В Главе 1 делалась ссылка на принятые Всемирной Ассамблеей Здравоохранения резолюции по вопросам курения и здоровья. Особую важность представляет резолюция 1986 года (WHA 39.14), где описываются важные компоненты программы всестороннего контроля над табаком. Но какие учреждения должны быть привлечены, какую роль они будут играть? Как нужно анализировать ситуацию по табаку и здоровью в каждой стране, чтобы определить направление будущих действий по контролю над табаком? В этой главе будут представлены некоторые рекомендации по этим вопросам.
Обеспечивая высокие, насколько возможно, стандарты общественного здравоохранения, правительства играют важную роль в контроле над табаком. Хотя министерства здравоохранения занимают лидирующую позицию в этой области, они также должны обеспечивать сотрудничество с некоторыми другими органами правительства, средствами массовой информации, общественными организациями, профессиональными объединениями, деловыми и промышленными кругами. В последующем разделе представлено краткое описание вклада в национальную политику всестороннего контроля над табаком, который в идеале может внести каждый из этих институтов общества.
Сильная политическая воля и обязательство правительства сократить бремя обусловленных табаком заболеваний, являются очень значимыми в развитии и сохранении политики эффективного контроля над табаком. Если политика будет действительно всесторонней, разнообразные действия по контролю над табаком могут фактически распространиться на все правительственные органы. В последующих разделах будет описана роль, которую различные министерства могут играть во всестороннем контроле над табаком. Эти предложения применимы на национальном уровне и могут подойти также для использования на уровне штата или области. Это особенно верно для таких больших стран, как Бразилия, где необходимо, чтобы действия проводились не только национальным правительством, но также и органами правительств всех 26 штатов. Нужно отметить, что приведенные примеры являются только иллюстрацией. Распределение ответственности между министерствами будет значительно варьироваться в разных странах.
Министерство здравоохранения
Обычно национальное Министерство здравоохранения несет основную ответственность за укрепление и охрану здоровья и, таким образом, играет явно лидирующую роль в контроле над табаком. Тем не менее, иногда эта роль принимается на себя другим министерством. На ком бы не лежала основная ответственность за контроль над табаком, это министерство должно обеспечить создание координационного центра для стимулирования, поддержки и координации действий по контролю над табаком.
Министерство финансов и казначейство
Министерство финансов и казначейство обычно отвечают за определение налоговой политики и сбор налогов. Повышение налогов на табак обладает доказанным воздействием, снижающим потребление табака, особенно среди молодежи, и в тоже время, увеличивая доход государства. Кроме того, введение и сбор налогов на табак обычно является наименее организационно трудной формой налогообложения табака. Министерство здравоохранения может сыграть важную роль в подготовке вопроса для Министерства финансов по действенной, всесторонней, сориентированной в интересах здоровья политике налогообложения табака.
Органы таможни и акцизных сборов
Эти органы могут получить преимущества от сотрудничества с работниками общественного здравоохранения, заинтересованными в контроле над табаком, узнавая о новых предлагаемых направлениях налогообложения табака и, часто, обмениваясь информацией о потреблении. Они также могут помочь в усилиях по контролю над табаком путем:
Министерства торговли и промышленности
С целью способствовать развитию деловой активности, национальные министерства торговли и промышленности могут поощрять создание производящих табачные изделия заводов или же фабрик по производства сопутствующей продукции для табачной промышленности. Дополнительные стимулы для табачной промышленности могут включать в себя займы под низкий процент, льготы по налогообложению или аренде территории, а также предоставление зданий, строительных материалов, станков и оборудования по цене ниже рыночной.
Эта деятельность противоречит рекомендациям по контролю над табаком Всемирной Ассамблеи Здравоохранения (WHA 39.14, пункт 4) и духу нынешней политики экономического развития Всемирного банка. Сегодня признан тот факт, что поощрение развития табачной промышленности представляет угрозу здоровью населения. Если это представляет угрозу для здоровья, то это также угроза для долгосрочного социального и экономического развития. Специалисты по здравоохранению и экономическому развитию сегодня согласны, что краткосрочные экономические преимущества от поддержки развития табачной промышленности являются в долгосрочном плане вредными для здоровья, социального и экономического развития. Существуют новые возможности для министерств торговли и промышленности предоставить стимулы для развития промышленности, которая может заместить деятельность в секторах выращивания и производства табака. Министерства торговли и промышленности могут обеспечить экономическую альтернативу выращиванию и производству табака, чтобы привести национальную политику в соответствие с политикой ВОЗ и Всемирного банка. Там, где у них есть полномочия регулировать розничную торговлю, они могут использовать свою власть, чтобы ограничить места продажи табака, например, запрет торговли табаком в учреждениях здравоохранения и образования. Право лицензирования также может быть использовано, чтобы запретить продажу табака несовершеннолетним.
