Ежегодно табак является причиной смерти 3,5 миллионов человек или вызывает одну смерть каждые девять секунд. Эти цифры растут и, если не обернуть вспять имеющиеся на данный момент тенденции, к десятилетию 2020-2030 годов, табак будет убивать 10 миллионов человек в год, причем 70% таких смертей будет происходить в развивающихся странах. Данные научных исследований накапливались с начала 1950-х годов, и сейчас в отношении более 25 заболеваний точно известно или имеются веские основания полагать, что они причинно обусловлены курением. К тому же, вызываемые курением потери далеко выходят за рамки трагических последствий для здоровья и включают в себя экономические и социальные затраты.
Отражая озабоченность международного сообщества, Всемирная Ассамблея Здравоохранения приняла несколько резолюций по контролю над табаком, в том числе призыв к реализации стратегий всестороннего контроля над табаком. Эти меры остро необходимы не только в странах с уже значительно распространившейся табачной эпидемией, но также в странах, где эту эпидемию все еще можно предотвратить. В этой книге мы будем часто ссылаться на эти резолюции и предоставлять рекомендации по их реализации. Хотя страны работают по осуществлению резолюций Всемирной Ассамблеи Здравоохранения относительно табака и его влияния на здоровье, недостаток знаний и опыта проведения всесторонней, много секторальной политики может препятствовать прогрессу в этой области. Для тех, кто заинтересован в такой политике или отвечает за осуществление программ по контролю над табаком, в этой книге предлагается практическое руководство по организации и проведению долгосрочной, много секторальной политики и программ по всестороннему контролю над табаком. Приводится обзор опыта некоторых стран, и результаты систематизированы по нескольким темам, к которым следует обратиться при разработке или усовершенствовании политики контроля над табаком.
При этом, контроль над табаком - это не просто жесткое выполнение указаний данного руководства. Странам скорее рекомендуется использовать общие принципы, предложения и примеры из этой книги и адаптировать их к своим конкретным нуждам. Каждое государство само должно определять, какую стратегию использовать, чтобы добиться всестороннего контроля над табаком.
Эта книга состоит из двух частей:
- Часть I: Действия по контролю над табаком
- Часть II: Мониторинг табачной эпидемии.
Действия по контролю над табаком
В Главе 1 кратко описаны различные элементы табачной эпидемии и величина причиняемого ими ущерба.
В Главе 2 обсуждается, как составлять национальный план действий по всестороннему контролю над табаком с акцентом на подходе сотрудничества. Подробно обсуждается использование налогов на табак в целях укрепления здоровья общества. Учитывая, что повышение налога на табак может вызвать значительное сопротивление, в этой главе предлагаются конкретные контраргументы. В Главе 2 также предлагаются мероприятия оперативного плана проведения и оценки политики и программ по табаку уже после введения их в действие.
В Главе 3 представлены рекомендации по осуществлению всестороннего контроля над табаком, основанные на опыте тех стран, которые достигли успеха в этой области. Приводятся также аргументы, которые можно будет противопоставлять возражениям против эффективных мер контроля над табаком.
При разработке политики всестороннего контроля над табаком, полезно оценить ситуацию с табаком в этой стране на данный момент - что уже было сделано, и что еще необходимо сделать.
В Главе 4 сообщается о тех группах или институтах, которые играют в этом основную (или вспомогательную) роль и о тех, кто может противостоять введению такой политики и программ.
В Главе 5 обсуждается информационная поддержка, необходимая для всестороннего контроля над табаком. Когда вся соответствующая информация собрана и документирована, полезно придать ей такую форму, чтобы она была функциональной и доступной. В Главе 5 приводятся рекомендации по подготовке всесторонней характеристики страны по вопросам "табак или здоровье". Такая характеристика будет служить неотъемлемым компонентом информационной поддержки, используемой при осуществлении и мониторинге эффективности политики всестороннего контроля над табаком.
Мониторинг табачной эпидемии
В Главах с 6 по 9 исследуются вопросы сбора и анализа данных, касающихся табака и его влияния на здоровье, т.е. эпидемиологического обзора. Эти данные наряду с дополнительной информацией, предлагаемой в Главах 4 и 5, помогут странам отслеживать и документировать развитие табачной эпидемии. Эта информация обеспечит поддержку усилению политики и программ контроля над табаком. Надежные данные о развитии эпидемии, особенно среди отдельных подгрупп населения чрезвычайно полезны в качестве поддержки усилий по контролю над табаком.
В Главе 6 обсуждаются принципы и вопросы проведения эпидемиологических исследований, включая важность отдельных данных по подгруппам населения. В этой главе приводится обзор основных методов сбора данных и аналитических стратегий, а также оцениваются показатели и источники информации, которые помогут отслеживать потребление табака и уровень заболеваемости. Эти принципы действительны как для развитых, так и для развивающихся стран.
В Главе 7 представлена информация о том, как вычислять уровень потребления табака на основе данных о производстве, торговле и продаже табака. Обсуждаются преимущества и ограничения различных подходов измерения потребления табака. Например, такой показатель, как потребление сигарет на душу населения предоставляет информацию об общем уровне потребления табака, но не говорит ничего о курении в отдельных подгруппах населения.
В Главе 8 показывается, что такая информация требует проведения опросов населения, и как использовать их, чтобы собрать данные по потреблению табака, которые помогут сориентировать политику контроля над табаком. Приводятся пересмотренные и усовершенствованные рекомендации ВОЗ по измерению распространенности потребления табака. Чтобы обеспечить всемирную стандартизацию измерения распространенности курения, всем странам настойчиво рекомендуется придерживаться этих рекомендаций по проведению опросов по распространенности потребления табака. Опросы о знаниях и отношении к табаку очень зависят от особенностей культуры страны, в которой они проводятся, и поэтому они с трудом поддаются международной стандартизации. Тем не менее, предоставляются рекомендации о технике проведения опроса, в результате которого можно получить полезную для формирования политики информацию по поводу знаний о влиянии курения табака на здоровье и об общественном мнении по поводу различных вариантов политики контроля над табаком. Поддержка развития политики контроля над табаком значительно возрастает при наличии надежных и современных данных о влиянии потребления табака на здоровье.
В Главе 9 представлен обзор главных источников информации о смертности и заболеваемости и обсуждаются методы оценки обусловленной курением смертности в настоящем и будущем.
Необходимость немедленных действий
Уже известно, что табак является самой важной предотвратимой причиной преждевременной смертности во многих странах, а половина тех, кто курит постоянно, начав курить в подростковом возрасте, умрет в результате своего курения. Тревожный рост потребления табака свидетельствует о мощной вызывающей зависимость природе никотина, и о возможности табачных компаний проводить агрессивный маркетинг своей продукции во всемирном масштабе, несмотря на усиленные попытки общественного здравоохранения справиться с курением. В то же время, из-за 30-40 летнего временного отставания между началом курения и пиком обусловленной им смертности, риск потребления табака для здоровья все еще значительно недооценивается, даже теми органами власти, которые несут ответственность за защиту и укрепление здоровья населения. Существует острая необходимость эффективных действий против эпидемии табака в масштабах всего мира. В этой книге представлено практическое руководство для подобных действий. Чем скорее эти действия станут проводиться в масштабах всей планеты и будут действительно эффективными, тем скорее мы справимся с эпидемией табака.
Часть I Действия по контролю над табаком
Глава 1 Необходимость контроля над табаком