Там, где разрешена реклама (даже если существуют ограничения), фонды, отпущенные на рекламу и пропаганду, будут наибольшей отдельной статьей расходов табачных компаний, которая даже превышает объем средств, затраченных на покупку табачного листа. Только в Соединенных Штатах на рекламу и пропаганду табака в 1993 году было потрачено 6.2 миллиарда долларов. Так как табачные компании придают такую важность рекламе, пропаганде и маркетингу их продукции, для сторонников контроля над табаком также важно понять характер данной сферы деятельности. Важно документировать наиболее популярные формы табачной рекламы, пропаганды и маркетинга, имеющихся в данной стране, в дополнение к сбору всесторонней информации по имеющимся в наличии маркам, уровню смол/никотина в них и целевым рынкам сбыта этих марок.
Сторонникам контроля над табаком также стоит документировать характер, объем и эффективность всех законов и постановлений, касающихся маркетинга, рекламы и пропаганды табака, а также любое добровольные соглашения, введенные табачной промышленностью либо самостоятельно, либо посредством формального или неформального соглашения с правительством.
Все предприятия и ассоциации, которые получают выгоду от рекламы и пропаганды табака необходимо выявить и документировать. Сюда войдет на удивление широкий круг предприятий, включая небольшие фирмы, которые занимаются установкой рекламных щитов, управление муниципальным транспортом, которые получают прибыль от рекламы сигарет в городских автобусах до театров и танцевальных коллективов, которые получают финансовую поддержку от табачных компаний. Некоторая оценка общего количества людей, задействованных в рекламе и пропаганде табака, может также оказаться полезной для понимания степени влияния табачной промышленности в рекламной сфере.
С положительной стороны можно сказать, что во многих странах уже проводится некоторая форма действий правительства по контролю над табаком. В примерно половине всех стран имеются определенные антитабачные законы или постановления, а в большинстве стран проводится какая-либо форма антитабачной деятельности. Какие бы виды деятельности не проводились, важно, чтобы они были документированы, так как будет очень сложно улучшить качество политики контроля над табаком без полного понимания ее состояния на данный момент. В государственном секторе важно определить характер, объем и эффективность связанной с вопросами табака деятельности по укреплению здоровья и санитарному просвещению, а также преобладающую практику помощи в прекращении курения.
При обзоре национальной политики можно использовать следующую схему:
1. Отражает ли доступность продукта серьезность ущерба, связанного с его потреблением? Ясно, что продукт, у которого нет безопасного уровня потребления и который убивает половину своих потребителей, не должен продаваться дешево, в учреждениях здравоохранения, в автоматах или детям.
2. Способствует ли закон полному и свободному пониманию среди потребителей и потенциальных потребителей табачных изделий? Необходимо предотвращать появление вводящих в заблуждение образов и рекомендаций, которые преподносятся в рекламе или посредством привлекательной упаковки. В местах продажи и на (или, возможно, в) упаковке должна присутствовать наглядная и детальная информация о вреде для здоровья. Должна быть полностью раскрыта информация обо всех токсических и вызывающих зависимость веществах данных изделий. Должны проводиться обязательные действия по санитарному просвещению общественности, включая информирование общественности о роли табачной промышленности. Также должны существовать требования по предоставлению помощи тем, кто не хочет потреблять табачные изделия.
3. Обеспечивает ли законодательство, что здоровье тех, кто не потребляет непосредственно данные изделия, не подвергается риску в результате курения? Это означает эффективную защиту от табачного дыма в таких местах, рабочие помещения, общественные места и общественный транспорт.
4. Дает ли законодательство властям полномочия требовать модификации изделия? Действительно, все другие потребительские товары являются объектом тщательного государственного контроля. Контроль производства табачных изделий, ограничения продажи табачных изделий обладают потенциалом значительного влияния на будущий уровень зависимости и смертности.
Все в большей степени обеспечивается защита от табачного дыма в учреждениях здравоохранения, транспортных средствах, общественных местах и рабочих помещениях с различной степенью эффективности. В основном эта защита обеспечивается с помощью различных законодательных актов на национальном, областном и местном уровнях, или же различными административными правилами и добровольными соглашениями. Документирование и анализ объема и эффективности имеющегося на данный момент уровня защиты от табачного дыма будут формировать первичную документацию, необходимую для продвижения вперед к дальнейшему улучшению национальной политики контроля над табаком.
Следующим аспектом политики контроля над табаком, который необходимо зафиксировать, является состояние законов и правил, которые запрещают продажу и раздачу табачных изделий детям и подросткам. Если данный закон существует, но не действует (как часто бывает), это также необходимо отразить в документации.
Налоги на табак являются очень важным элементом всестороннего контроля над табаком. Политика налогообложения табака устанавливается обычно Министерством финансов, в то время как действительный сбор налогов осуществляется Министерством государственных сборов. В федеральном государстве налоги могут собирать два или даже три уровня органов управления. Каково бы ни было состояние налогообложения табака на данный момент, улучшение качества политики контроля над табаком требует полного понимания характера и степени налогообложения табака, а также его важности, как источника государственного дохода.