Министерство по делам потребителей
Министерство по делам потребителей часто может внести свой вклад во всестороннюю политику контроля над табаком путем введения обязательных требований по маркетингу табака, его рекламе, упаковке и маркировке. Обязательный контроль тестирования табачных изделий, раскрытие информации о вызывающих зависимость и токсичных компонентах табачных изделий может также входить в ответственность данного Министерства. Либо же данные законодательные меры и правила могут проводиться Министерством здравоохранения при поддержке и в сотрудничестве с Министерством по делам потребителей.
Министерство сельского хозяйства
Министерство сельского хозяйства обычно предоставляет экономическую и техническую помощь фермерам, и выращивающие табак фермеры часто могут получать выгоду от этих программ. Так как табак часто рассматривается, как важный прибыльный товар, эти фермеры часто получают специальные субсидии или техническую помощь. Как и перерабатывающая табак промышленность, выращивание табака считается ВОЗ и Всемирным банком неблагоприятным как для улучшения здоровья, так и для экономического развития. По получению запроса Организация по сельскому хозяйству и продовольствию (FAO) предоставит помощь странам для развития экономических альтернатив выращиванию табака. Министерство сельского хозяйства может избегать дополнительного поощрения развития табачной отрасли сельского хозяйства. Даже самая всесторонняя политика контроля над табаком приведет в результате только к очень медленному снижению спроса на табак, если оставить массу времени на экономическую перестройку сельскохозяйственного сектора. Даже если спрос на табак на душу населения будет медленно падать, общий спрос на этот продукт, скорее всего, останется стабильным или увеличится из-за роста населения. Действительно всесторонняя политика по контролю над табаком должна признавать медленное уменьшение спроса на табачный лист и должна содержать определенные положения для помощи в экономической перестройке табачного аграрного сектора. Любой компенсационный план для фермеров должен, тем не менее, был строго увязан с достижением задач здравоохранения.
Министерство внешних связей и международной торговли
Эти министерства могут:
Министерства, которые занимаются вопросами расширения иностранных рынков для местной продукции и контролем за импортом и экспортом товаров могут также внести свой вклад во всестороннюю политику контроля над табаком. Необходимо помнить, что табак порождает потери для большинства развивающихся стран. Международная торговая политика, где выполняются рекомендации ВОЗ и Всемирного банка, подвергает одинаковому налогообложению, контролю за маркетингом, рекламой и маркировкой как импортные, так и отечественные табачные изделия. Скоординированная международная политика также может привести к сокращению государственных субсидий на выращивание и экспорт табака. Так как политика контроля над табаком была рекомендована всем странам, долгосрочные экономические перспективы табака и продукции из него, как товара на экспорт, являются исключительно неблагоприятными. В то же время при снижении субсидирования фермеров, странам со сравнительными преимуществами для выращивания табака не придется сталкиваться со значительным сокращением производства в обозримом будущем.
Министерства внешней торговли развивающихся стран с нарождающейся табачной промышленностью должны быть особенно осторожны в предоставлении своих ограниченных валютных ресурсов для покупки оборудования для табачной индустрии, табачного листа и других компонентов табачного производства. Ожидания экономических преимуществ от данного развития, даже за короткий срок, могут быть разрушены, если подобное развитие существенно истощит валютные резервы.
Министерство юстиции
Как уже упоминалось, законодательная база контроля над табаком выполняет важную роль во всесторонней программы страны по контролю над табаком. В резолюции WHA43.16, 1990 Всемирная Ассамблея Здравоохранения настаивала, чтобы все Государства "обдумали включение в свою стратегию контроля над табаком планов о законодательстве или других эффективных мерах..." (см. Приложение 1). В странах, где выполняют эту резолюцию, Министерство юстиции будет, совместно с Министерством здравоохранения, играть важную роль в разработке, реализации, управлении и контроле выполнения законов о контроле над табаком.
