке-лохотронщице, маленькие хитрости для убеждения в реальности выигрыша.

Появление соперника. Это произойдет, когда вы уже созрели и готовы бороться за свою технику. Тем более этого замухрышку победить для вас – плевое дело.

Изъятие денег. Под видом состязания-аукциона с невзрачным мужичком по той же накатанной схеме - с участием благодетелей и помощников.

И финал представления. С моментальным исчезновением актеров и реквизита.

С этой схемой и «противоядием» мы уже разобрались в описании лохотрона «Нажми кнопку», поэтому останавливаться на этом не будем.


главная

алкоголь

наркотики

гэмблинг


 

 

 

 

Hosted by uCoz