На каждые 10% повышения реальной цены (цены после учета инфляции) потребление упадет в меньших пределах, от 2% до 8%. Среди подростков и людей с низкими доходами наблюдалось даже более сильное снижение потребления на каждые 10% повышения цены. Значение этого для общественного здравоохранения состоит в том, что цена может быть повышена путем налогов на табак, что ведет к снижению потребления табака и одновременно к повышению государственных налоговых поступлений. Это явление можно выгодно использовать при выстраивании стратегии контроля над табаком
В Главе 8 говорится, что вопросы об общественном мнении по поводу различных вариантов политики контроля над табаком, стоит включать в опросы о знаниях, отношении и практического поведения, касающегося потребления табака. Документирование состояния общественного мнения по поводу различных мер контроля над табаком, полученное в результате подобных опросов, будет особенно важной информацией для расширения охвата политики контроля над табаком, в особенности для поддержки предлагаемых правительством действий. Большинство опросов, которые уже проводились, показали, что большая часть населения поддерживает все элементы всесторонней политики контроля над табаком, рекомендуемых Всемирной Ассамблеей Здоровья, а некоторые меры поддерживают даже курящие.
Набор данных по стране может служить различным целям. В связи с этим необходим различный уровень детальности, от краткого отчета по вопросам табака и его влияния на здоровье (см. Приложение 5, пример данных по Индонезии из Отчета ВОЗ "Табак или здоровье: положение в мире) до более детального описания ситуации.
При любом обсуждении национальной политики по вопросам табака и здоровья неизбежно будет задан вопрос: "Какова ситуация по табаку и здоровью в нашей стране по сравнению с другими странами?". Информация из других стран будет, конечно, полезной для ответа на этот вопрос.
Публикации ВОЗ, которые упоминались выше и ежеквартальный журнал Международный дайджест по законодательству относительно вопросов здоровья могут быть очень ценными в плане предоставления обширной информационной базы для планирования и программирования международного контроля над табаком. Публикации аккредитованного при ВОЗ Международного агентства исследований по вопросам рака и других международных организаций, таких как Международный союз против рака, также являются полезными источниками информации о международном контроле над табаком.
Чтобы наиболее эффективно поддерживать усиленную политику и программы контроля над табаком, полезно иметь современную и надежную картину по конкретной ситуации с табаком в данной стране. Во многих странах уже имеется в наличии достаточное количество информации, которая легко доступна. Где возможно, желательно иметь следующую информацию:
Barnum H. The economic burden of the global trade in tobacco. Tobacco
control: an international journal, 1994, 3:358-361. Bartlett JC et al. Medical care expenditures attributable to cigarette
smoking. United States, 1993. Morbidity and mortality weekly report, 1994, 43(26) :469-472. Cigarette advertising and promotion in the United
States, 1993. Washington, DC, Federal Trade Commission, 1995. Collishaw NE, Myers
G. Dollar estimates of the consequences of tobacco use in Canada, 1979. Canadian journal of public
health, 1984, 75:192-199. Duan W et al. A comparison of alternative models for the demand for medical
care. Journal of business and economic statistics, 1983, 1:115-126. Durston В, Jamrozik К,
eds. Tobacco and health 1990: the global war. Proceedings of the Seventh World Conference on Tobacco and
Health, Perth, 1990. Perth, Health Department of Western Australia, 1990. Gray
N, Daube M, eds. Guidelines for smoking control, 2nd ed. Geneva, International Union against
Cancer, 1980. Manning WG et al. The taxes of sin. Do smokers and drinkers pay their
way? Journal of the American Medical Association, 1989, 261:1604-1609. Miller LS et
al. Medical care expenditures attributable to cigarette smoking: methodology, descriptive
statistics, parameters, and expenditure estimates. Berkeley, University of California School of Public
Health, 1994 (monograph). Pekurinen M. Economic aspects of tobacco smoking: is there a case for government intervention in
Finland? Helsinki, VAPK Publishing, 1992 (National Agency for Welfare and Health, Research Report 16/1991). Raw
M, White P, McNeil A. Clearing the air. A guide for action on tobacco. London, British Medical
Association, 1990. Rice D et al. The economic costs of the health effects of
smoking, 1984. Milbank quarterly, 1986, 64(4):489-547. Roemer R. Legislative action to combat the world tobacco epidemic (2nd
edition). Geneva, World Health Organization, 1993. Tobacco or health: a global status
report. Geneva, World Health Organization, 1997.
Tobacco or health: status in the Americas. Washington, DC, Pan American Health
Organization, 1992 (Scientific Publication, No. 536).
Tobacco taxes in the European Union: how to make them work for health. London, Health Education
Authority, 1994 (booklet produced for European seminar on tobacco taxation
policy, London, 1-2 December 1994). US Department of Health and Human Services. Smoking and health in the
Americas: a 1992 Report of the Surgeon General, in collaboration with the Pan American Health
Organization. Atlanta, GA, Centers for Disease Control, 1992. US Department of Health and Human
Services. Smoking-attributable mortality, morbidity, and economic costs. Computer software and
documentation, SAMMEC II. Atlanta, GA, Centers for Disease Control, 1990. Warner ЕК. Cigarette
taxation: doing good by doing well. Journal of public health policy, 1984, 5(3):312-319. World Health
Organization. Legislative responses to tobacco use. Dordrecht, Martinus Nijhoff, 1991.
Часть II Мониторинг табачной эпидемии. Глава 6. Какие данные нужны?