Министерство юстиции также может:
В большинстве стран государственная инспекция и органы контроля отвечают за выполнение законов о местах, где запрещено курение, об ограничении рекламы, об ограничении продажи табачных изделий несовершеннолетним и других законов о контроле над табаком. Отделения полиции или соответствующая инспекция и органы контроля могут также помочь в контроле выполнения законов о контроле над табаком и другим связанным с этим положениям, таким как закон против контрабанды.
Министерства труда, транспорта и персонала государственных служащих
Министерство труда или другие органы, которые отвечают за профессиональную санитарию и законы и правила по безопасности труда должны обеспечить эффективную защиту от табачного дыма в закрытых общественных помещениях с помощью законов, правил, стандартов или инструкций. Защита от окружающего табачного дыма (ОТД) должна быть гарантирована в таких местах, как рабочие помещения, общественный транспорт и административные здания, особенно те, где обслуживаются люди. Во многих странах правительства обнаружили, что за введением политики по защите от табачного дыма на государственных рабочих местах быстро следует добровольное введение сходной политики в частном секторе.
Транспортную администрацию также следует побуждать запретить рекламу табака в общественном транспорте и также обеспечить защиту от табачного дыма в общественном транспорте. В случае международных перевозок, возможно, необходимо будет обсудить двухсторонние или многосторонние соглашения.
Министерство просвещения
Всесторонняя политика по контролю над табаком будет неполной без привлечения Министерства образования. Руководящие органы здравоохранения и образования могли бы потребовать:
Министерство охраны окружающей среды
Это Министерство может внести свой вклад во всесторонний контроль над табаком, предоставив помощь в следующих областях:
Министерство обороны
Большое количество молодежи служит в вооруженных силах. Вооруженные силы могут внести свой вклад во всесторонний контроль над табаком путем:
Министерства культуры и спорта
Эти Министерства могут обеспечить поддержку политике всестороннего контроля над табаком путем:
Министерство религии
Если таковое имеется, Министерство религии или религиозные группы могут поддержать политику контроля над табаком путем:
Другие уровни управления
Некоторые элементы политики контроля над табаком, возможно, лучше могут осуществлять местные органы управления. Сюда могут входить:
Там, где местные власти могут эффективно работать по контролю над табаком, Министерство здравоохранения должно обеспечивать им поддержку и поощрять их, если они хотят внести свой вклад в общую политику контроля над табаком. Местные власти могут также вводить новые меры по контролю над табаком, успешные элементы которых могут затем вводиться на уровне области или страны.
Хотя средства массовой информации могут служить для поощрения потребления табака, они также могут эффективно поддерживать контроль над табаком. Рекламные щиты, газеты, журналы, радио и телевидение могут быть ценными средствами распространения важных просветительных рекомендаций о вреде курения для здоровья и для отражения прогресса в реализации программ контроля над табаком.
Даже если запрет рекламы табака не введен в виде закона, силы здоровья могут убедить газеты принять редакционную позицию в пользу запрета рекламы табака. Эта стратегия увенчалась успехом в некоторых странах. Во многих случаях принятая газетами редакционная позиция в пользу запрета рекламы сопровождалась добровольным отказом (основанным на вопросах этики и здоровья) принимать рекламу табака. Существуют также некоторые международные издания, которые имеют длинную историю добровольного отказа от публикации рекламы табака.
Хотя в средствах массовой информации ошибочно думают, что утратят значительные доходы, если они поддержат усилия по контролю над табаком, либо через редакторские статьи или путем отказа от рекламы табака, исследования показывают, что это неверно.
Средства массовой информации могут:
Необходимо исследовать возможности сотрудничества со средствами массовой информации.
