Во многих случаях для поддержки политики и деятельности по контролю над табаком уже имеется большое количество информации из различных источников. Например, возможно реализовать политические меры, опираясь на международные данные, пока не будут получены существенные местные данные. Автомобиль, который оказался неисправным в 20 странах, не стоит тщательно проверять в двадцать первой стране прежде, чем предпринять что-либо. Опираясь на этот пример, можно сказать, что в наличии уже имеется достаточное количество информации, чтобы проводить такие политические изменения, как обеспечение лучшей защиты от табачного дыма. В других случаях, тем не менее, полезно иметь конкретно национальную или местную информацию для дальнейшего усиления доводов в поддержку политики контроля над табаком. Например, проведение национального или местного опроса по распространенности курения (как описано в Главе 8) или оценка воздействия нынешней картины курения на здоровье в будущем (как описано в Главе 9) предоставило бы ценную дополнительную информацию.
Во многих странах уже имеется информация о ситуации по табаку в их стране, которую можно использовать для политических исследований, развития и обсуждения политики в интересах усиления действий по контролю над табаком. Например, в стране в Министерстве финансов могут быть достаточно легко доступные данные о налогах в течение десятилетий, которые могут быть использованы для поддержки повышения налогов на табачные изделия. Там, где существует информация по таким показателям, как данные об уровне и распространенности потребления табака, обусловленной курением смертности и заболеваемости, о знаниях, отношении и мнениях по вопросам табака и здоровья, данные о том, какие группы или институты, скорее всего, поддержат или, наоборот, выступят против политики по контролю над табаком, эту информацию необходимо структурировать. Также стоит зафиксировать дополнительную информацию о социальных, экономических и политических факторах, касающихся вопросов контроля над табаком.
Хотя некоторая информация имеется в наличии у табачных компаний, их отчеты необходимо критически проанализировать перед тем, как принимать содержащуюся в них информацию. Всесторонняя, основанная на фактах и надежная информация будет полезна в борьбе с доводами (например, выдвинутыми табачной промышленностью), против контроля над табаком. Эта информация также пригодится при проведении возникающих публичных дебатов. Тщательно организованная система документации, доступ к ней и обращение к нужному документу являются важным инструментом для отслеживания информации. Информация станет еще полезней, если делиться ней с другими.
Существует много таких примеров систем документации по вопросам табака и здоровья, от достаточно простого набора документации по данным вопросам, собранного отдельным человеком в небольшой неправительственной организации до подробной технической информации, которая собирается много лет. Всемирная организация здравоохранения собирает и хранит базу данных по вопросам здоровья со всего мира. Другой выдающийся пример подробного собрания информации представляет собой Центр технической информации в Бюро США по вопросам курения и здоровья. В Бюро содержится самая полная в мире библиографическая коллекция по вопросам курения и здоровья. Информацию из этой коллекции может получить бесплатно любой человек в мире, просто запросив ее. Хотя лишь немногим необходимо иметь столь обширную документацию по распространению табака, как в Бюро США по вопросам курения и здоровья, но каждая страна выиграет, имея в своем распоряжении легко доступное собрание основных национальных и международных документов по вопросам табака и здоровья.
Желательно иметь хотя бы минимальный набор данных и информации, помогающих определить группы населения, которые наиболее подвержены влиянию распространения табака, данные о наличии и значимости табачной промышленности в стране, ответные политические меры, которые уже принимались или находятся в процессе применения. Основываясь на опыте многих стран по контрольным мерам против табака, ВОЗ подготовила список показателей, которые необходимо контролировать всем странам, чтобы эффективно поддерживать процесс политики в интересах здоровья. Эти показатели могут быть систематизированы под шестью крупными подзаголовками:
Полный список рекомендованных показателей под каждым из этих подзаголовков представлен в Приложении 4.
Даже в случае, когда официальные статистические данные отсутствуют или они неполные, существует много других источников информации, на которые можно опираться. Например, много информации для общественного внимания предоставляется табачными компаниями в форме ежегодных или ежеквартальных отчетов или других регулярных публикаций. Информация из коммерческих опросов общественного мнения, публикаций в средствах массовой информации, а также публикаций промышленности могут также быть ценными источниками информации, наряду с сообщениями новостей (включая деловые новости) и табачными торговыми журналами. Общественные компьютерные сети, такие как Интернет и компьютерные сети работающих в области контроля над табаком (такие как SCARCNET Института пропаганды в Вашингтоне, США и Globalink Международного союза против рака (UICC), Женева, Швейцария) могут также предложить ценную информацию и совет. Международные организации, такие как Бюро статистики ООН, Всемирная организация здравоохранения, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация сельского хозяйства и продовольствия, Организация Экономического Сотрудничества и Развития и Европейский Союз также могут предоставить важную информацию необходимую для международных сравнений.
Ниже представлено краткое описание того, где можно найти данные о социальных, экономических и политических факторах.
Многие правительства собирают и публикуют экономические статистические данные по состоянию табачной промышленности. Даже если эта информация не публикуется, она может быть в наличии в неопубликованной форме в соответствующих отделах правительства, сюда входит центральное статистическое бюро, министерства финансов, государственных доходов, сельского хозяйства, промышленности, по делам потребителей и связи.