Рамка 10. Газетные публикации о вреде потребления табака в Папуа Новой ГвинееПо предложению местных работников ВОЗ в Папуа Новой Гвинее, местная газета начала периодически публиковать приложение по вопросам здоровья, спонсируемое фармацевтическими компаниями. Это приложение регулярно содержало информацию о вреде потребления табака. Доход от рекламы был достаточно велик, чтобы опубликовать версии данного приложения без рекламы на английском и местном языках. В этой форме данное приложение рассылалось правительством местным медицинским работникам по всей стране для работы с населением. Таким образом, в результате сотрудничества газеты и работников общественного здравоохранения был достигнут успех в распространении информации о вреде курения по всей стране без денежных затрат со стороны ВОЗ, правительства или средств массовой информации. |
Консультация и лечение, которые предоставляет медработник, могут быть основным фактором того, будет ли человек пытаться и преуспеет ли в своей попытке бросить курить. Краткий, учитывающий имеющиеся возможности и настойчивый совет медработника бросить курить был определен в качестве ведущей стратегии сокращения потребления табака. Тем не менее, медработники часто даже не обращаются к вопросу табака, и если обращаются, то он обсуждается крайне поверхностно. Это проблема часто объясняется высокой распространенностью курения среди самих медработников. В данных обстоятельствах вероятность, что вопрос прекращения курения будет обсуждаться, еще более призрачна. Очевидно, что эффективность совета медработника об опасности курения будет сведена на нет, если пациент затем увидит, что медработник курит.
Врачи
В развитых странах основная масса населения посещает врачей, по крайней мере, раз в году, что предоставляет удобную возможность проведения эффективной консультации против курения. Даже в странах, где имеется менее прямой контакт с врачом, мнение докторов по вопросам здоровья все равно ценят и уважают. Тем не менее, во многих странах уровень потребления табака среди врачей также высок или даже выше, чем среди населения в целом.
В ответ на это, такие группы, как Европейская медицинская ассоциация: Курение или здоровье (EMASH), Доктора не должны быть равнодушными (DOC) (США) и Врачи за Канаду без табака (PSC) участвуют в проведении следующей деятельности:
Другие международные группы медиков, такие как Всемирная ассоциация медиков (WMA) и Международные Врачи Против Табака (IDAT) могут сыграть ключевую роль в контроле над табаком. В рамке 11 представлен текст резолюции Международного общества и федерации кардиологии, где настойчиво рекомендуется медработникам не курить и побуждать своих коллег делать то же самое.
Рамка 11. Международное общество и федерация кардиологии: резолюция относительно врачей и куренияПринимая во внимание, что Международное общество и федерация кардиологии занимается профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире в сотрудничестве с членами кардиологических обществ и фондов. Курение табака расценивается, как основной фактор риска, вызывающий заболеваемость и смертность в результате сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире. Врачи, и особенно кардиологи, находятся в идеальной позиции, чтобы признать влияние табака на здоровье, подавать хороший пример своим пациентам и обществу и проводить пропаганду против табака совместно с правительственными организациями. Значительное улучшение здоровья общества и сокращение возникновения заболеваний может быть достигнуто путем уменьшения распространенности курения. Ввиду этого решено, что Международное общество и федерация кардиологии настоятельно рекомендует, чтобы все входящие в состав общества и фонды предприняли или сделали более интенсивными усилия по убеждению всех своих членов бросить курить, поощряли политику прекращения курения среди коллег врачей и других медработников, включая студентов медиков, и запретили курить в медицинских учреждениях и взаимосвязанных с ними организациях. Резолюция принята Исполнительным комитетом Международного общества и федерации кардиологии, 16 сентября 1995г. |
Медицинские сестры
Медсестры представляют собой наибольшую часть медработников, и их совет и пример может иметь важное влияние на поведение их пациентов в плане курения. Тем не менее, в некоторых странах распространенность курения среди медсестер почти такое же или даже выше, чем среди населения в общем. В некоторых странах, даже если распространенность курения низка среди врачей, она выше среди медсестер. Медсестры могут играть ключевую роль, показывая позитивный пример отказа от курения и активно консультируя пациентов по вопросам курения, в том числе по его прекращению.
Фармацевты
В странах, где табачные изделия продаются в аптеках, профессиональные организации фармацевтов должны активно работать, чтобы изменить это. Тем не менее, успеха достигнуть нелегко и нужно продолжать прикладывать усилия, чтобы ограничить продажу табачных изделий в аптеках. В связи с продажей вспомогательных средств для прекращения курения, фармацевты могут сыграть важную роль в инструктировании и консультировании своих клиентов.