Так как политика контроля над табаком обязательно будет влиять на табачную промышленность, важно иметь полное понимание структуры данной промышленности. Правительство собирает некоторые аспекты данной информации. Другие источники информации включают в себя саму табачную промышленность (ежегодные и ежеквартальные отчеты и т.д.), доклады по табачной промышленности специалистов фондовой биржи, отчеты агентств, занимающихся мониторингом коммерческого рынка (агентства, изучающие деятельность средств массовой информации и другие) и различные международные источники данных.
Также могут существовать некоторые некоммерческие организации, работающие в интересах продолжения и увеличения потребления табака. К этой категории могут принадлежать Ассоциации табачной промышленности, ассоциации табаководов, общества свободы курящих и различные организации, защищающие "свободу рекламы". Эти организации, однако, почти всегда имеют тесные контакты с табачной промышленностью, обычно включая какую-либо форму финансовой поддержки. Так как многие из этих организаций будут отдавать все силы тому, чтобы отсрочить или вообще сорвать любые действия общественного здравоохранения по контролю над табаком, особое внимание следует уделить получению как можно большего количества информации об этих организациях, чтобы быть хорошо подготовленным защищать политические предложения общественного здравоохранения в пользу контроля над табаком.
Если в стране выращивается табак, характер данной отрасли должен быть полностью документирован, а именно доход с оборота, количество фермеров, доля в общей продукции всего сельского хозяйства, доля экспорта выращенного табака в денежном выражении, количество табака, производимого для местного потребления и на экспорт и общая оценка исторических тенденций и будущих перспектив табачного сектора сельского хозяйства.
Анализ также должен включать в себя описание обработки, производства и торговли готовыми табачными изделиями. Здесь необходимо осветить такие вопросы, как структура табачной промышленности, роль транснациональных табачных компаний в производстве, импорте и экспорте табака. Анализ должен также включать в себя данные о количестве фабрик, количестве рабочих на производстве, об оптовой и розничной торговле, процентное количество работающих в табачном секторе, стоимость табачной продукции в оптовой и розничной торговле, а также стоимость и важность импорта и экспорта табака.
Важно оценить значимость табачной промышленности для национальной экономики. В развивающихся странах, где ресурсы внешнеторговых средств могут быть ограниченными или дефицитными, особенно важно документировать объем средств в иностранной валюте, идущих на приобретение табачного листа, оборудования для табачной промышленности и других товаров и услуг для табачной промышленности страны. Характер и величина поддержки, которую правительство оказывает табаководству и обработке табака наряду с поддержкой, которую табачная промышленность оказывает правительству, также должны быть документированы.
Часто экономический анализ значения табачной промышленности для национальной экономики проводится самой табачной промышленностью. В отчетах табачной промышленности часто сообщается количество занятых там людей или эквивалент работающих полный рабочий день. В подобных сообщениях количество людей, занятых в табачной промышленности, часто преувеличивается в несколько раз посредством использования одного или нескольких из следующих способов:
Если бы данные ресурсы не были потрачены на табачную отрасль, они могли бы быть задействованы в других сферах производства, которые также создавали бы рабочие места и давали бы доход в виде налоговых поступлений. Вполне справедливым будет вывод, что совокупный экономический результат будет приблизительно таким же с табаком и без него. Фактически же ряд исследователей показывает, что общий экономический эффект является позитивным, поскольку количество рабочих мест увеличивается по мере того, как сокращается потребление табака.
Также необходимо следить за затратами потребителей на табачные изделия. Это можно сделать различными способами: как часть от общих затрат потребителей, процент от валового национального продукта на душу населения, процент от валового национального продукта на одного курящего или количество минут необходимое в среднем для того, чтобы заработать сумму, равную цене 20 сигарет. Даже зная только обычную цену наиболее популярного в данной местности сорта сигарет и минимальную заработную плату, можно подсчитать количество минут необходимое, чтобы отработать стоимость пачки сигарет. Например, было подсчитано, что на Берегу Слоновой Кости получающий минимальную заработную плату курящий должен тратить два или два с половиной часа каждый рабочий день, только чтобы заработать свою ежедневную пачку сигарет. Либо цена сигарет может сравниваться с основными продуктами питания или привлекательными для потребителя товарами.
Таблица 1. Некоторые затраты по потреблению табака, Канада 1989 (млрд. канадских долларов)
Затраты | Возрастные группы | ||
35-64 | 65+ | В целом | |
Затраты здравоохранения | |||
Прямые медицинские затраты | 1.3 | 0.6 | 1.9 |
Преждевременная смертность | 4.1 | 2.7 | 6.8 |
Инвалидность | 0.6 | 0.1 | 0.7 |
Перинатальная смертность | 0.1 | ||
Пожары, вызвавшие имущественный ущерб, и лесные пожары | 0.1 | ||
Затраты на покупку табака в розницу | |||
Налоги на табак | 5.5 | ||
Прибыль производителей и торговли | 2.7 | ||
Общие затраты, связанные с табаком | 17.8 |
Источник: Tobacco or health: status in the Americas. Washington, DC, Pan American Health Organization, 1992 (Научные публикации №536). Приводится с разрешения издателя.