Зубные врачи и другие медработники
Зубные врачи особо заинтересованы в контроле над табаком, потому что они видят многочисленные проблемы ротовой полости, а также другие проблемы здоровья, возникающие из-за потребления табака. Они ориентированы на профилактику; они могут дать эффективный совет, особенно молодым людям, по профилактике курения и его прекращению. Они, наряду с другими медработниками, находятся в одной из ключевых позиций для активного поощрения мер по контролю над табаком, включая совет бросить курить. Где это возможно, профессиональные медицинские общества должны сотрудничать, чтобы обеспечить поддержку и способствовать введению всесторонней национальной политики по контролю над табаком. Эффективность такого рода сотрудничества и политической деятельности может быть приумножена, если медработники различных специализаций скоординируют свои действия друг с другом и с другими общественными организациями, выступающими за контроль над табаком.
Во многих странах другие общественные организации, включая клубы, молодежные группы, группы потребителей, группы защиты окружающей среды, женские и религиозные организации охотно поддерживают разработку всесторонних национальных программ контроля над табаком. Например, во многих странах молодежные группы активно участвовали в организации и проведении празднования Всемирного дня без табака. Некоторые религиозные группы также очень заинтересованы в деятельности по контролю над табаком. В частности, христианские группы Адвентистов седьмого дня также предлагают в ряде стран курсы по прекращению курения. В Малайзии Исламская медицинская ассоциация Малайзии принимает активное участие в контроле над табаком. Курение строго запрещено сикхской и другими религиями.
Организации, занимающиеся вопросами здоровья
Занимающиеся вопросами здоровья организации, такие как национальные общества сердца, легких, и рака наряду с антинаркотическими и антитабачными группами играют основную роль в разработке всесторонней национальной программы контроля над табаком. В некоторых странах в этих организациях состоит большое количество членов и сочувствующих, таким образом, они могут играть главную роль в сотрудничестве с правительством и в предложении программ по санитарному просвещению и прекращению курения в школах, центрах здоровья и других учреждениях местного уровня. Эти группы также обладают потенциалом для международного сотрудничества. Занимающиеся вопросами здоровья организации могут сыграть важную роль в:
Учителя и социальные работники также могут сыграть определенную роль в контроле над табаком. Они могут подавать пример отказа от курения, как социальную норму. Эти организации также могут поддерживать другие группы, призывающие к общему улучшению национальной политики по контролю над табаком. Учителя могут требовать, чтобы школы стали местом, где запрещено курение, а также требовать проведения более эффективных и более регулярных школьных программ по профилактике курения.
Юристы
Юристы могут быть особенно полезными, так как законодательство является значительной частью эффективного контроля над табаком. Юристы могут выступать за изменения в закодательстве, помогать в разработке законопроектов и поправок к законам, отвечать на аргументы табачной промышленности и следить за выполнением существующих законов. Они также могут помочь в попытках применения общих законов (например, закона о защите потребительских прав, об упаковке, о рекламе) относительно табачных изделий. Роль юристов приобрела особую важность за последние годы, так как протабачные силы пытаются бороться с мерами общественного здравоохранения путем использования сложных аргументов юридического плана, основанных на таких вещах, как конституционность и международные торговые соглашения. Местные юристы эксперты или те, кого можно привлечь через международные организации, обычно могут ответить на возникающие проблемные вопросы и предотвратить отсрочку, ослабление или отмену мер здравоохранения.
Судебные дела против табачных компаний в некоторых странах привлекают повышенное внимание. Это важное событие для контроля над табаком и оно может принести с собой значительные результаты, как в плане собственно результата дела, так и в плане информирования общества о результате данных дел. В то же время тяжбы против табачных компаний также могут быть дорогим и требующим времени занятием. В большинстве стран часто лучше сконцентрировать правовые ресурсы на развитии законодательных инициатив или тяжб, направленных на такие вопросы, как запрещение курения в определенных местах, запрет рекламы табака и применение существующих законов.
Проблема охраны от табачного дыма на рабочем месте является вопросом, который касается практически всех секторов бизнеса и промышленности, и все эти сектора могут внести свой вклад в решение данной проблемы. Министерства могут установить правила, обеспечивающие защиту от пассивного курения. Тем не менее, чем ждать выхода подобных указаний, промышленность и частные фирмы могут сами реализовывать политику по контролю над табаком. Профсоюзы, которые по характеру своей организации имеют длинную историю защиты здоровья и безопасности рабочих, могут выполнить свою естественную функцию в этой области. Эти меры могут быть введены таким образом, чтобы не затрагивать прибыли и интересов компаний. Правительство затем может выгодно использовать опыт политики контроля над табаком компаний и предприятий, и правительственные постановления, однажды введенные, будут более соответствовать нуждам той группы населения, для которой они предназначены. Наконец, ряд последних законов гласит, что работодатели, которые не обеспечивают действенную защиту своих рабочих от табачного дыма, могут понести ответственность за нанесение ущерба, и суд может обязать их выплачивать компенсацию тем работникам, которым нанесен ущерб, или которые страдают от табачного дыма на рабочем месте.