Экономические последствия потребления табака могут также представлять ценную информацию для планирования будущих компаний. Существует большое количество аналитических работ, которые предоставляют эту информацию в отношении развитых стран. Итоговая информация по экономическим затратам для одной страны, Канады, представлена в Таблице 1. Даже частичный анализ экономических затрат по табаку, который был проведен в Китае, может быть очень полезным для политических исследований.
Экономические затраты здравоохранения, относимые на счет курения, подсчитывались с использованием нескольких различных методологий. Rice et.al. использовал методологию атрибутивного риска, чтобы подсчитать прямые затраты (по обусловленной курением заболеваемости) и непрямые (потеря рабочего времени, преждевременная смерть и потеря услуг по ведению домашнего хозяйства). В США эта методология опирается на данные крупных национальных опросов об использовании медицинских услуг по опухолевым, сердечно-сосудистым и легочным заболеваниям. Эти уровни использования медицинских услуг бывшими и настоящими курильщиками по сравнению с теми, кто никогда не курил, совместно с данными о распространенности курения были использованы (аналогично подсчету относительного риска смерти курильщиков) для подсчета связанной с курением части (СКЧ) затрат. Эти затраты могут быть выделены из общих затрат на здравоохранение США в отдельную категорию, чтобы произвести национальную оценку прямых затрат, относимых на счет курения. СКЧ также была подсчитана относительно потерянных дней рабочего времени и домашнего труда, чтобы оценить связанные с курением непрямые затраты, вызываемые заболеваемостью. Затраты на каждый потерянный год жизни мужчины или женщины, преждевременно умерших из-за обусловленного курением заболевания в определенном возрасте, также были подсчитаны чтобы получить сумму непрямых затраты по смертности. В 1980-х годах эти общие потери составили 65 млрд. американских долларов, из которых 24 млрд. долларов составили прямые затраты на здравоохранение.
Варианты методологии, разработанной Rice et al. использовались, чтобы подсчитать затраты, вызванные потреблением табака и в других странах. Методология атрибутивного риска основывается на предположении, что курящие и никогда не курившие не отличаются друг от друга в плане других факторов риска: доступа к медицинским службам, состояния здоровья и обычного графика обращения к врачу. Конечно, необходимо разобраться с данными предположениями.
В 1994 году исследователи университета в Калифорнии произвели более тщательную оценку дополнительных (или излишних) связанных с курением затрат здравоохранения, опираясь на данные Национального опроса по затратам на охрану здоровья II (NMES). В результате этого опроса были собраны детальные истории пользования медицинскими услугами 35 000 человек за четыре отдельных периода времени в течение 1987-88 годов. Помимо этого, данные о затратах на эти услуги были получены непосредственно из медицинских учреждений, а данные об индивидуальных факторах риска были получены от участников посредством дополнительного опроса. Таким образом, степень использования медицинских услуг, демографические показатели, факторы риска и средние затраты могли быть проанализированы для каждого отдельного человека (Duan et al.; Miller et al.). Эта модель обеспечивает наиболее точную оценку и методологию подсчета вызываемых курением экономических затрат на сегодняшний день. По состоянию на 1993 год обусловленные курением экономические затраты США составили 50 млрд. долларов. Эти затраты отражают высокий уровень медицинской инфляции, но сюда не включены затраты, вызываемые смертностью и травмами, возникшим в результате обусловленных курением пожаров, затраты по перинатальным заболеваниям, вызванным курением среди матерей и беременных женщин, или непрямые затраты по инвалидности и преждевременной смертности. Эта оценка, таким образом, представляет собой минимальную оценку вызываемых курением экономических затрат, а возникавшие по предыдущим методикам возражения в основном учтены и исправлены.
Наиболее важным компонентом упоминавшейся выше методики была разработка опроса, где бы связывались риск для здоровья, вызываемый поведением респондента, состояние здоровья, затраты и обычный график обращения к врачу. Для большинства развивающихся стран это просто невозможно. Тем не менее, включением вопросов о курении в опросы по затратам в домашнем хозяйстве (которые проводятся во многих странах для оценки финансовых условий и возможностей) можно создать возможность проведения сходных экономических исследований. Здесь приоритет принадлежит обработке данных, и необходимо использовать экстенсивную экономическую модель, чтобы произвести точную оценку экономического влияния курения на национальную систему здравоохранения.
Не все вызываемые табаком затраты относительно легко измерить или же они вообще не поддаются измерению. Но это не исключает полезного документирования. Например, обусловленная табаком смерть выдающегося местного деятеля искусства, политики или бизнеса может рассматриваться, как одна из признанных потерь, вызванных потреблением табака. То же самое относится к затратам на уход за немощным членом семьи или к затратам, связанным с более низкими успехами в учебе детей из-за подверженности действию табака или из-за ранней смерти родителя. Действительно грандиозные затраты, вызываемые потреблением табака, измеряются не деньгами, а трагической и ненужной утратой здоровья и жизни человека и всем тем, что этим людям уже никогда не удастся сделать.