Некоторые сектора частного предпринимательства, такие как фармацевтические предприятия, выпускающие вспомогательные средства для прекращения курения, могут поддержать меры по контролю над табаком. Все большее количество секторов промышленности осознает преимущества рабочих мест без табачного дыма, и предлагают помощь в прекращении курения. Во многих странах страховые компании, опираясь на данные статистических подсчетов, предлагают гораздо меньшие страховые взносы за страховку жизни некурящего.
Попытки реализовать подобную политику столкнуться с оппозицией табачной промышленности и ее союзников, включая тех, кто получает финансовую выгоду от табачной промышленности, прямо или косвенно. Производящая табачные изделия промышленность удерживает целую группу своих сторонников среди своих поставщиков и клиентов, таких как выращивающие табак фермеры, поставщики упаковочного материала, рекламные фирмы, публикующие рекламу табака средства массовой информации, оптовые и розничные торговцы. В Южной Азии, например, сеть сторонников простирается до отраслей, занимающихся выращиванием и обработкой тембурини (используется для оборачивания биди, самого популярного продукта для курения в Индии) и ореха и листья бетеля (используется в смеси с широким ассортиментом жевательного табака в Индии).
Помимо этих секторов, которые прямо имеют дело с табачными компаниями, многие другие сектора стали зависимыми от табачной промышленности, либо потому что табачные компании их купили по различным причинам, или потому что их спортивная или культурная деятельность выигрывает в результате спонсорства табачных компаний.
Чтобы справиться с оппозицией стратегии всестороннего контроля над табаком, можно использовать способы и аргументы, применение которых оказалось успешным во всем мире. Часто эту информацию легко получить. Часто очень важно быть в состоянии критически оценить имеющуюся в наличии информацию в плане ее точности. В частности, было бы глупо принимать информацию от табачной промышленности без тщательного анализа ее достоверности, качества документации и возможных противоречий. Также необходимо понимать, что вся информация, распространяемая силами здоровья, будет объектом тщательного изучения и критики со стороны табачных компаний. Поэтому подготовка точных, научно обоснованных и хорошо структурированных информационных данных может быть очень полезна.
Большое количество людей курят и, таким образом, подвергают себя риску возникновения обусловленных курением заболеваний. Те, кто не курит, неизбежно имеют коллег, друзей или родственников, которые делают это, и таким образом, они подвергаются риску преждевременной потери друга или родственника в результате обусловленной курением болезни. Преждевременная смерть, которую можно было предотвратить, миллионов хорошо обученных, опытных людей в их наиболее продуктивном возрасте является общей потерей для общества, и она не признает национальных границ. К тому же, многие некурящие страдают от пассивного курения и также подвергаются риску развития обусловленного курением заболевания. Неудивительно, таким образом, что такая широкая проблема требует широких решений, вовлекая многие сектора общества.
Следующий перечень охватывает некоторые группы или институты, чья поддержка будет полезной в работе над всесторонней политикой и программами контроля над табаком:
Health services: our window to a tobacco-free world. Advisory kit, 1993 (available from: Tobacco or Health Programme, World Health Organization, 1211 Geneva 27, Switzerland).
Medical care expenditures attributable to cigarette smoking. United States, 1993. Morbidity and mortality weekly report, 1994, 43(26):469-472.
Raw M, White P, McNeill A. Clearing the air. A guide for action on tobacco. London, British Medical Association, 1990.
Reid DJ et al. Choosing the most effective health promotion options for reducing a nation's smoking prevalence. Tobacco control, 1992, 1:185-197.
Tobacco price and the smoking epidemic. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1994 (Smoke-free Europe, No. 9).
World Bank. World Development Report, 1993: investing in health. New York, Oxford University Press, 1993:86-89.
World smoking and health: packaging and health warnings. American Cancer Society, Vol 18, No 2, 1993.